Этимологический анализ слов (словарная работа)
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Иванова Елена Львовна

Дети всегда спрашивают:"Почему этот предмет назван так ипочему не по другому?"

В данной консультации для родителей представлен речевой материал для объяснения значения слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети часто спрашивают, почему это или иное слово служит названием какого – то предмета. Дети живо интересуются, как возникают названия предметов, пытаются сами  проникнуть в « тайны слов». Рекомендуем создавать ребенку такие условия при общении с ним, при которых имеется возможность приблизиться к истолкованию слов.

Ребенок спрашивает: «Почему море называется Балтийским?» А родители не знают ответ. Тогда «исследователь» быстро находит ответ: «Потому что болтается. Вот и Балтийское». Дети «перекраивают» слова так, чтобы стало понятно, почему предмет  назвали именно так.

Дети говорят родителям: «Не говори «язык». Надо говорить «лизык», им же лижут». «Дед, надо говорить «струганок», а не «рубанок», им же строгают, а не рубят». « Почему это животное назвали «белка»? Какая же это белка? Белку надо назвать « рыжкой». « Надо говорить «пальчатки», а не перчатки».

Все это так называемые этимологические исследования детей, которые они производят, не подозревая что это так называется. Мы занимаемся этой работой на занятиях по развитию речи. Используем такие игры – загадки: «Почему так назвали эти цветы?»,  «Отгадай, почему нас так назвали?», « Секреты дней недели», « Почему так назвали сказочных героев?», « Вещи рассказывают сами о себе».

Предлагаем родителям включиться  в эту работу. Задайте своему ребенку вопросы, которые приведены ниже. Ответы ребенка, может быть, Вас удивят и , конечно, порадуют.

I.Кто такая береговушка? ( правильный ответ – это птица, которая вьет гнездо у берега)

2.Почему трясогузку так назвали? ( потому что она трясет хвостом – гузкой)

3. Почему гриб с красными  пятнышками так назвали? ( настойка из мухомора мух морит)

4.Почему облепиху так назвали? ( потому что ягоды облепихи облепляют ветку)

5. Почему снегирь не назван по – другому? ( снегирь – это зимующая птичка, которая появляется у нас с первым снегом).



Предварительный просмотр:

6. Кто такой водомер? ( водомер – это водное насекомое, которое ходи по воде, как бы воду меряя).

7. Почему пятницу так назвали? ( пятница – это пятый день недели)

8. Почему подушка так названа? ( потому что она кладется под ушко)

9. Почему раскладушку так назвали? ( это мебель, которая раскладывается).

I0. Почему красноперка имеет такое название? ( эта рыба имеет красные перья – плавники).

II.Почему рыба пескарь так названа? ( потому что она любит прятаться в песок)

I2. Почему гриб назван «масленок»? ( шляпка у этого гриба как – будто помазана маслом).

I3. Почему у Белоснежки  такое  имя? ( у нее кожа белая, как снег).

Такие словесные игры помогают ребенку открывать «тайны слов», понять, что у каждого слова есть лексическое значение, помогают развить у ребенка интерес к русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"

Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов

В небольшом методическом пособии описаны приемы работы с использованием ребусов в развитии фонематического слуха дошкольников...

Методические рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов

методитческие рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...