Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « Путешествие по морскому дну»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: « Путешествие по морскому дну»
Цель: Познакомить детей с новой буквой «В, в» и звуками [в, в'].
Задачи: Учить выделять звук в словах. Упражнять в составлении предложений и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Закрепить знания детей о жизни морских обитателей. Развивать речь детей, мышление, память. Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Словарная работа: «водоросли», «морская звезда», «водяной».
Материалы: иллюстрации сказок, рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли, морская звезда), раздаточный материал.
Предварительная работа: проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игры «Испорченный телефон»; чтение произведений о морских обитателях и рассматривание иллюстраций.
Ход НОД.
В.: – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны?
Дети закрывают глаза, в это время,
воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки.
Дети расслабляются.
В.: – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.
Дети открывают глаза.
В.: – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне.
Воспитатель держит в руках поделку царя морского.
Ц.М.: – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?
В.: – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой.
Ц.М.: – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны?
Дети: – Да, мы согласны.
Ц.М.: – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка.
Артикуляционная гимнастика.
Ва – ва –ва – вот высокая трава,
Вы – вы – вы – даже выше головы,
Ве – ве – ве – васильки видны в траве.
- Что я вижу? (Водоросли).
- Какой первый звук? [в].
- Он какой? (Согласный, твердый).
- А что это такое? (Морская звезда).
- В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий).
– Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши.
ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ.
ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО.
ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ
В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ,
ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ
ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ.
В.: – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок).
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
Вы, друзья, узнайте сказку:
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).
Что за дом, где вшестером
Очень дружно мы живем? (Рукавичка).
Раньше я жила в болоте,
Пела я на низкой ноте,
А теперь пора настала
Царевною я стала… (Царевна-лягушка).
Физминутка.
(Игра «Морская фигура на месте замри»)
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!
В.: – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в'].
Рыбка плавала в пруду,
Хвостиком виляла,
Корм глотала на ходу,
Ротик открывала.
Лягушонок мимо плыл,
Щёки раздувая.
Ножкой дрыгал влево – вправо,
Устали не зная.
Уж шуршал по камышам,
Камыши шумели,
И над всеми в небесах
Птицы звонко пели.
(дети называют слова со звуками [в, в']).
В.: – Все слова вы мне назвали, молодцы!
В.: – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА).
– Сколько слогов в слове ВОДА? (Два).
– Какой слог первый? (ВО).
– Какой второй слог? (Да).
Физминутка.
В море быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
В.: – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей).
Воспитатель вывешивает свои образцы:
А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой.
Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед.
В) К единице три приставим, что за букву мы составим?
Гимнастика для глаз.
Где ты, рыбка, покажись,
Носика слегка коснись,
Покачайся на волнах,
Окажись в моих руках.
И не скучно мне с тобой,
А теперь плыви домой.
Завтра снова поиграем,
А теперь мы засыпаем.
В.: – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ.
(Дети читают слоги).
– Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом «ВА».
Пальчиковая гимнастика.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву,
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму
И по морю поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
В.: – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву «В».
Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания.
В.: – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному.
Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза.
В.: – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это? Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины.
В.: – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.
(Ответы детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_obuchenie_gramote.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: « Путешествие по морскому дну»
Цель: Познакомить детей с новой буквой «В, в» и звуками [в, в'].
Задачи: Учить выделять звук в словах. Упражнять в составлении предложений и графически изображать предложения. Учить детей делить слова на слоги. Закрепить знания детей о жизни морских обитателей. Развивать речь детей, мышление, память. Воспитывать интерес к обучению грамоте.
Словарная работа: «водоросли», «морская звезда», «водяной».
Материалы: иллюстрации сказок, рыбок, панорама моря (рыбы, водоросли, морская звезда), раздаточный материал.
Предварительная работа: проведение игр со звуком, игры «Кто быстрее назовет», игры «Испорченный телефон»; чтение произведений о морских обитателях и рассматривание иллюстраций.
Ход НОД.
В.: – Ребята, я вам предлагаю отправиться на морское дно. Согласны?
Дети закрывают глаза, в это время,
воспитатель разбрасывает вокруг детей рыбок, камушки.
Дети расслабляются.
В.: – Представьте, что вас ласкает теплое море, вокруг вас плавают рыбы, дельфины, медузы, морские звезды.
Дети открывают глаза.
В.: – Куда мы попали? Мне кажется, мы на морском дне.
Воспитатель держит в руках поделку царя морского.
Ц.М.: – Кто здесь шумит? Кто мои владения потревожил?
В.: – Ваше величество, раз ты так рассержен, помоги нам вернуться домой.
Ц.М.: – На землю? Даже слышать об этом не хочу! И не просите! В моем морском царстве мне все уже надоело! А с вами веселее будет! Ну ладно, раз вы так просите, я могу вас отпустить, но только тогда вы выполните все мои задания. Согласны?
Дети: – Да, мы согласны.
Ц.М.: – Задания я спрятал на морском дне. С помощью морского ежа вы найдете все мои задания. Для того, чтобы вы хорошо на занятии работали, проведем разминку для нашего языка.
Артикуляционная гимнастика.
Ва – ва –ва – вот высокая трава,
Вы – вы – вы – даже выше головы,
Ве – ве – ве – васильки видны в траве.
- Что я вижу? (Водоросли).
- Какой первый звук? [в].
- Он какой? (Согласный, твердый).
- А что это такое? (Морская звезда).
- В слове «звезда» звук [в] какой? ([в'] – мягкий).
– Послушайте скороговорку, если услышите в ней звук [в], хлопните в ладоши.
ВНИМАНИЕ: В ВОДОЁМЕ ВОДЯНОЙ.
ВОИНОВ У ВОЕВОДЫ ВИДИМО-НЕВИДИМО.
ВЕРБЛЮЖОНОК ЦЕЛЫЙ ВОЗ
В ОГОРОД ВОДЫ ПРИВЕЗ,
ПОТОМУ ЧТО ВСЕ ПЛОДЫ
ПОГИБАЮТ БЕЗ ВОДЫ.
В.: – Отправляемся дальше по морскому дну. Что я вижу? Еще одну рыбку. Царь Морской просит вас вспомнить сказки, в названии которых есть звук [в] (при помощи загадок).
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки:
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
Вы, друзья, узнайте сказку:
Отворили дверь козлята,
И пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят).
Что за дом, где вшестером
Очень дружно мы живем? (Рукавичка).
Раньше я жила в болоте,
Пела я на низкой ноте,
А теперь пора настала
Царевною я стала… (Царевна-лягушка).
Физминутка.
(Игра «Морская фигура на месте замри»)
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри!
В.: – Морской еж показывает, что здесь где-то рядом Морской Царь спрятал от нас еще рыбку. Он спрятал ее далеко, но мы ее нашли. Садитесь на коврик и послушайте отрывок. Я его вам прочитаю, а вы должны будете его внимательно слушать и запоминать слова со звуками [в, в'].
Рыбка плавала в пруду,
Хвостиком виляла,
Корм глотала на ходу,
Ротик открывала.
Лягушонок мимо плыл,
Щёки раздувая.
Ножкой дрыгал влево – вправо,
Устали не зная.
Уж шуршал по камышам,
Камыши шумели,
И над всеми в небесах
Птицы звонко пели.
(дети называют слова со звуками [в, в']).
В.: – Все слова вы мне назвали, молодцы!
В.: – Посмотрите, что я нашла! Это – буква В. Палочка с левой стороны, дуга – вверху поменьше, снизу – побольше. Вы на рыбок посмотрите и два слова мне найдите (На рыбках написаны слова ВО-ДА, МЕ-ДУ-ЗА).
– Сколько слогов в слове ВОДА? (Два).
– Какой слог первый? (ВО).
– Какой второй слог? (Да).
Физминутка.
В море быстро мы спустились,
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
В.: – Ребята, назовите мне предметы, на которые похожа буква В? (Ответы детей).
Воспитатель вывешивает свои образцы:
А) Снеговик, а с ним метелка буквой «В» стоят под елкой.
Б) На букве «В» объеду весь свет, ведь буква «В» велосипед.
В) К единице три приставим, что за букву мы составим?
Гимнастика для глаз.
Где ты, рыбка, покажись,
Носика слегка коснись,
Покачайся на волнах,
Окажись в моих руках.
И не скучно мне с тобой,
А теперь плыви домой.
Завтра снова поиграем,
А теперь мы засыпаем.
В.: – Морские рыбки-шалунишки все плавают и плавают. Вместе с ними приплыла кувшинка, но она не простая. На ней написаны слоги: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ, ВЕ, ВЯ.
(Дети читают слоги).
– Найдите слоги с твердым звуком [в] и с мягким звуком [в']. Называй скорей слова на конце со слогом «ВА».
Пальчиковая гимнастика.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву,
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму
И по морю поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
В.: – У вас на столах есть листочки. На них лежит буква «В». Обрисуйте ее и «оживите» - нарисуйте ей глазки, ножки, ручки. Вы хотите вернуться домой? Давайте для Морского Царя сделаем подарок. На наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву «В».
Ц.М. – Порадовали, утешили, меня вот спасибо вам! Выполнили все мои задания.
В.: – Да, у Вас чудесные рыбки, сказочные животные, прекрасные растения. Тут очень красиво! Все хорошо, Морской Царь, но только заскучали мы по дому. Хотим мы на землю-матушку, на родную сторонушку, к солнышку ясному.
Ц.М. – Отпущу я вас, но сначала закройте глаза.
В.: – Что изменилось? Куда мы с вами попали? Мы вернулись обратно в детский сад. Что это? Морской Царь приготовил для нас сюрприз. Посмотрите, здесь ракушки. Ракушки волшебные с морского дна, где сегодня мы с вами побывали. Из этих ракушек можно составить композицию и украсить рамку для картины.
В.: – Что нового вы узнали в нашем путешествии? Какие преодолевали трудности, чтобы вернуться домой.
(Ответы детей).
Литература: электронный источник: http://igrajobychaemdetej/gramota.ru
Самоанализ
Занятие по обучению грамоте было проведено мною в подготовительной группе. При проведении занятия были соблюдены все психологические и гигиенические условия. В педагогической деятельности были отражены следующие дидактические принципы: доступность, системности и последовательности, наглядности, прочности и осознанности, научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Тема и задачи занятия соответствовали программному содержанию. На занятии я использовала доступную детям эмоциональную речь. Дети на занятии были активны. Каждому ребенку я уделила внимание, и все были поощрены похвалой. Кто-то был похвален за внимательность, кто-то за сообразительность. Наглядные материалы были доступными и понятны для восприятия детей. Я использовала на занятии проблемную ситуацию (на наших красивых «листочках кувшинках» мы выложим букву «В», для морского царя, чтобы вернуться домой»). Дети охотно составляли слоги, а также называли слова со звуками [в, в']).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"
План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Цель: познакомить де...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
"Поможем вернуть букву С"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие цветика семицветика»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грамматик...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка – зима»
Данный материал поможет в совершенствовании у дошкольников навыки звукового анализа слов: определении гласных, согласных (мягких, твердых); места звука в слове; делении слова на слоги, определении кол...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимушка – зима»
Данный материал поможет в совершенствовании у дошкольников навыки звукового анализа слов: определении гласных, согласных (мягких, твердых); места звука в слове; делении слова на слоги, определении кол...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие цветика семицветика»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грам...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие цветика семицветика»
Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной деятельности; воспитывать любовь к чтению, к грам...