Памятка-буклет для родителей «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) на тему
Данный буклет будет полезен родителям старших дошкольников, желающим ещё до школы сформировать у детей навыки, необходимые им для овладения грамотой. В буклете доступно представлена информация о том, что такое звук и буква, слог, слово, предложение, на какие группы делятся звуки, как правильно анализировать звуковой состав слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_roditeley_form-nie_navykov_zvukovogo_analiza.docx | 565.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что
наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква – это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Помним: для звукового анализа следует брать такие слова, звучание и написание которых полностью совпадает, например, дом, сыр, лиса, кран и т.д.
Слоги
Слова можно разделить на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков. Пример: в слове «кот» один гласный звук – «о», значит, в нём всего один слог. Количество слогов также можно проверить хлопками.
Ударение
В слове, если в нём больше одного слога, один из слогов является ударным, т.е. произносится с большей силой голоса. Ударение падает только на гласные звуки: рЫба, малИна, лимОн.
Пример звукового анализа слова «лиса». В слове «лиса» 4 звука. Первый звук [ль] - согласный, мягкий, звонкий; второй звук [и] - гласный; третий звук [с] - согласный, твёрдый, глухой; четвёртый [а] - гласный. В слове «лиса» два слога: первый «ли», второй «са». Ударение падает на [а], этот звук находится во втором слоге, значит, ударным является второй слог.
/
[л] [и] [с] [а]
Уважаемые родители!
Для успешного овладения чтением и письмом у детей должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза, а они, в свою очередь, предполагают наличие знаний о звуках речи, а именно: умение различать гласные и согласные звуки, определять согласные по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости, устанавливать количество и последовательность звуков в слове, а также умение делить слова на слоги и правильно ставить ударение.
Данный буклет сможет быть хорошим подспорьем для овладения вашими детьми навыками звукового анализа и синтеза.
МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г. Лысково
Памятка для родителей
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звукового анализа и синтеза»
Подготовила:
учитель-логопед
Гладышева И.В.
г. Лысково
2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи навыков чтения посредством использования звукового и слогового анализа и синтеза
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деят...
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте/
Картотека содержит методические рекомендации учителя - дефектолга для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детск...
Использование игрового материала по обучению детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...
Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом
Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звуковой анализ слова «Лук»
Программное содержание:1. Учить проводить звуковой анализ слов;2. Закреплять знание о словоразличительной роли звука;3. Продолжать учить называть слова с заданным звуком....
Консультация для родителей ""ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра...
Презентация " Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР звукового анализа и синтеза как предпосылки обучения грамоте"
Презентация учителя-логопеда на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов...