«Театр и дети»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шабанова Елена Владимировна

Цель и задачи проекта

Цель: Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности с участием педагогов ДОУ, родителей.

Задачи:

1.    Разработка методического обеспечения.

2.     Познакомить с историей возникновения театра, его разными видами,о труппе театра, основными театральными профессиями, показать коллективный характер работы а театре. Закладывать основы правильного поведения в театре.

3.    Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.

4.    Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения. Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Воспитывать интерес к книге.

5.    Совершенствовать психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память.

6.    Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, выразительность исполнения роли, развивать навыки общения. Совершенствовать исполнительские навыки детей, развивать артистические способности. творчески воплощать свои замыслы.

7.    Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг. Развивать творческие способности, изобразительные умения средствами художественно-эстетического воспитания. Учить передавать в рисунках сюжеты сказок, проявлять самостоятельность в выборе композиции, цветового решения. Развивать умение видеть красоту созданного изображения, формировать умение эстетически оценивать, высказывать суждения, обосновывать свое мнение.

8.    Расширять представления детей об оттенках настроения, чувств, выраженных в произведении (музыке). Учить выделять средства выразительности в музыке, с помощью которых композитор передает различные настроения.

9.     Формирование умения действовать в коллективе, распределять роли, выстраивать доброжелательные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.

10.Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

            Творческий проект по театрализованной деятельности

                          для детей подготовительной группы

                                         «Театр и дети»

                          Подготовила: Шабанова Е. В.

              Воспитатели МДОУ детского сада № 7 «Светлячок»

                                     имени П. С. Гапоненко

    Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,  музыкальный руководитель, родители.

  Вид проекта: педагогический, среднесрочный, творческий, групповой.

  Срок реализации проекта: июль – август.

Постановка проблемы

Работая с детьми уже не первый год, мы обратили внимание на то, что, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети становятся менее общительными, более конфликтными, многие не умеют сопереживать, поддерживать близкого, выражать свои чувства и сиюминутные настроения. На основе этого определили следующие проблемы у детей: неумение представлять ребенком самого себя, снижена речевая память, дети не могут раскрепоститься полностью, недостаточная общая культура поведения дошкольников.                                                                                                        Из наших наблюдений было замечено, что в свободной деятельности дети больше играли в “театр”, в их играх отражался детский фольклор, но игры были кратковременны, обеднены сюжетом, т.к. не хватало знаний о русском быте, традициях, обрядах, народных играх. Дети очень любят раскрашивать книжки-раскраски, но не умеют создать образ, сюжет и проявить свою фантазию.                                                                                                        Учитывая вышеизложенное мы поставили цель: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, выразительности речи, художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.

                                                 Актуальность

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.                                                                                                                                       Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность.                                           По утверждению  К. С. Станиславского, театр, - это средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность, способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, интеллектуальное, нравственное и художественно-эстетическое воспитание.

     Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:

  • Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
  • С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
  • Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
  • Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей.

Цель и задачи проекта

Цель: Творческое и всестороннее развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности с участием педагогов ДОУ, родителей.

Задачи:

  1. Разработка методического обеспечения.
  2.  Познакомить с историей возникновения театра, его разными видами,о труппе театра, основными театральными профессиями, показать коллективный характер работы а театре. Закладывать основы правильного поведения в театре.
  3. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.
  4. Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения. Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Воспитывать интерес к книге.
  5. Совершенствовать психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, память.
  6. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, выразительность исполнения роли, развивать навыки общения. Совершенствовать исполнительские навыки детей, развивать артистические способности. творчески воплощать свои замыслы.
  7. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг. Развивать творческие способности, изобразительные умения средствами художественно-эстетического воспитания. Учить передавать в рисунках сюжеты сказок, проявлять самостоятельность в выборе композиции, цветового решения. Развивать умение видеть красоту созданного изображения, формировать умение эстетически оценивать, высказывать суждения, обосновывать свое мнение.
  8. Расширять представления детей об оттенках настроения, чувств, выраженных в произведении (музыке). Учить выделять средства выразительности в музыке, с помощью которых композитор передает различные настроения.
  9.  Формирование умения действовать в коллективе, распределять роли, выстраивать доброжелательные взаимоотношения в процессе совместной деятельности.
  10. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного творчества.

  Формы организации театрализованной деятельности

  • Совместная деятельность взрослых и детей
  • Мини-игры на других занятиях
  • Театрализованные занятия
  • Театрализованная игра на праздниках
  • Самостоятельная театрально-художественная деятельность
  • Посещение с детьми театров совместно с родителями
  • Театрализованные игры – спектакли
  • Мини-игры на музыкальных занятиях

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Сформируется система знаний о театре, как увлекательном искусстве
  2. Повысится уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.
  3. Пополнится и систематизируется методическое обеспечение.
  4. Будет организованна развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д.).
  5. Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда: уголок ряженья, маски, атрибуты на голову, предметы-заместители, наручный театр Бибабо, кукольный, пальчиковый, настенный театр картинок (фланелеграф), театр теней, ложковый театр, настольный конусный театр, театр на карандашах, театр на бутылках,                                                                                                                Уголок художественной литературы. Русские народные сказки, стихи, рассказы известных детских писателей, иллюстрации к сказкам известных художников: Е. М. Рачева, В. Н. Лагуны.                                                                        Дидактическое пособие. Герои русских и зарубежных сказок; «Виды театров»; развивающие игры: «Сказки», «Угадай сказку», «В гостях у сказки»

Подготовительный этап:                                                                          Проведение диагностики воспитанников по теме проекта.                      Изучение методической литературы по теме.                                Информирование участников о цели проекта

Содержание практической деятельности по реализации проекта

 Познавательно-исследовательская деятельность

Беседы: «Что такое афиша, пригласительные билеты, декорации?», «Что такое театр?», «Как вести себя в театре?»                                                    Рассматривание картинок, фотографий с изображением театра. Просмотр презентации о жизни театра.                                                                            Театрализованное занятие «Путешествие по сказкам»                                                      Поход в библиотеку. Мероприятие «В гостях у Сказочницы»                                           Игра-викторина

Речевое развитие. Чтение художественной литературы (сказок) 

Игры на развитие интонационной выразительности, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, подвижные игры с элементами драматизации. Рассматривание книг, иллюстрированных разными художниками; пересказ сказок по ролям; слушание сказок в исполнении артистов театров на аудиокассетах.                                                                                                              Чтение сказок и анализ действий главных героев                                                                                                                                        Беседы Разучивание ролей, подбор музыкальных произведений. Проведение спектаклей для родителей, детей из других групп.                                                          Теневой театр: «Колобок», «Красная шапочка», «Робин Бобин»                                 Театр на фланелеграфе: Русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Бобовое зернышко».                                                                        Театр Бибабо:                                                                                                     Пальчиковый театр «Теремок»                                                                            Настольный театр                                                                                                      Спектакли: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Домик» («Теремок») с элементами ТРИЗ

Художественно-эстетическое развитие                                                 Рассматривание репродукций картин известных художников                      Музыка. Прослушивание отрывка из балета С. С. Прокофьева «Золушка» Пластические и музыкально-игровые этюды, направленные на передачу различных образов.                                                                                           Альбом «Иллюстрации к сказкам»                                                                                    Изготовление настольных театров «Золотой ключик», «Три поросенка», «Колобок». Изготовление настольного конусного театра из цветной бумаги бумаги.

Изготовление кукольного  театра на дисках.                                                                                                                                Изготовление афиш, пригласительных билетов, декораций                         Конструирование маски для театра, книжки-раскладушки для сказки  Фотоальбом «Маленькие артисты»

Социально-коммуникативное развитие. Игровая деятельность.                Настольные развивающие игры: «Угадай сказку»,                                 Театрализованные игры : «Угадай, что я делаю», «Сам себе режиссер» Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Физическое развитие. Двигательная деятельность                                       Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и сторож», «Мышеловка».

Работа с родителями.

Приобретение раскрасок на тему сказок                                                              Изготовление информационной папки-раскладушки                                      

Индивидуальные беседы и консультации                                                              Конкурс детского творчества «По дорогам сказок»                                                        Театр своими руками «Лисичка-сестричка и серый волк»                                                        Акция «Подари книгу детскому саду»                                                               Изготовление деревянной ширмы для ручного театра                               Изготовление полочки для книг в центр художественной литературы                                                                    Родительское собрание «Развитие речи детей через театральную деятельность»                                     ….                                                                Посещение детского театра с ребенком.                                                       Поставлен спектакль к сказке «Лиса и заяц»

                            Результаты проведенной работы

  • Сформирована система знаний о театре, как увлекательном искусстве
  • Стали более совершенными детские исполнительские умения, развито чувство партнерства
  • Изготовлены и подобраны атрибуты для театральных игр и спектаклей
  • Разработан цикл консультаций и рекомендаций для родителей
  • Родители приняли активное участие в проекте

                               Итоговые мероприятия

    Выставка творческих работ детей по теме «По дорогам сказок»                                 Спектакль для младшей группы по русской народной сказке «Курочка Ряба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра. Для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект тематической викторины «Азбука Театра» в рамках международного дня театра.Для детей старшего дошкольного возраста     Воспитатель: Клет...

Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр

Ты, конечно, любишь ходить в театр и часто бываешь там не только с родителями, но и со своими одноклассниками. Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но...

Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр"

Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей  группе: "Играем в театр...

Сценарий викторины ко дню Театра для детей старшего дошкольного возраста "Азбука театра"

Вашему вниманию предлагается сценарий викторины ко дню Театра....

Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?

Полезная рекомендациядля родителей - чем полезен теневой театр, как радует детей эта забава, как удержать интерес детей теневого театра не на один раз...Как можно сделать своими руками теневой театр и...

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...