Коммуникативные игры в раннем возрасте
консультация по развитию речи на тему
Значение коммуникативной игры в раннем возрасте, особенности игр, краткое описание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnye_igry_v_rannem_vozraste.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Решая задачи социально-коммуникативного развития с детьми раннего возраста, мы должны учитывать психические особенности детей данного возраста.
Дети раннего возраста - эгоцентрики, то есть в сознании ребенка существует собственное «Я», мысли, действия, желания направлены на себя, на удовлетворения своих потребностей.
Примерно с двух лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение сверстников на равных, поэтому:
- дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника;
- чутко отзываются на любое действие сверстника;
Именно с момента, когда начинает проявляться интерес к другому ребенку, нужно учить детей общаться друг с другом.
В целях развития общения детей взрослый:
- помогает ребенку увидеть в сверстнике – человека;
- организует совместные игры детей;
- учит доброжелательному общению;
-поощряет привлечение внимания к сверстникам.
Наша с вами задача заключается в том, чтобы сформировать положительные взаимоотношения к трем годам.
Большое значение приобретает в данном возрасте развивающая среда, которая должна быть создана так, чтобы не создавались конфликтные ситуации, например в группе должны быть одинаковые игрушки, организация зон с идентичным материалом на несколько человек, правильная организация среды (зоны для индивидуальных игр и т. д.)
Для формирования положительных взаимоотношений важны методы и приемы, которые мы используем.
Одним из таких методов работы является коммуникативная игра, которая позволяет нам развивать положительные взаимоотношения и модель поведения, сформировать речевые навыки на основе особенностей, которые заключаются в главной подражательной функции игры и с учетом непроизвольности поведения детей.
Социум – это окружающий нас мир. Одним из составляющих этого окружения является музыка. Музыкой можно передать все, что мы видим вокруг: природу, голоса, настроение, эмоции, любой образ. Коммуникативные музыкальные игры – это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т.д.
Специфика организации коммуникативной игры с детьми раннего возраста
-Ограниченный опыт, следовательно, педагог должен выбирать материал, соответствующий возрастным особенностям детей;
-Неустойчивость внимания: игра должна быть непродолжительной, играть, пока интересно. - Ограниченные возможности детей в передаче чувств, настроений и т.д.: движения и планируемые эмоциональные реакции должны быть доступны (пожать ладошку, обняться, послать «воздушный поцелуй» и т.д.)
Не все дети умеют говорить и выражать свои чувства и эмоции.
Нельзя стремиться, чтобы все дети сразу были одинаково активными. Дети могут подключаться постепенно.
Важна положительная эмоциональная поддержка взрослого.
Коммуникативные игры - это нерегламентированная деятельность. Проводить их можно в тех ситуациях, когда это необходимо, ориентируясь на желания и настроения детей, а так же особенности их взаимодействия в период игровой деятельности.
С помощью нехитрых коммуникативных игр можно создать благоприятное настроение, исключить возникший конфликт, создать мотив к общению детей друг с другом: так как дети объединены единым сюжетом, пространством, движением, в этих играх нет предметов для притязания, такое психическое свойство как эгоцентричность постепенно стирается на фоне объединения общим действием.
Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей раннего возраста.
Упражнение «Дружат в нашей группе
девочки и мальчики»
Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей.
Педагог: Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь своими пальчиками до пальчиков соседа, и правой ручкой и левой. Послушайте:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики,
Пусть соединятся
Их маленькие пальчики.
Возьмитесь за ручки, я вам помогу сейчас. А теперь поднимите руки вверх. Молодцы! Мы вместе! Замечательно!
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что умеет делать мой листок бумаги. (Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол.)
- А теперь превратите свои ручки в листочки бумаги, легкие, плавные. Я поднимаю лист бумаги, а вы поднимайте свои руки вверх. Попробуем? (Взрослый опускает лист бумаги на стол. Дети плавно опускают руки вниз одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз.)
-Молодцы, мы все делаем вместе!
Игра «Все мы весело играем»
Цель: закрепление понимание речи и двигательной реакции, формирование положительных взаимоотношений.
Воспитатель: Ребятки, покажите мне ваши ручки. Вот они! Молодцы! А наши ручки умеют весело играть. Попробуем?
Все мы весело играем,
Ручкой глазки закрываем.
Раз глазок, два глазок…
Куда ты спрятался, дружок?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой ушки закрываем.
Ушко раз, ушко два…
Куда вы спрятались, друзья?
Ку-ку
Все мы весело играем,
Ручкой щечки закрываем.
Щечка раз, щечка два…
Закачалась голова
Игра «У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Одному из детей надевают маску птичку, у которой болит крылышко. Ребенок старается показать, что он грустит. Воспитатель предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее воспитатель, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая».
Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Упражнение “Спаси птенца”
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Детям раздаются ватные комочки – это птенчики.
Воспитатель говорит: “Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он очень замерз, давайте его погреем и отпустим полетать”. Дети стоят по кругу, ладони сложив лодочкой, глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и как будто отпускают птенчика.
Игра «Платочек»:
Цель: закреплять понимание речи и двигательную реакцию, закреплять знание своих имен и имен сверстников, закреплять положительные взаимоотношения
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие у меня красивые платочки! Какого они цвета? Какого цвета этот платочек? А этот? Сейчас мы поиграем с платочками.
- Вот платочек Ванечке, вот платочек Танечке, вот платочек Анечке….
- Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали. Молодцы!
- Спрятали платочки.
- Где платочек Анечки?
Где платочек Ванечки? Спрятались платочки! Вот они!
- Все платочки вверх подняли
И друг другу помахали. Вот так, вот так помахали. Молодцы!
- Мы возьмем за уголочки наши яркие платочки,
Вверх поднимем мы платочки
Вот так, вот так, молодцы!
- Сядем тихо мы в кружочек,
Спрячемся за свой платочек,
А потом, а потом всех ребяток мы найдем!
Это Танечка, это Ванечка и т. д
-А теперь все подходите
И платочки положите.
(- Как вы думаете, почему платочки все одинакового цвета?)
Игра «Пианино домашних животных»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас превратитесь в клавиши пианино, а я буду музыкант, буду дотрагиваться до вас, нажимать на клавиши. А вы будете мне отвечать голосами разных животных. Вот вам разные карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья и др.).
Воспитатель дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши, дети встают и отвечают голосом животного на картинке.
-Вот какой у нас замечательный оркестр! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная деятельность в раннем возрасте. Перспективное планирование НОД.
В этом материале распланированиы занятия по развитию речи в раннем возрасте по программе "Радуга"....
Реализация деятельности по коммуникативному развитию детей раннего возраста.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, поступков...
Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»
Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....
Методическая разработка по теме "Речевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей раннего возраста"
Разработка содержит систему работы по развитию речи детей раннего возраста...
Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста
В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...
Коммуникативные игры детей раннего возраста
Презентация с подбором игры, способствующих развитию коммуникабельности детей раннего дошкольного возраста...
Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»
Пальчиковые игры, как средство социально-коммуникативного развития детей раннего возраста «Моя семья»"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, ...