О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи» «Сказка как источник речевой культуры» (старший дошкольный возраст)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.
Цель цикла занятий: формирование личности ребенка как субъекта общения, его коммуникативной компетенции, социально – эмоционального поведения, речевой культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
О цикле занятий по образовательной области «Развитие речи»
«Сказка как источник речевой культуры»
(старший дошкольный возраст)
В дошкольном и младшем школьном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе имеющегося опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности.
Особое значение для развития процесса воображения имеют сажено-ролевые игры, введение творческих элементов в предметно-практические занятия с детьми, а также выполнение специальных творческих заданий при обучении детей рассказыванию (пересказ сказки с элементами собственного творчества, рассказывание по картинке или серии картинок с выходом за пределы изображенного, продолжение ребенком неоконченного рассказа, составление творческого рассказа на заданную тему и др.). Речевые творческие задания, учитывая тесную связь воображения и речи, способствуют как формированию связной речи ребенка, так и воссоздающего (репродуктивного), и творческого (продуктивного) воображения.
Воссоздающее и творческое воображение, творческие способности ребенка имеют очень большое значение для успешного обучения его в школе.
Развитие детского воображения невозможно без развития речи, которая является мощным фактором развития воображения, т.к. она способствует формированию у ребенка представлений о предметах, которых он не видит, но мыслит о них. На это обращал особое внимание выдающийся отечественный ученый — психолог и педагог Л.С. Выгодский. «При помощи речи, — писал он, — ребенок может освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их предел. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов и соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами ».
Предлагаемые конспекты предназначены для развивающих занятий, цель которых — формирование воссоздающего и творческого воображения и обучение рассказыванию старших дошкольников.
В них представлены адаптированные для данной категории детей виды творческих заданий, тексты для прослушивания и пересказа. Представлены различные задания творческого характера и речевые упражнения направлены на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Методический материал может быть с успехом использован для работы с детьми старшего и подготовительного возраста.
Материалы могут быть адресованы педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).
В исследованиях сказок с композиций литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, владение многозначностью народной речи, ее художественно – образным богатством, композиционно – сюжетной вариативностью.
Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует, выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.
Цель цикла занятий: формирование личности ребенка как субъекта общения, его коммуникативной компетенции, социально – эмоционального поведения, речевой культуры.
Задачи:
- использовать сказочную форму: для интеграции личности ребенка;
- для психо-речевого развития ;
- для совершенствования вербально – образного языка;
- для развития умения слушать окружающий мир, людей в нем и себя;
- для развития социально – эмоционального поведения.
- формировать умение устанавливать контакты и действовать в различных коммуникативных ситуациях;
- устанавливать связь, вступать в контакт, объединяться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять.
- реализовывать самоутверждающие способы поведения – умение выразить свои желания, чувства и эмоции (как позитивные, так и негативные), умение заявить о себе, высказать свое мнение.
Пути реализации этих задач: создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной спровоцированной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной игровой, театрализованной, речевой деятельности детей; использование алиментов кукольного театра.
Занятия по сказкам проводятся 1-2 раза в неделю. Длительность их может быть разной: первая или вторая половина дня. На занятиях используются различные игровые приемы, сказочные мотивации, речевые творческие упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну не выученных уроков» Конспект итогового интегрированного занятия По Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста
Конспект итогового интегрированного занятия по Образовательной области «Коммуникация» (развитию речи и обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Музыка" "Здоровым быть - здорово жить!" (для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект интегрированного занятия составлен на основе современных образовательных ТЕХНОЛОГИЙ (ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ; технология СОТРУДНИЧЕСТВА; ИГРОВАЯ; ТРИЗ), с элементами фольклора...
Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе для детей старшего дошкольного возраста на тему «В гостях у сказки»
Цель: формирование звуко-слоговой структуры слова.Задачи: коррекционно-образовательные: формировать умение называть и определять слова на заданный звук, определять место звука в слове; совершенс...
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи» для детей среднего возраста. Тема: Путешествие по сказке «Теремок»
Учить детей восстанавливать последовательность событий и устанавливать причинно-следственные связи с помощью наглядно представленных отношений между достаточно простыми объектами (героями сказки)...
Конспект Проведения занятия по образовательной области «Развитие речи» на тему: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» с детьми младшей группы
Цель: Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой) Задачи: Развивать зрительное и слуховое внимание - умение рассматрив...
Конспект итогового занятия по образовательной области «Развитие речи» на тему «Весенние цветы» в старшей группе
Программное содержание: Обобщение и закрепление знаний детей по теме «цветы»формирование умений выделять, подбирать характерные признаки, описываемого цветка;закрепление предло...
Конспект занятие по образовательной области развитие речи, по звуковой культуре речи на тему: "Кто, у бабушки живет?"
Соверщенствовать умение четко произносить звуки м-мь,б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; развивать память и внимание...