Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы "Письмо от Феи Знаний"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Сценарий образовательной ситуации для детей старшей группы. Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pismo_ot_fei_znaniy.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №25»
Сценарий образовательной ситуации
(для детей старшей группы)
Автор разработки:
воспитатель
А. А. Жукова
г. Ярославль
2020 г.
Тип ситуации: «Открытие» нового знания.
Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (единственным, множественным).
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить представления о смыслоразличительной роли звука;
- продолжать учить проводить звуковой анализ - выделять звук (в начале, конце, середине слова);
- учить изменять окончания существительных в соответствии с формой единственного или множественного числа;
- содействовать формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом адекватно игровой ситуации;
- Закрепить умение описывать предмет (насекомое) по картинке;
- закрепить умение решать примеры (сложение, вычитание в пределах десяти);
- создавать условия для развития умения договариваться при распределении ролей в игре;
Развивающие:
Содействовать развитию:
- коммуникативных умений (умение участвовать в диалоге, работать в паре);
- мыслительных операций: умения устанавливать причинно-следственные связи;
- самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
- развитию связной речи;
- закреплению умения отвечать на вопросы распространённым предложением;
- закреплению навыка согласования прилагательных с существительными;
- развитию умения называть слова на заданный звук;
- выработке умения самостоятельно делать выводы;
- развитию фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к насекомым;
- содействовать развитию гуманного отношения к окружающей среде и стремлению проявлять заботу о сохранении природы;
- воспитывать навык самостоятельной деятельности;
- воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
- воспитывать любовь к родному языку;
- содействовать развитию чувства ответственности и гордости от совместно выполненной работы.
Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о весне; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о погоде весной и жизни насекомых; загадывание загадок о весне и насекомых; выполнение физкультурных разминок, пальчиковой гимнастики; чтение произведений художественной литературы с описанием весеннего пейзажа.
Демонстрационный материал: конверт (с письмом и примерами от Феи Знаний), записка от Феи Знаний, цифры «1», «2», «3» и «4», три карточки с примерами, корзинка, картинки с признаками весны, картинки с насекомыми, карточки с буквами и цифрами (БАБОЧКА), одна пустая картинка, сюрприз «Травянчик».
Раздаточный материал: листы А4 с изображением предметов (насекомых) в единственном и множественном числе, простые карандашм, цветные карандаши, пастель, карточки со словами и пропущенными буквами в окончаниях.
Ход занятия
1. Этап. Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к игровой и контрольной деятельности.
Требования к организации этапа:
- ситуация, включающая детей в игровую и контрольную деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и контрольную деятельность.
- Ребята, посмотрите, какое чудесное весеннее утро! К нам сегодня пришли гости. Давайте подойдем и поздороваемся. Дети подходят к гостям, здороваются и знакомятся с ними.
- Ой, ребята!
Кто-то бросил в нашу группу,
Посмотрите – письмецо.
Может, это Фея Знаний,
Приходила на крыльцо?
- Давайте откроем конверт и прочитаем письмо.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас с окончанием ученого года. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где спрятан сюрприз.
Вы хотите найти его? («Да»)
Вы сможете выполнить мои задания? («Да»)
Тогда – удачи! Даю вам маленькую подсказку: решите примеры из моего конверта. Ответ в каждом примере – это номер моего задания для вас. Ваша Фея Знаний».
Дети находят и решают примеры, а ответы соответствуют цифрам заранее расположенным по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
По ходу всего путешествия воспитатель предлагает детям решить примеры, и дети находят соответствующую цифру в групповом помещении и выполняют задания.
2. Актуализация.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
- актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.
- Посмотрите. Вот, первый пример: «8-7=…» Дети решают пример и подходят к месту у доски с цифрой «1».
- Ребята, отгадайте загадки Феи Знаний:
1. Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, К нам пришла ... (Весна)
3. Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
2. Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?(Март)
4. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
- Ребята о чем были загадки? («О весне и весенних месяцах»).
- Какие вы знаете весенние месяцы? («Март, апрель, май»).
- Какой сейчас месяц? («Май»).
- Ребята, а каких насекомых вы видели весной? («Бабочек, мух, муравьев, комаров»).
- Где живут муравьи? («В муравейнике»).
- Почему муравейник коричневый? («Он такого же цвета, как и земля», «Потому что муравьи коричневые»).
- Как вы думаете, у насекомых есть враги? («Да»).
- Кто они? («Птицы, люди»).
- Почему кузнечик зеленого цвета? («Чтобы в зеленой траве его не было видно врагам»).
- Зачем насекомым такая окраска? («Чтобы защищаться от врагов»).
- Ребята, посмотрите, на картинки и скажите, божья коровка какая? (Маленькая, круглая, красная, с черными точками…)
- Муравей какой? (Маленький, черный, быстрый, длинный, тонкий…)
- Бабочка какая? (Красивая, порхающая, легкая…)
- Ребята, послушайте стихотворение:
«У красотки-бабочки
Есть один секрет,
Ничего секретнее
Для кокетки нет.
Бабочка старается,
Охраняет тайну.
Для такой красавицы
Важно чрезвычайно,
Чтоб никто и никогда
Не узнал о том,
Что была она мохнатым
Толстым червяком!
- Про кого это стихотворение? («Про бабочку»).
- Из каких этапов состоит жизненный цикл бабочек? («Жизненный цикл бабочек состоит из четырех этапов: яйцо, личинка (гусеница), куколка и взрослая особь»).
- Ребята, а вы умеете выделять звуки в словах? («Да»).
- Какой мы слышим первый звук в слове «Бабочка»? («Звук [б]»).
- Назовите еще слова, в которых есть звук [б] и стоит в начале слова («барабан, банан, батарея…»); в середине («обруч, кобра, кабан…»); в конце («гриб, краб…»),
- Вы справились с первым заданием Феи Знаний – отгадали все загадки!
- Давайте решать следующий пример.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования к организации этапа:
- создание ситуации затруднения;
- фиксация в речи причины затруднения.
Дети решают следующий пример «9-7=…» и подходят к столу с цифрой «2». На столе лежат карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры.
- Ребята, посмотрите, здесь лежат какие-то карточки с буквами и цифрами (одна из которых пустая).
- Как вы думаете, что это? («Зашифрованное слово»).
-Верно ребята, здесь написано какое-то слово, но я не могу его прочитать. Как вы думаете, почему? («Потому что буквы стоят не по порядку»).
- Что же делать? («Нужно расставить цифры по порядку от 1 до 7, и прочитать, что получится»). Дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку. Последняя карточка оказывается пустой (без цифры и буквы).
- Какое получилось слово? («Слово не получилось, потому что не хватает последней буквы»).
- Оказывается, что в нашем слове не хватает последней буквы.
- Что же делать? («Нужно самим дописать последнюю букву в слове»).
- Какой буквы не хватает? (Последней буквы «А»). Дети вписывают букву «А». Получается слово «Бабочка».
- Какую цифру нужно дописать на карточке? (Последняя буква в слове «Бабочки» седьмая по счету, значит нужно написать цифру «7»).
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
- фиксация нового знания в речи и знаково;
- создание ситуации успеха.
- Ребята, давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание Феи Знаний. Она оставила в конверте подсказку-картинку.
- Посмотрим? («Да»).
Воспитатель достает из конверта картинку с изображением большого количества бабочек.
- Ребята, посмотрите, на картинке много бабочек, а у нас слово «бабочка» написано в единственном числе. Что же делать? («Нарисовать еще несколько бабочек рядом со словом», «Написать слово бабочка много раз», «Изменить последнюю букву в слове - вместо «А» - «И»).
Воспитатель принимает все ответы детей, но отклоняет их до тех пор, пока дети не предлагают изменить окончание в слове.
- Верно, ребята. В форме единственного числа слово «Бабочка» обозначает одно насекомое, во множественном числе «Бабочки» — несколько, много насекомых. Чтобы изменить слово, необходимо изменить его окончание. Дети меняют окончание в слове, вписывают вместо «А» букву «И».
Подитог:
- Замечательно! Ребята, вы справились со вторым заданием Феи Знаний и узнали, что для того, чтобы изменить слово (из единственного числа на множественное), необходимо изменить его окончание.
- Давайте теперь немного отдохнем.
Вместе по лесу идём, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаём. (Ходьба на месте)
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)
Насекомых много тут! (Потягивания — руки в стороны)
Есть божьи коровки (Бег на месте)
Быстрые и ловкие. (Бег на месте)
Бабочки порхают, пляшут, (Взмахи руками)
Веерком узорным машут. (Взмахи руками)
К небу ручки протянули, (Потягивания — руки вверх)
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх)
Отдохнуть мы все успели (Дети садятся)
И на место снова сели. (Дети садятся)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях
Требования:
- соответствие используемых игр цели занятия;
- индивидуальные затруднения в играх;
- ситуация успеха в совместной деятельности.
- Ребята, посмотрите, вот, следующий пример: «2+1=…».
Дети решают пример и подходят к столу с цифрой «3».
На столах разложены листы бумаги А4 с изображением предметов в единственном и во множественном числе. Под рисунками написаны слова в единственном числе и во множественном - с пропущенными буквами (окончаниями). Один лист с заданием на двоих. Дети договариваются между собой, делятся на пары, при помощи цветных карандашей и пастели разукрашивают картинки, простым карандашом вписывают окончания в слова.
Подитог:
- Молодцы, ребята! Теперь вы научились вписывать пропущенные буквы и знаете, как можно изменять окончания в словах.
6. Итог.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
- организация анализа детской цели;
- фиксация нового знания в речи;
- определение выполнения взрослой цели.
- Ребята, вот и закончились все испытания.
- Зачем мы выполняли разные задания? («Чтобы найти сюрприз Феи Знаний»).
- Как вы думаете, вы справились с заданиями Феи Знаний? («Да»).
- С какими заданиями вы справились? («Решили примеры». «Отгадали загадки». «Ответили на вопросы». «Описали картинки с изображением насекомых». «Разукрасили картинки». «Вписали в слова пропущенные буквы». «Изменили (исправили) окончания в словах»).
- Вы молодцы, потому что действительно замечательно выполнили все задания Феи и теперь обязательно найдете ее сюрприз.
- Давайте, внимательно заглянем в корзину. Дети находят на дне корзины записку, в которой указано место нахождения сюрприза.
Из записки: "Ребята! Вы просто молодцы! Если вы нашли это послание, то значит - справились со всеми моими заданиями и научились вписывать пропущенные буквы в слова. Ну, а теперь внимание! Чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2 шага вперёд, 3 шага влево…
С наилучшими пожеланиями. Фея Знаний"
Дети находят сюрприз («Травянчик»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательного квеста для детей старшей группы «Страна Знаний»
Вашему вниманию предлагается образовательный квест, посвященный Дню знаний!...
Сценарий образовательной ситуации (квест) в старшей группе "Математика в космосе"
1. Уточнить знания детей о геометрических фигурах (круг, четырехугольник, треугольник)2. Упражнять в умении считать в прямом и обратном порядке в предел...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Театральное закулисье»
Задачи:вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка...
Сценарий образовательной ситуации с детьми старшей группы «Б» Волшебная снежинка в нетрадиционной технике «рисования солью»
Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования солью.Задачи:Образовательные1.Учить детей рисовать нетрадиционным способом (рисование солью).2. Учить детей оценивать свою и чужую работу.Развиваю...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет c применяем технологии ТРИЗ Тема: «Секреты дружбы»
Цель: Формирование опыта социального взаимодействияЗадачи:- расширять знания детей в области бесконфликтного общения;- совершенствовать умения высказываться и слушать высказывания собеседника;- развив...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет Тема: «Микроб Грязнулькин в гостях у ребят!»
laquo;Микроб Грязнулькин в гостях у ребят!»...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Наши любимые животные» (дикие животные средней полосы)
Сценарий игровой образовательной ситуации "Наши любимые животные"...