Методические рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов
методическая разработка по развитию речи на тему

Ефремова Ольга Викторовна

методитческие рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов

Подготовила: старший воспитатель

Ефремова О.В.

В дошкольном возрасте складывается особенно вид деятельности направленный на познание мира, речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова, мышления и речи являются важнейшим условием познавательного развития дошкольников. Освоение речи в единстве познавательной и смысловой сторон перестраивает мыслительную деятельность. Ребенок получает возможность познавать то, что нельзя воспринять с помощью органов чувств, учится управлять своим поведением, осознавать свою активность. Развитие речемыслительной деятельности – важнейшая задача подготовки дошкольников к школе [3, с. 44].

Одним из видов работы по развитию речемыслительной деятельности является этимологическая работа в детском саду.

Мы исходим из предложения о том, что этимологическая работа в процессе развития речи детей 5-6 лет возможна и необходима, так как способствует:

а) познавательному, интеллектуальному развитию ребенка (позволяет сформировать интерес к языку, речи, культуре и  истории народа),

б) развитию языковой компетентности в семантическом и словообразовательном аспектах (расширение и углубление словаря за счет понимания значения слова; освоение грамматической структуры слова.

Мы рекомендуем формировать элементарные навыки этимологического анализа у детей 5-6 лет с учетом следующих направлений работы:

  1. включение в речевую работу специальных текстов этимологического содержания (словесно-дидактический материал для проведения игр, упражнений, составления загадок, подготовки викторин и создания проблемных ситуаций);
  2. систематизация содержания этимологической работы (представление на рассмотрение ребенку фактов происхождения нарицательных слов имен собственных (антропонимов, гидронимов, ойконимов, потомонимов и др.));
  3. использование этимологического комментария в процессе работы над художественными текстами.

По первому направлению мы считаем, целенаправленно будет проводить представленные  ниже фрагменты занятий, дидактические игры и упражнения.

Фрагмент занятия № 1 (старшая группа)

Задачи:

  • учить узнавать предметы по признакам, формулировать суждение о связи признака и предмета, устанавливать соотношение между предметами в зависимости от степени выраженности в них заданного признака;
  • учить формулировать в речи алгоритм действий и действовать по словесной инструкции.

Педагог демонстрирует детям картинки с изображениями клоунов, дает им имена в соответствии с отличительными признаками: Кудряшкин – клоун с кудрявыми волосами; Улыбкин – улыбающийся клоун; Игрунчик – клоун с игрушкой, например мячом.

Вопросы детям:

Кого называют Кудряшкиным?

Кого называют Улыбкиным?

Кого называют Игрунчиком?

Упражнение «Клоуны»

На трех картинках нарисованы разные клоуны. Фишками отметить на первой картинке всех Кудряшкиных, на второй – Улыбкиных, на третьей –Игрунчиков.

Упражнение «Данетка»

Педагог выставляет на мольберте три картинки с изображением разных клоунов и предлагает ребенку выбрать картинку, положив за нее фишку.

Правило. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».

Например: «Этот клоун улыбается?». (Да.)

«У него есть мяч?». (Нет.)

Фрагмент занятия № 2 (подготовительная к школе группа)

Задачи:

  • учить выделять главное в содержании текста, задавать вопросы, направленные на раскрытие смысла ситуации;
  • развивать умение находить нестандартные решения гипотетической проблемной ситуации.

Упражнение «Вопросы»

Воспитатель: Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать. Петя, как зовут твою воспитательницу? Маша, у тебя есть любимая сказка? Лена, что ты любишь рисовать? (Ответы.) Как вы думаете, для чего люди задают друг другу вопросы?

Дети: Чтобы узнать о чем-то, что интересно.

Педагог читает сказку Дж. Родари «Вопросы наизнанку» (название детям не сообщает) и задает вопрос: «Можно ли о чем-то узнать, если задавать вопросы так же, как это делал герой сказки?». Предлагает придумать название сказке (если дети затрудняются, можно спросить: о ком сказка? что о нем говорится?) и исправить «неправильные» вопросы сказки, так чтобы легко можно было понять, о чем спрашивают.

Вопросы для исправления:

Почему у ящиков есть стол?

Почему у хвоста есть рыба?

Почему у усов есть кошка?

Почему у тени есть сосна?

Почему у бороды есть лицо?

Чтение сказки Джанни Родари из серии «Сказки по телефону» (Приложение 4). [3, с. 44]

В приложении 1 представлен речевой материал, рекомендуемый для использования воспитателями в процессе занятий по развитию речи, познавательному развитию и др.

Мы рекомендуем воспитателям чаще обращаться к художественным текстам, как прозаическим, так и поэтическим. Для этого воспитателю потребуется предварительный тщательный отбор таких текстов (отбор лексики художественного произведения, которая требует этимологического комментария), а также предварительная работа с этимологическими источниками (словарями, справочниками, научно-популярной литературой и др.) для составления грамотного комментария. Так, например, в финале прочтения стихотворения Вики Ивченко (Приложение 5) звучит вопрос к детям:

«Неужели васильки в самом деле – сорняки?». Затем воспитатель поясняет, что слово сорняк произошло от слов сорный, сорить, а слово васильки – от  василька, Василий. Светло синий полевой цветок, сорняк, растущий во ржи и других злаках (Толковый словарь Д. Н. Ушакова) [29, с. 15].

Интересным и сложным для дошкольников будет являться анализ выражения «вверх тормашками».

Мы рекомендуем использовать создание речевой ситуации в повседневной жизни, в которой перед ребенком ставится вопрос: «Где находится тормашка

В данном случае дети высказывают собственные предположения относительно значения этого выражения. Затем воспитатель формулирует свою версию, основанную на предварительно подготовленном речевом материале: «Существует такое выражение «Полетел вверх тормашки». А что же означает это слово тормашки? Если мы с вами посмотрим в словарь, то там узнаем, что ТОРМА́ШКИ встречаются только в выражениях: вверх тормашки и (·чаще) вверх тормашками (·прост.). 1) кувырком, через голову (полететь, спустить и т. п.). «Полетит человек «вверх тормашки» (Ф.М. Достоевский). «Только предваряю, кто ко мне сюда на крышу пожалует – и того я вверх тормашками вниз спущу» (А.Тургенев). 2) перен. в полном беспорядке, вверх дном. «Случайная встреча – и всё пошло у дяди, как говорится, вверх тормашками» (Григорович) [44].

В процессе деятельности по систематизации содержания этимологической работы мы рекомендуем представить на рассмотрение ребенку факты происхождения слов имен собственных. Для отбора и систематизации подобных фактов необходимо предоставить ребенку все многообразие имен собственных: антропонимы, гидронимы, ойконимы, потомонимы и др.). Использование данных фактов возможно не только на занятиях по развитию речи, но и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и любых других занятиях.

Целесообразно использовать следующие дидактические фрагменты: «Что в имени тебе моём?»

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видел,

А у каждого оно есть.

Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя. Интересно, что означает твое имя? Знаешь ли ты, когда твои именины?

Воспитатель может воспользоваться сетью Интернет для отбора речевого материала о происхождении имен  (на данном сайте представлены стихи для каждого имени «Почему нас так зовут» и обозначение имени ребенка).

Для активизации познавательного процесса уместно будет провести занятие «Моя малая Родина – Лямбирь». Рассказывая детям о происхождении поселка Лямбирь, целесообразно будет пояснить происхождение названий «микрорайонов» внутри поселка («Сельхозтехника», «гусинка», «верх»). Уместно также включение анализа слов–гидронимов  (названий рек «Пензятка», водоемов «Серебрянка»), (Приложение 6).

На примере рассказа В. Осипова можно рассказать детям о «волшебных» словах и дать объяснение им:

«Мы с вами в течения всего говорим эти «волшебные» слова. В рассказе говорится о «волшебном» слове пожалуйста. А что же оно означает? Произошло это слово от «пожалуй сто» (раз), т. е. не жалко и сто раз оказать услугу, любезность. А какие ещё «волшебные» слова вы знаете? (ответы детей). Правильно, это слова спасибо, здравствуйте или привет. Они также, как и слово пожалуйста, произошли от каких-то слов, вот например: слово привет сокращённое от слов приветствие, приветствовать, приветить. Слово «здравствуйте» происходит от слова «здоровье», «будьте здоровы», «живите и здравствуйте». А «волшебное» слово «спасибо» происходит от слов «спаси Бог».

Эффективным для формирования способности создавать новое слово с учетом заданных семантических параметров будет речевое упражнение «Кому какую кличку подобрать?»

Задание: подбери подходящие клички животным. Проведи линии карандашом между кличкой и рисунком (Приложение 7).

На наш взгляд, использование в работе по этимологическому анализу слов будет уместным и эффективным включение художественных текстов. К числу таких текстов мы отнесли: «Крот и штанишки» [32, с. 111], «Жила-была баклуша» [32, с. 119], «Как Пеппи ищет кукарямбу» [32, с. 68], «Цветик семицветик», «Сивка-бурка вещая каурка», «Конёк–горбунок», «Заяц хваста», «Мышка Вострохвостик» и др.

Воспитатель может отобрать подобные тексты самостоятельно, опираясь на личный лингвистический опыт, план работы по ознакомлению детей с художественной литературой, а также исходя из конкретных речевых ситуаций, которые складываются в процессе работы с детскими художественными текстами. Примером использования художественных текстов может являться:

«Педагог после прочтения русской народной сказки (отрывка) «Сивка–бурка» задает детям вопрос: «О чём эта сказка?» (ответы детей.) Правильно, О волшебном коне, помогающем своему владельцу сражаться со злыми, темными силами; вообще о чем-то волшебном, сказочном, могущем помочь в трудной ситуации. А как вы понимаете слова «Сивка», «Бурка», «Вещая», «Каурка»? (Варианты ответов).

Пояснение: Слова сивка, бурка, каурка обозначают масть лошади. То есть, Сивка, или сивко – лошадь сивой, то есть серовато-сизой масти. Соответственно бурка (или бурко) – бурой масти, а каурка – лошадь масти каурой, рыжеватая или изжелта-темная.

В сказочной формуле «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», которая в своих истоках восходит к древним заговорам, речь идет о волшебном коне – колдуне и оборотне, который может не только исчезать и опять появляться, по условному зову, но и менять свою масть. Поэтому он одновременно и сивый, и бурый, и каурый. Он имеет сразу три окраса, как и положено сверхъестественному существу, которое, возможно, умирая и возрождаясь, служило трем поколениям: деду Ивана, отцу и самому Ивану. А, вещая – значит чудесная, способная предугадывать будущее. Он и появляется в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет» [4, с. 246].

Игры и упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребенка в сфере словообразования удовлетворяют его естественную потребность в игре со словами, дает возможность освоить богатый словарь производных слов и активно использовать его в связной речи.

Занятия на словообразовании могут проходить в виде игры-викторины «Почему их так назвали?»

Воспитатель использует в занятии презентацию, в которой дается наглядный материал для проведения викторины. Игра-викторина основана на мотивированных вопросах по картинке, изображенной на экране. Все задания разделены на блоки: «Загадки лесной поляны», «Отгадай, как нас назвали и почему?», «Почему так назвали эти вещи?», «Имена сказочных героев. Почему их так назвали?». В каждом блоке дается наводящий вопрос, например: это цветок появляется самым первым из-под снега (подснежник); животное, которое носит на себе броню (броненосцы); всегда кладем ее под ушко (подушка); его название произошло от слова «коло», что означает круг (колобок).

Упражнение «Отгадай кличку»

Задача: учить подбирать слова для характеристики игрушечных персонажей.

В гости к детям приходят лисёнок и щенок. Предлагают отгадать, как их зовут. Взрослый объясняет, что у гостей должны быть такие имена, чтобы можно было сразу догадаться, кто есть кто. Спрашивает:

– Как вы думаете, ребята, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост у него пушистый. Он рыжий, почти оранжевый, как солнышко. Догадались? Как можно звать лисенка? Лисенок, тебя зовут Рыжик?

Когда все догадки будут высказаны, взрослый от лица лисенка подсказывает: «Меня зовут Ого…нек».

Аналогично характеризуется щенок. Он веселый, смешной, хорошо прыгает, быстрый, черный как уголь. Дети подыскивают кличку и называют щенка Уголек.

Уголек и Огонек предлагают детям загадки. Как зовут их друзей-гномов, которые всего стесняются? Который любит поспать? Всегда ворчит? Без конца читает? Любит чистоту? [36, с 147].

Таким образом, при формировании у детей 5–6 лет элементарных навыков этимологического анализа слов воспитателю необходимо сосредоточиться на:

а) специальной словарной работе по пояснению значения исходного слова и проведению специальной словообразовательной работы;

б) обучении умению слышать слово в слове;

в) речевой самоподготовке воспитателя к проведению этимологической работы (работа с этимологическими словарями, справочниками, научно-популярной литературой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ слов (словарная работа)

Дети всегда спрашивают:"Почему этот предмет назван так ипочему не по другому?"В данной консультации для родителей представлен речевой материал для объяснения значения слов....

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Памятка-буклет для родителей «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза»

Данный буклет будет полезен родителям старших дошкольников, желающим ещё до школы сформировать у детей навыки, необходимые им  для овладения грамотой. В буклете доступно представлена информация о...

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей 5-7 лет"

Рекомендации родителям по развитию звукового анализа слова у детей 5-7 лет....

Консультация для педагогов Методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у детей

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи (ОНР). Данный вид нарушения представляет собой нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, ...