Этимологический анализ слов (словарная работа)
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Дети всегда спрашивают:"Почему этот предмет назван так ипочему не по другому?"
В данной консультации для родителей представлен речевой материал для объяснения значения слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.04 КБ |
![]() | 11.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети часто спрашивают, почему это или иное слово служит названием какого – то предмета. Дети живо интересуются, как возникают названия предметов, пытаются сами проникнуть в « тайны слов». Рекомендуем создавать ребенку такие условия при общении с ним, при которых имеется возможность приблизиться к истолкованию слов.
Ребенок спрашивает: «Почему море называется Балтийским?» А родители не знают ответ. Тогда «исследователь» быстро находит ответ: «Потому что болтается. Вот и Балтийское». Дети «перекраивают» слова так, чтобы стало понятно, почему предмет назвали именно так.
Дети говорят родителям: «Не говори «язык». Надо говорить «лизык», им же лижут». «Дед, надо говорить «струганок», а не «рубанок», им же строгают, а не рубят». « Почему это животное назвали «белка»? Какая же это белка? Белку надо назвать « рыжкой». « Надо говорить «пальчатки», а не перчатки».
Все это так называемые этимологические исследования детей, которые они производят, не подозревая что это так называется. Мы занимаемся этой работой на занятиях по развитию речи. Используем такие игры – загадки: «Почему так назвали эти цветы?», «Отгадай, почему нас так назвали?», « Секреты дней недели», « Почему так назвали сказочных героев?», « Вещи рассказывают сами о себе».
Предлагаем родителям включиться в эту работу. Задайте своему ребенку вопросы, которые приведены ниже. Ответы ребенка, может быть, Вас удивят и , конечно, порадуют.
I.Кто такая береговушка? ( правильный ответ – это птица, которая вьет гнездо у берега)
2.Почему трясогузку так назвали? ( потому что она трясет хвостом – гузкой)
3. Почему гриб с красными пятнышками так назвали? ( настойка из мухомора мух морит)
4.Почему облепиху так назвали? ( потому что ягоды облепихи облепляют ветку)
5. Почему снегирь не назван по – другому? ( снегирь – это зимующая птичка, которая появляется у нас с первым снегом).
Предварительный просмотр:
6. Кто такой водомер? ( водомер – это водное насекомое, которое ходи по воде, как бы воду меряя).
7. Почему пятницу так назвали? ( пятница – это пятый день недели)
8. Почему подушка так названа? ( потому что она кладется под ушко)
9. Почему раскладушку так назвали? ( это мебель, которая раскладывается).
I0. Почему красноперка имеет такое название? ( эта рыба имеет красные перья – плавники).
II.Почему рыба пескарь так названа? ( потому что она любит прятаться в песок)
I2. Почему гриб назван «масленок»? ( шляпка у этого гриба как – будто помазана маслом).
I3. Почему у Белоснежки такое имя? ( у нее кожа белая, как снег).
Такие словесные игры помогают ребенку открывать «тайны слов», понять, что у каждого слова есть лексическое значение, помогают развить у ребенка интерес к русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
В работу по обучению звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Опыт работы по теме "Формирование навыков звуко - буквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста"
Обращение к теме развивающих игр как средству формирования навыков звукобуквенного анализа слова дошкольников, несмотря на многочисленные исследования, вызвано практической необходимостью: трудностью ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Работаем над звуковым анализом слов"
НОД...

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе
Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...
Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов
В небольшом методическом пособии описаны приемы работы с использованием ребусов в развитии фонематического слуха дошкольников...

Методические рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов
методитческие рекомендации по формированию у детей 5-6 лет навыков этимологического анализа слов...
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...