Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Письмо от Царевича"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pismo_ot_tsarevicha.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №118» |
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе |
Составитель: Наталья Александровна Руденко воспитатель |
Г. Саратов 2017 |
1. Цель занятия
Развивать речевое внимание, фонематический слух
2. Задачи
Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и по предложенной схеме составлять предложение, составлять из букв слова; создавать игровые ситуации, способствующие воспитанию доброжелательности, отзывчивости.
3. Тип занятия
Обучение грамоте и формирование навыков чтения
4. Форма занятия
Непосредственная образовательная деятельность
5. Продолжительность: 20 мин
6. Участники: Дети подготовительной группы
7. Возраст обучающихся: 6 лет
8. Оборудование и материалы. Столы, за которые дети садятся по 3-4 человека, конверты: А3 формата с обратным адресом на Ивана Царевича – 1 шт., А4 –2 шт., А5 – 3 шт., буквы Б, а, б, а, Я, г, а на отдельных карточках (по одному набору на каждый стол и в конверт), по несколько красных (гласный звук), синих (согласный твердый звук) и зеленых (согласный мягкий звук) квадратов 6*6см(по одному набору на каждый стол и в конверт), на каждый стол и в конверт по 4 карточки с изображением колокольчика и перечеркнутого колокольчика, обозначающие звонкий и глухой звук соответственно), карточка с изображением схемы предложения «Баба Яга тебе поможет». ˾ ˾ _ _ .
9. Предварительная подготовка
Чтение сказки об Иване Царевиче и Кощее Бессмертном.
10. Методы и приемы работы с детьми.
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы к детям;
Наглядный: рассматривание букв, картин с изображением сцен из сказки.
Практический: складывание слов из букв; составление схем слов, составление предложения по схеме.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
1 этап Вступительный | Сюрпризный момент. Приход почтальона, чтение письма от Ивана Царевича. | 3 мин |
2 этап Практический | Выполнение заданий от Ивана Царевича | 13 мин |
3 этап Заключительный | Подведение итога НОД, отправка письма с выполненными заданиями. | 4 мин |
12. Ход занятия.
1 этап. Вступительный.
Почтальон вносит огромный конверт с огромной печатью, отдает его воспитателю.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо от Ивана Царевича! А какое большое! Давайте вскроем конверт и прочитаем письмо.
Дети с интересом наблюдают, как воспитатель достает письмо и читает.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Обращаюсь к Вам с просьбой о помощи. Кощей Бессмертный похитил мою невесту Василису и держит ее в своем каменном зАмке за семью дверями и семью замками. Я нашел его зАмок, но не смог открыть двери. И не знаю, кто бы мне в этом помог! Кощей на месте своего преступления в спешке обронил какие-то буквы, разноцветные квадраты и знаки. Такие же квадратики и знаки я видел на первой двери! Все это я высылаю вам в разных конвертах. Помогите мне, пожалуйста, решить эту головоломку и вернуть мне мою любимую!
Воспитатель: вот это задача! Будем помогать?
Дети: Будем!
2 этап. Практический.
Воспитатель: чтобы нам было удобно выполнять задания, рассаживайтесь за столы. Открываю первый конверт с буквами. Как вы думаете, что можно сделать из букв?
Дети: составить слова.
Воспитатель: да. Попробуйте из этих букв составить слова.
Дети совместно за своим столом составляют слова из букв. После кто-то из детей может выложить те же слова на доске.
Воспитатель: Молодцы! Интересно, причем здесь Баба Яга? Вскрываем второй конверт?
Дети: Да!
Во втором конверте лежат разноцветные квадраты, колокольчики и записка.
Физразминка.
Воспитатель читает записку: чтобы решить эту головоломку, вам нужно думать, как Кощей. Встаньте в круг, попытайтесь изобразить Кощея Бессмертного. А теперь погремите костями, как он. Засмейтесь, как он. Походите, как он. Все, вы готовы.
Дети снова рассаживаются за столы.
Воспитатель: ребята, у нас есть слова «Баба Яга». На что похожи эти квадратики и знаки?
Дети: с их помощью мы составляем схемы слов.
Воспитатель: верно. Красными квадратиками мы обозначаем …
Дети: гласные звуки.
Воспитатель: синими …
Дети: согласные твердые звуки.
Воспитатель: зелеными…
Дети: согласные мягкие звуки.
Воспитатель: а колокольчиками…
Дети: звонкие и глухие звуки.
Воспитатель: молодцы! Вы все правильно запомнили! А какие же слова мы с вами должны разобрать на звуки?
Дети: Баба Яга.
Воспитатель: надо же, какие вы сообразительные! Попробуйте на своих столах выложить схему слов «Баба Яга».
Если дети затрудняются, вызвать к доске ребенка по желанию и вместе с ним, обсуждая каждую букву и звук, составить звуковой анализ слов. Особое внимание уделить букве Я.
Воспитатель: вот и составили схему слов. Вспомните, ребята, Иван Царевич говорил, что видел такие же знаки на первой двери в темницу. Значит, мы с вами помогли Царевичу подобрать шифр к той двери! Прекрасно! Но дверей семь! Подождите, у письма есть продолжение! Как же я его сразу не заметила!
P.S.: Василиса на прощание прошептала какое-то предложение из четырех слов, которые я не расслышал из-за шума и грохота Кощеевой повозки. Помогите мне, пожалуйста, составить это предложение! Я уверен, она сообщила о том, кто мне поможет. Схему предложения тоже высылаю.
Вот оно что! Составим предложение, и Иван Царевич сможет обратиться за помощью еще к кому-нибудь. Достаю схему из третьего конверта.
Физразминка
Воспитатель достает схему и видит в конверте еще записку: Ой! И тут записка. Читаю: Ребята, а теперь снова нужно перевоплотиться. Только уже в Василису. Она мудрая, для умственного и физического здоровья всегда делает зарядку. И вы сделайте разминку:
Раз, два – два прыжка,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – наклон, сесть,
Семь, восемь – улыбнуться просим.
Все! Вы готовы!
Воспитатель: ребята, сколько слов в схеме?
Дети: четыре.
Воспитатель: что означают эти прямые линии?
Дети: слова.
Воспитатель: почему некоторые из них начинаются с вертикальной черточки?
Дети: это заглавная буква. С заглавной буквы пишут первое слово в предложении и имена людей.
Воспитатель: да, молодцы, правильно. В схеме Царевича таких слов – два. Как вы думаете, что это за слова?
Дети: это имя того, кто может помочь Ивану Царевичу освободить невесту. Это Баба Яга!
Воспитатель: а теперь попробуем составить предложение из четырех слов с этим именем.
Дети составляют предложение, которое Василиса могла прошептать своему жениху: «Баба Яга поможет тебе»
3 этап. Заключительный.
Воспитатель: ребята, я вами горжусь! Вы выполнили все задания от Ивана Царевича! Назовите, пожалуйста, их?
Дети: составляли слова, составляли схему слов (провели звуковой анализ слов), составляли предложения из четырех слов.
Воспитатель: остается только отправить ответы Ивану Царевичу. Вложим их в конверт и напишем его адрес.
Дети бросают конверт в почтовый ящик, оборудованный в группе. Или приходит Почтальон и забирает письмо для Царевича.
Через некоторое время почтальон приносит ответное письмо от Ивана Царевича со словами благодарности и фотографией с Василисой под ручку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Звук /ш/, буква Ш".
Материал предназначен для автоматизации звука [ш] и знакомства дошкольников с графемой Ш....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".
Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамотев подготовительной к школе группеТема: « Путешествие по морскому дну»Цель: Познакомить детей с новой буквой «В, в» и зву...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
"Поможем вернуть букву С"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".
Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь»
Непосредственная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Доктор Айболит спешит на помощь» направлена на развитие у детей с нарушен...