Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Львова Ирина Николаевна

"Поможем вернуть букву С"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Тема:   «Поможем вернуть букву С». Согласные звуки  С - С'. Буква С.

Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной к школе группы. Повторение буквы С и дифференциация звуков С - С'.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

- учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

- формировать лексико-грамматический строй;

- упражнять детей в звукобуквенном анализе и составлении схем слов;

- закрепления правильного произнесения звуков  С, С' в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

- упражнять детей в составлении предложений с опорой на две картинки;

- закреплять зрительный образ буквы С.

2. Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

- развитие логического мышления, внимания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

- развитие координации движения.

3. Коррекционно-воспитательные:

- формирование положительной установки на участие в занятии;

- умение слушать сверстников и логопеда;

- воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости.

Оборудование: магнитная доска, зеркала, карта – схема, красный магнит, игрушка Сова, картинки – Баба Яга, Солнце, карта «Составь предложение», символы звуков, буквы из азбуки, предметные картинки на звуки С, С', игра «Повтори», демонстрационная буква С, звуковой замок согласных твёрдых глухих звуков, песочные часы, пособие «Артикуляционная считалочка», карточки со словами для чтения, снежинки. 

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент.

  • ПСИХОГИМНАСТИКА.

Наступил новый день. Солнце улыбается вам. (Выставляется картинка - Солнце.)  Улыбнитесь и вы нашему солнышку. Давайте протянем руки к нему. Солнце согреет нам ладошки, лицо. Закройте глазки, представьте солнечный, жаркий день. Тепло разливается по всему телу. Солнце дарит нам добро, ласку, спокойствие, здоровье.

2.Сообщение темы.

(Показ игрушки совы). 


- Сегодня к нам в гости прилетела Сова. Но она что – то  грустна. Баба  Яга похитила её первый звук и букву С и осталось -   . ОВА. Какой звук и букву  похитила Баба Яга? (Звук и букву  С). Правильно. Давайте поможем Сове и вернём ей   букву  С и повторим уже знакомые нам звуки С, С'.

3.Акустический и артикуляционный анализ звуков С и С'. Обозначение цветовыми символами.
- Произнесём звук: С-С-С. Его можно тянуть, но нельзя петь, потому что воздушной струе мешают зубы, во рту есть преграда. Звук С -  какой? (Согласный.)

-При его произнесении язык находится за нижними зубами, напряжен. Спинка языка выгибается в виде горки. Этот звук произносится твердо. А можно произносить его мягко? (Можно – СЬ.)

- Теперь положите руку на горло, произносим: С - С. Вы чувствуете, что дрожит горло? (Нет.) Вибрируют ли голосовые связки? (Нет.) Этот звук глухой. 
- Значит, звук С - согласный, глухой, может быть мягким - СЬ и твердым С. 

4.Артикуляционная гимнастика.

- Давайте, перед тем как отправиться в путь, выполним гимнастику для язычка.

  • АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СЧИТАЛОЧКА.

Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже,
На детишек быть похожим.

- Раз - мы песенку запели.

Открываем широко рот и закрываем его.

- Два – уселись на качели.

«Качели»

- Три – на лошади скакали.

«Лошадка»

- На четыре – поболтали.

«Болтушка»

- Пять – по зубкам постучали.

«Молоточек»

- Шесть – мы в «Часики» играли.

«Часики»

- Семь – лакали словно, кошка.

«Лакаем молоко»

- Восемь – спели на гармошке.

«Гармошка»

- Девять – сделали грибок.

«Грибок»

- Десять – ротик на замок.

Рот закрыт.

5.Гимнастика «Ума».

- Вы большие и умные ребята, я думаю, что у вас получиться помочь Сове, если вы будете действовать, как команда! Чтобы получить карту-схему, в которой нарисован путь, Баба  Яга предложила выполнить задание. Отгадайте слова. Они начинаются на С или С'. Итак, слушаем внимательно: 

  • ГИМНАСТИКА «УМА». 

- ночная птица (сова);

- самая болтливая птица (сорока);

- число, следующее за числом шесть (семь);

- регулирует движение на перекрёстке (светофор);

- усатая рыба (сом);

- что мы видим,  когда спим (сон);

- предмет мебели для сидения (стул);

- насекомое, напоминающее вертолёт (стрекоза).

- предмет обуви, носим в дождь (сапоги);

- высокое хвойное дерево (сосна);

(Выставляются картинки на доску.)

- Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы Бабы Яги. Посмотрите внимательно, запомните картинки, они нам пригодятся в конце нашего пути.  

(Картинки убираются.)

- Получайте карту!

(Карта-схема вывешивается на доску.) 

6. Дифференциация звуков С - С'.

а)- Рассмотрите карту! Что здесь изображено? (Избушка Бабы Яги!) 
- Здесь пока находимся мы (Прикладывается красный магнит).
- Как мы можем   добраться до избушки Бабы  Яги? (По тропинке!) 
- Но прежде, мы должны преодолеть препятствия. Посмотрите, первое препятствие – это…
(Символ - ладошки и ноги) 

  • «ПОЙМАЙ ЗВУК».

- Баба Яга хочет, чтобы мы поймали звук С ладошками, а звук С' ногами! Если услышите слово со звуком С, хлопайте в ладоши, а если со звуком С', топайте ногами!

-  Собака,  сено, сон, самолет,  синица, гусь, лес, поднос, бусы, осёл, лист, куст. 

б)- Второе препятствие – это …

(Символ - глаз и картинка)

  • «НАЙДИ ЗВУК».

 (На столах у детей по две картинки.)

- Поднимите картинку, в названии которой есть звук С.

- Поднимите картинку, в названии которой есть звук С'.

в)- Третье препятствие – это …

(Символ – большой синий круг и маленький зелёный круг)

  • «СКАЖИ НАОБОРОТ»

-Замените согласный твёрдый звук С на согласный мягкий С'. Только будьте внимательными, постарайтесь выполнить задание без ошибок. Баба Яга ошибок не прощает!

са-са-са→ ся-ся-ся

ас-ас-ас→ ась-ась-ась  

со-со-со→

ос-ос-ос→

су-су-су→

ус-ус-ус  →

сы-сы-сы→

ыс-ыс-ыс→

 сэ-сэ-сэ→

ис-ис-ис→

7. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

-Молодцы ребята! Двигаемся дальше. Тут надо быть очень внимательными. Четвёртое задание – это …

(Символ – ухо, гора)

  • «ЭХО»   Воспроизведение слоговых рядов:

          са-са-ся     ся-ся-са     ас-ас-ась     ась-ась-ас

          са-ся-са     ся- са-са    ас-ась-ась    ась-ас-ас

          са-ся-са    ся-са-ся      ас-асьас        ась-ас-ась

- Молодцы! Вы настоящая команда! Справились с таким трудным заданием! Идём дальше.

8.Физминутка.  Буквоупражнение.

(Символ – два человечка в позе букв)

-А тут нарисованы человечки, которые показывают буквоупражнения. Наверное,  Баба Яга хочет, чтобы мы тоже покали буквоупражнения. Мы сейчас все вместе быстро справимся и с этим заданием.

  • «БУКВОУПРАЖНЕНИЕ» Дети показывают сначала гласные буквы, затем согласные.

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Двигаемся дальше.

9.Звуко - буквенный анализ слогов, слов. Преобразование слогов, слов.

-Все ближе и ближе мы к избушке Бабы Яги (кружок передвигается). Но Баба Яга выдумала новое препятствие! Что на этот раз? (Указывает на схему-карту.)

(Символ – схема звуко – буквенного анализа)

- Мы же справимся с этим заданием? Нужно выложить из букв и символов звуков слоги, слова. Будьте внимательными, слушайте, выкладывайте.

  • «ВЫЛОЖИ СЛОГ, СЛОВО» Звуко - буквенный анализ, составление схем слогов,слов   из букв разрезной азбуки (коллективно).

СА  САМ  СОМ СОК СУК  СУП

-Молодцы ребята. Сова вас тоже благодарит. Она не знала, что вы умеете так хорошо выкладывать из букв слоги и слова. Она просто удивлена. Двигаемся дальше. Что там впереди?

10.Составление предложений по картинкам.

(Символ – схема предложения и песочные часы)

-Баба Яга приготовила задание на время. Вот по этой «Карте слов» нужно придумать разные предложения, как можно больше за две минуты. Нам помогут песочные часы. Я буду соединять картинки, а вы придумывайте предложения. Условие Бабы Яги – повторяться нельзя.

  •  «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

- Баба Яга удивлена. Она не ожидала, что вы с успехом и так быстро сможете составить столько интересных и разных предложений. Сова рада вашим успехам. Молодцы!

11.Физминутка.  Повтори.

(Символ – кровать)

-В пути обязательно нужен отдых. Давайте немного отдохнём и разомнёмся. Поиграем в игру …

  • «ПОВТОРИ» Дети повторяют позы, изображённые на картинках.

12. Чтение слов. Отгадывание ребуса «Снежинка». 

(Символ – снежинка)

- Что дальше Баба Яга нам приготовила? Что это? Тут нарисована снежинка. Баба Яга заморозила все буквы С в словах.  Она  уверена, что мы не сможем справиться с таким трудным заданием. Давайте,  их разморозим. Прочитаем слова. Вместо снежинки читаем букву С. Я уверенна – у нас получится.

  • «СНЕЖИНКА» Слова для чтения: СОК, СОМ, СУП, КУСТ, МОСТ, СТУК, САМ,  ОСА, УСЫ, ПАС.

- Молодцы! Мы и Бабе Яге показали, что мы умные ребята, и Сове помогли.  По тропинке мы добрались до избушки Бабы Яги (кружок передвигается).

(Символ – избушка)

- Нас встречает Баба Яга. Поздоровайтесь с ней. Вы же вежливые ребята. Давайте вежливо попросим  - отдать нам букву и звук С. (Дети просят.)

13. Закрепление и уточнение образа буквы С.

- Баба Яга говорит, что забыла как выглядит буква С и не понимает, что вы у неё просите. Давайте мы ей напомним -  на что похожа буква С. (На бублик, который погрызла мышка, на месяц, на лежащую полукругом верёвку, на улыбку, на мостик, на рога у коровы, на ручку у чашки, на перевёрнутую радугу, на серп.)

14.Развитие памяти. Припоминание ранее угаданных картинок.

- Сова говорит, что вы молодцы ребята. Вы настоящая команда.

- Баба Яга вспомнила. Она отдаст вам букву С, если вы припомните картинки, которые были в начале нашего пути. (Дети называют, логопед выставляет картинки на доску.)

-Молодцы! Баба Яга говорит, что буква С спрятана справа от вас за звуковым домиком согласных твёрдых глухих звуков. Где это, ребята? (Дети показывают.)

- Вот она! Какая она красивая! Отдадим её Сове. Сова говорит вам большое спасибо и благодарит вас от всего сердца. Теперь она не  . ОВА, а … СОВА. Сова дарит вам по одной баранке, которые можно превратить в букву С. (Раздаёт бублики.)

15.Итог.

- Вот и помогли  Сове. Она очень вам благодарна за помощь. Мы прошли все препятствия.

- Ребята, трудные задания придумала Баба Яга?
- Что было трудным? 
- Какие задания были интересны? 
- С какими звуками мы сегодня работали? (Со звуками С и С'.) 


(Оценка деятельности.)
- Мне понравилось, что каждый из вас принял участие, и вы работали как настоящая команда! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Непосредственно образовательная деятельность по грамоте в подготовительной к школе группе на тему "День Рождения буквы С"

Цели:1.     Знакомство с буквой «с» и звуком [с].2.     Различия между [с] и [с̕].3.     Развитие речи и логического мышления детей.4....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие»

Цель:  Закрепление знаний в области «Развитие речи» у детей подготовительной к школе группе....

Организованная образовательная деятельность .Обучение грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква Й.

Данную организованную образовательную деятельность я проводила в рамках городского Дня открытых дверей 29.03.2017 года. ООД проводилась с детьми подготовительной к школе группы. На Дне открытых дверей...

Конспект открытого НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Школа тётушки Совы»

закреплять понятия «гласный звук» и «согласный звук»;учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;закреплять умение детей определять наличие заданного звука в слов...