Мастер-класс " В театр играем, детей развиваем (платковый и перчаточный театр)."
методическая разработка по развитию речи

Цыганова Татьяна Николаевна

                        «Театр – это волшебный край,

                     в котором ребенок радуется, играя,

                     а в игре он познает мир».

                                                Мерзлякова С.И.

 

Цель мастер класса. Формирование представлений педагогов о разнообразии театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая и перчаточная кукла) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Помочь педагогам сделать обычное- интересным.

Задачи мастер-класса:

- Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка и перчатки.

- Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;

- Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;

- Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_platkovyy_i_perchatochnyy_teatr.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад   № 57»

           Мастер-класс по теме

 «В театр играем – детей развиваем!

  (платковый и перчаточный театр).

                     

                                            Подготовила воспитатель:

                                                       первой категории

                                                       Цыганова Т.Н

                        «Театр – это волшебный край,

                     в котором ребенок радуется, играя,

                     а в игре он познает мир».

                                                Мерзлякова С.И.

Цель мастер класса. Формирование представлений педагогов о разнообразии театра. Заинтересовать и побудить педагогов к изготовлению куклы из подручного материала своими руками (платковая и перчаточная кукла) для театра, с последующим использованием в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста. Помочь педагогам сделать обычное- интересным.

Задачи мастер-класса:

- Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы с использованием платка и перчатки.

- Инициировать поиск приёмов работы с разным подручным материалом;

- Способствовать организации самостоятельной деятельности педагогов;

- Привлечь внимание педагогов к театрализованной деятельности.

 Участники мастер-класса: педагоги МБДОУ.

ХОД МАСТЕР КЛАССА.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я пригласила к нам в гости героя из сказочной страны. Выбрала я его не случайно, потому что он очень любознателен, креативен и постоянно задает всем вопросы и методом проб и ошибок находит на них ответы. И так…встречайте.

«Платковая кукла»:

Привет!

 Посмотрите: кто пришел к вам в гости. Конечно же вы меня узнали. А кто не узнал меня, хочу представиться: «Меня зовут Незнайка. Я коротышка из Солнечного города. И сегодня я вам расскажу…»

Воспитатель: Таким образом можно использовать платковые куклы в любой возрастной группе детского сада для музыкального занятия, развлечения и досуга детей, как сюрпризный момент в образовательной деятельности любого направления.

Кукла может рассказать сказку, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного.

Для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показатьпохвалить, рассказать, спросить, помочь);

 в организации сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

Все дети находятся в постоянном поиске неизвестного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство. Задача воспитателя – направить интерес ребёнка в нужное русло, открыть перед ним, возможность развиваться духовно и умственно.

Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачи развития: чувство — эмоции, памяти, фантазию, сообразительность и находчивость, расширение кругозора, доброту и жалость, смелость.
Театр – это всегда праздник для ребёнка, яркие незабываемые впечатления.

Все мы прекрасно знаем и видим, как радуются наши дети, когда в детский сад приезжает театр, потому что театрализованное представление –  одно из самых любимых зрелищ для детей. Оно привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где всё необыкновенное возможно.

          Педагоги постоянно стремятся пополнить предметно -  пространственную развивающую среду в своей группе не только традиционными видами театра, для театрализованных игр. И чаще всего изготовленных своими руками.

Я представляю вашему вниманию платковую куклу. Она очень удобна в «общении» с ребенком, так как находится на уровне глаз ребенка, и он может свободно общаться с ней.

Платковую куклу изготовить очень просто. У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках(ленточках), пришитых к платью – костюму куклы. Основа имитации платья куклы- треугольник, квадрат или полукруг из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитые ленточки на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т.д.).

          Для изготовления платковой куклы достаточно иметь картон, ткань, фломастеры и немного фантазии. Посмотрите у вас на столах лежит все необходимое для изготовления платковой куклы. И сегодня мы с вами подготовим и представим нашему вниманию сказку «Курочка Ряба». У каждого на столе лежит картинка персонажа сказки, которую необходимо изготовить. Для скрепления, используйте степлер. Пожалуйста, приступайте.

Импровизация сказки «Курочка Ряба» педагогами с использованием платковых кукол.

Одним из «наручных» видов театров в детском саду является перчаточный.

 В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. «Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.). Важно отметить, что перчаточный театр помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Обратите внимание, что и платковая и перчаточная кукла сделаны из ткани: этот материал легкий, податливый, легко складывается.  Кроме того, можно подобрать такую расцветку ткани, которая подчеркнет характер героя.

Важно с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности. Одно из самых главных условий достижения успеха – это увлеченность и профессионализм педагога, его готовность к творческому взаимодействию со всеми воспитанниками. Задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность в процессе творческого общения со взрослым поверить в себя, почувствовать свою успешность.

Сегодня я хочу познакомить вас с построением и содержанием занятий перчаточного театра. Система проведения занятий предполагает 4 последовательных этапа.

На 1 этапе – знакомство с театром. Дети смотрят, как педагог манипулирует перчаточными куклами.

         На 2 этапе идет подготовка к представлению, используются упражнения для развития общей и мелкой моторики, образного мышления.

На 3 этапе проигрываются игры-импровизации. Возможно использование еще одного варианта перчаточных кукол – это просто разноцветные перчатки. Дети надевают перчатки на руки и изображают пальцами зайчиков, червячков, ежиков, бабочек и др. Игры-импровизации желательно проводить под музыку различного характера.

На 4 этапе проходит выступление.

Уважаемые коллеги, давайте поиграем, я буду читать текст, и вы поможете мне показать представление «Облачко и птичка» (используя разноцветные перчатки).

Итак,

«Превращается рука: и в котенка, и в щенка,

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант и все в порядке.»

Жила на свете птичка

Кисти рук изображают

летающую птичку.

Полетела она высоко в небо и увидела тучку.

Одна рука сжата в кулак –

это «тучка», другая рука,

как крыло у птицы, - это птичка.

Здравствуй, тучка! - сказала птичка.

Кисть руки плавно двигается.

Здравствуй, птичка! - ответила тучка.

Кулачок «кивает».

Можно, я прокачусь на тебе? - спросила птичка.

Кисть руки плавно двигается.

Можно, садись! - ответила тучка.

Кулачок «кивает».

Села птичка на тучку, и стали они путешествовать по небу.

Кисть руки опускается на

кулачок, обе руки начинают

одновременно плавно двигаться

вверх, вниз, вправо, влево.

Спасибо за путешествие - сказала птичка.

Кисть руки плавно двигается

рядом с кулачком.

Прилетай еще! До свидания! -ответила тучка.

Кулачок «кивает».

И птичка улетела.

Кисть руки плавно двигается

вниз, а кулачок остается на

месте тучка осталась одна.

Тучка смотрела на землю и видела, как из земли прорастают цветы...

Пальцы рук

складываются бутончиком, они

двигаются снизу-вверх, затем

пальцы раскрываются.

Как ежики весело бегают по травке...

Пальцы на руках складываются

замочком, пальцы растопырены,

как иглы.

Как зайки шевелят ушками...

Пальцы на обеих руках сжаты

в кулак, кроме указательных и

средних пальцев - это ушки у

зайцев.

Как маленькие червячки ползают по земле...

Пальцы сжаты в кулак, кроме

указательных пальцев, пальцы

«ползают» по полу.

Но вот наступила ночь, и стало темно. На небе замерцали звезды.

Пальцы на руках то сжимаются

в кулак, то разжимаются, п

о очереди каждой рукой.

И тучка на небе уснула.

Руку (пальцы сжаты в кулак),

которая изображала тучку,

положить на другую руку, как бы

укачивая.

Платочный и перчаточный театр у творческого педагога находит широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Это чудо-пособие, имеющее обучающее, воспитательное и развивающее значение, приносящее детям радость, восхищение, творческое начало, потому что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба, взаимовыручка и т. д.).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.  Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....

Мастер-класс для родителей Играем пальчиками-развиваем речь

Мастер – класс для родителей«Играем пальчиками – развиваем речь»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питаю...

Памятка для родителей детей 2-й младшей группы "В театр играем детей развиваем".

Самым популярным и увлекательным направлением в детском возрасте является театрализованная деятельность. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, ж...

Мастер-класс для родителей и детей "Развиваемся играя".

Веселые игры на развитие речи детей....

Мастер-класс для родителей «Домашний театр для детей своими руками» (изготовление настольного театра)

Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,...

Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....

Мастер-класс для родителей и детей "Развиваемся, играя"

Тема: «Развиваемся, играя» Цель: обучение родителей упражнениям из нейрогимнастики.Задачи:определить наиболее распространённую деятельность в диаде «Родитель-ребёнок...