«Формирование навыков звукового анализа слов у детей 6-7 лет»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Для чего нужно детям развивать навыки звукового анализа слова?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков звукового анализа слов у детей 6-7 лет»
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Звуки бывают:
Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды.
Гласный звук мы обозначаемкрасным кружочком.
Согласные звуки - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ, языка.
Согласный звук может быть:
а) – твёрдый- Твердый звук обозначаем синим кружочком
Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые.
- мягкий- Мягкий согласный звук обозначаем зеленым кружочком
Й, Ч, Щ - всегда мягкие.
б) Также согласный звук бывает:
- глухой согласный
- звонкий твёрдый или звонкий мягкий согласный
Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)
КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики.
Сделаем звуковой анализ слова ДОМ:
1. Выделим голосом первый звук:
ддд-ом – первый звук Д – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
2. Выделим голосом второй звук:
д – ооо – м - второй звук О - он
гласный – обозначим его красным квадратиком.
3. Выделим голосом третий звук:
до –ммм - третий звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.
В слове ДОМ 3 звука, 2 согласных и 1 гласный.
Согласные звуки Д и М.
Гласный звук О.
Назовем звуки по порядку: Д О М.
Напишем слово буквами:ДОМ
Звуковая схема слова ДОМ:
Син. | Красн. | Син. |
Звуковая схема слова КИТ:
Зел. | Красн. | Син. |
Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова.
Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук.
Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я, И – то она обозначает мягкий звук.
Звуков Е, Ё, Ю, Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.
Желаем успеха!
Учитель-логопед: Кудашова А.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...

Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Формирование лексико-грамматических категорий...

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Консультация для родителей...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей 5-7 лет"
Рекомендации родителям по развитию звукового анализа слова у детей 5-7 лет....

Семинар-практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов"
Семинар-практикум для родителей "Формирование навыка звукового анализа и синтеза слов"Цель:- Оказать помощь родителям в организации работы над формированием звукового анализа и синтеза у дет...

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа слова у детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)
Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа словау детей старшего дошкольного возраста(от 5 до 7 лет)...