Памятка-буклет для родителей «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему

Гладышева Инна Валерьевна

Данный буклет будет полезен родителям старших дошкольников, желающим ещё до школы сформировать у детей навыки, необходимые им  для овладения грамотой. В буклете доступно представлена информация о том, что такое звук и буква, слог, слово, предложение, на какие группы делятся звуки, как правильно анализировать звуковой состав слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_dlya_roditeley_form-nie_navykov_zvukovogo_analiza.docx565.9 КБ

Предварительный просмотр:

     Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что

наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква – это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.

Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Помним: для звукового анализа следует брать такие слова, звучание и написание которых полностью совпадает, например, дом, сыр, лиса, кран и т.д.

Слоги                                                            

Слова можно разделить на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Пример: в слове «кот» один гласный звук – «о», значит, в нём всего один слог. Количество слогов также можно проверить хлопками.

Ударение

В слове, если  в нём больше одного слога,  один из слогов является ударным, т.е. произносится с большей силой голоса. Ударение падает только на гласные звуки: рЫба, малИна, лимОн.

     Пример звукового анализа слова «лиса». В слове «лиса» 4 звука. Первый звук [ль] - согласный, мягкий, звонкий; второй звук  [и] - гласный; третий звук [с] - согласный, твёрдый, глухой; четвёртый [а] - гласный. В слове «лиса» два слога: первый «ли», второй «са». Ударение падает на [а], этот звук находится во втором слоге, значит, ударным является второй слог.

                                 /        

   [л]    [и]     [с]     [а]

Уважаемые родители!

Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза, а они, в свою очередь, предполагают наличие знаний о звуках речи, а именно:  умение различать гласные и согласные звуки, определять согласные по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, а также умение делить слова на слоги и правильно ставить ударение. сканирование002

Данный буклет сможет быть хорошим подспорьем для овладения вашими детьми навыками звукового анализа и синтеза.

j0232133

МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г. Лысково

Памятка для родителей

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста  навыков звукового анализа и синтеза»

Подготовила:

 учитель-логопед

 Гладышева И.В.

г. Лысково

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/

Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте.  С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...

Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой анализ слова «Лук»

Программное содержание:1. Учить проводить звуковой анализ слов;2. Закреплять знание о словоразличительной роли звука;3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком....

Консультация для родителей ""ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра...

Презентация " Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР звукового анализа и синтеза как предпосылки обучения грамоте"

Презентация учителя-логопеда на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов...