Сценарий образовательной ситуации по развитию речи "Учимся составлять письмо"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Сценарий образовательной ситуации по формированию умений составлять рассказ с помощью плана-схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_uchimsya_sostavlyat_pismo.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной ситуации
в подготовительной к школе группе
Тема: «Учимся составлять письмо»
Педагог: Катмакова Ирина Львовна
Основная цель: Формирование умение детей составлять рассказ с помощью плана- схемы.
Задачи:
образовательные:
-совершенствовать умение составлять рассказ на заданную тему, используя план в виде схематичных рисунков,
-расширять словарь детей за счёт имён прилагательных и однокоренных слов;
развивающие:
-развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы;
-развивать мыслительные операции (анализ и сравнение),
Воспитательные:
-воспитывать желание помочь, поделиться своими знаниями,
-воспитывать любовь к родной природе, умение видеть её красоту.
Демонстрационный материал:
Картины с изображением зимы в России и в Южной стране, картинки-схемы (формат А5), мяч, глобус, музыкальный центр
Раздаточный материал: листы бумаги, карандаши.
Сценарий итоговой образовательной ситуации:
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: Заинтересовать детей в совместной деятельности.
Требования:
- Ситуация, вкдючающая детей в игровую деятельность;
- Обращение к личному опыту детей;
- Создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в
деятельность
-Дети, к нам сегодня пришли гости посмотреть, как интересно мы проводим время. Поздоровайтесь и познакомьтесь с ними.
-Я позвала вас всех вместе, потому что на адрес нашего детского сада пришло письмо. Посмотрите. (Читаю адрес на конверте)
-Это письмо для нас? Почему вы так считаете? (это наш адрес и мы подготовительная группа)
-Присядьте на ковёр, а я прочитаю вам письмо. (Текст прилагается)
-Мальчик Ролан ещё прислал вам фотографию. Как вы думаете, в какой стране живёт Ролан? (В Египте) Где находиться страна Египет? Посмотрите на глобус и вспомните. (Африка)
- Ролан написал, что ему стало грустно. Отчего же он загрустил? (хочет увидеть нашу зиму, но не может)
- Как вы считаете, надо ему помочь? (да).
- Вы хотите помочь Ролану? (Да)
- Как мы можем сообщить ему о нашей зиме? (рассказать, нарисовать, послать фотографию и др.)
-Я помогу вам написать письмо буквами, а вы поможете его составить. Но для этого нужно подготовиться. Необходимо так составить письмо, чтобы Ролан, читая его, смог ясно представить нашу зимушку. Вы готовы потрудиться? (да)
2.Актуализация знаний в игровой ситуации.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
Игра «Закончи предложение».
- Сейчас мы сравним нашу зиму с зимой в Египте. Я называю предложение без последнего слова. Кто догадается, что нужно добавить, поднимите руку. Я вам брошу мяч, и вы скажете слово.
В Египте зимой тепло, а в России…
В Египте зимой идёт дождь, а в России…
В Египте зимой покрывает землю песок, а в России …
В Египте зимой растения цветут, а в России….
В Египте зимой носят легкую, тонкую одежду, а в России…
Создание эмоционального фона разговора.
-Я знаю, что вы с нетерпением ждёте наступления зимы. Чем она вам нравится? (дети высказывают своё мнение)
-Мы с вами даже песню разучили про наши развлечения. Встаньте в круг и спойте эту песню. (Песня «Что нам нравиться зимой.»)
- Теперь мы можем приступить к составлению письма, садитесь и начинайте…
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
- Создание ситуации затруднения;
- Фиксация в речи причины затруднения.
- Почему вы не можете составить письмо? (потому что не умеем, никогда не составляли писем)
- Можно сказать, что у вас возникло затруднение? (да)
- Давайте подумаем, как нам быть.
4. Открытие нового знания
Цель: формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.
Требования:
- Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- Фиксация нового знания в речи и знаково;
- Создание ситуации успеха.
-Чтобы написать письмо, надо подумать, о чем мы будем рассказывать. В нашем рассказе все должно быть последовательно.
- Что может нам помочь составить письмо? (картинки о зиме).
- Нам помогут карточки-схемы, которые лежат на столе. Встаньте поудобней, чтобы всем было видно.
-Письмо начинается с приветствия, найдите схему «приветствие».
Теперь найдите схему-рисунок, который объясняет, с чего начинается зима
(термометр, показывающий низкую температуру).
-Какой рисунок покажет, что нам нужно одеваться тепло? (карта-схема с изображением ребенка в зимней одежде).
-Затем поставьте карточку, которая поможет рассказать о снеге, зимней природе (детям дается возможность выбора картинки)
Показ детям карты-схемы с изображением перечеркнутой снежинки, предлагается подумать:
- О чем мы составим предложения по этой схеме? (о том, что снега зимой очень много, его убирают специальными машинами).
-Посмотрите, что вам напоминает схема с санками и лыжами? (зимние забавы, игры)
- Расскажите, как вы развлекаетесь зимой (строим снежные горки, катаемся с горки на лыжах, санках).
- Вы хотите что-то спросить у Ролана о зиме в Египте? (да)
Подберите схему, которая может это обозначать (изображение со знаком вопроса)
- Как вы думаете, чем должно заканчиваться письмо? (прощанием, добрыми пожеланиями). Дети подбирают соответствующую карту-схему.
-Вот мы и составили план, который поможет нам написать подробное, интересное письмо для мальчика Ролана.
Предложить детям повторить план, по которому составляется рассказ.
5.Включение нового знания в систему знаний.
Цель: формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач.
Требования:
- Соответствие используемых игр цели занятия;
- Индивидуальные затруднения в играх;
- Ситуация успеха в совместной деятельности
Детям предлагается разбиться на пары, сесть за столы.
-Порядок рассказа перед вами (на доске) в виде схем.
По каждой картинке вы называете свое предложение, которое придумаете вместе, работая в паре.
-Чтобы наш рассказ получился интересным, понятным Ролану, надо в предложениях использовать те красивые слова, которые мы знаем о зиме.
-Приступаем к составлению письма, я буду записывать буквами, а вы – схемами. Чьё предложение выберем, тот и будет его диктовать.
(запись детей ______ ______ ______.)
Совместная работа детей и воспитателя.
-Послушайте, какой рассказ у нас получился (читаю письмо)
6. Итог.
Цель: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили ее достичь.
Требования:
- Организация анализа детской цели;
- Фиксация нового знания в речи;
- Определение выполнения взрослой цели.
- Вам понравилось наше письмо? (понравилось)
- Зачем мы его написали? (чтобы рассказать мальчику Ролану о том, какой бывает зима в России)
- Мы смогли помочь мальчику? (да, помогли)
- Как вы думаете, сможет Ролан теперь представить русскую зиму? (да)
- А вы чему-то научились сегодня? (составлять рассказ, письмо по плану)
- Что помогло нам составить такой интересный и последовательный рассказ? (схемы, карточки, план)
- Было трудно? (да, нет)
- Где вам пригодится это умение? (в школе, писать письма друзьям)
-Я рада, что вы сегодня научились составлять рассказы, письма с помощью плана (схемы). Теперь вы сможете составить письмо для друзей, рассказать о чем-то интересном.
Текст письма:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ролан. Мне 6 лет. Недавно в телепередаче я услышал, что в России наступила зима, выпал снег. Я никогда не видел снега. Мне стало очень грустно. Расскажите, пожалуйста, какая бывает зима у вас, какой бывает снег. Очень жду вашего ответа.
Примерный рассказ детей:
Зимой в России очень холодно. Температура опускается намного ниже ноля градусов. Поэтому все надевают теплую одежду, шубы и теплые куртки. Зимой выпадает много снега. Он покрывает землю пушистым мягким ковром. Блестящий снег лежит на деревьях, крышах домов. А в городе на дорогах работает снегоуборочная техника. Мы строим из снега крепость, горки и лепим снеговиков. Мы катаемся со снежной горы на санках и лыжах. По льду все катаются на коньках. Нам нравиться зима, потому что всем весело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...
Сценарий образовательной ситуации по развитию речи в подготовительной группе «Осенняя ярмарка. Сад – огород».
Цель: Закрепить, обобщить и систематизировать понятия «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»....
Сценарий образовательной ситуации по развитию речи в подготовительной группе «Осенняя ярмарка. Сад – огород».
Цель: Закрепить, обобщить и систематизировать понятия «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»....
Сценарий образовательной ситуации в средней группе (Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «Повышение профессиональной компетенции педагогов ...
Сценарий образовательной ситуации по развитию речи Рассматривание картины «Делаем машину»
Возрастная группа: первая младшаяТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Цель: создание условий для формирования устной речи и культуры речевого общения....
Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы "Письмо от Феи Знаний"
Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы. Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным)....
Сценарий образовательной ситуации по развитию речевой грамотности на тему: «Мама любимая моя!»
Сценарий образовательной ситуации по развитию речевой грамотности на тему: «Мама любимая моя!». Дети учатся решать проблемные ситуации в ходе игровой деятельности. у детей формируетс...