Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
консультация (старшая группа)

Образцова Ольга Анатольевна

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова

у детей старшего дошкольного возраста

(от 5 до 7 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова

у детей старшего дошкольного возраста

(от 5 до 7 лет)

Картинки по запросу

Развитие навыков звукового анализа слова

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Родители могут помочь своему ребёнку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Правила работы по формированию навыков звукового анализа:

  • Соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
  • Соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на наглядные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению;
  • Соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа. При этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать для анализа:

  • слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова

(для узнавания гласных в слове)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь. У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова

(для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова

(для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова

(для определения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом. Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши. Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Игры на развитие навыков звукового анализа слова

«Назови слова со звуком С».

Цель: учить выбирать слова с заданным звуком.

«Замкни цепочку»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

Цель: учить определять первый и последний звук в слове.

«Новоселье в зоопарке»: размести животных по вольерам в соответствии со схемой слова.

Цель: учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

«Сколько звуков в слове?»

Цель: учить выполнять полный звуковой анализ слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей 5-7 лет"

Рекомендации родителям по развитию звукового анализа слова у детей 5-7 лет....