Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Дошкольники, вступая в школьную жизнь, уже должны обладать определенными социально-личностными качествами, необходимыми для успешной реализации себя в коллективе: навыками толерантности, определенными знаниями об истории, цивилизации, техническом прогрессе.
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей, в нашем детском учреждении была изучена методическая литература по социально-личностному развитию детей, отражающая особенности построения совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей, отобраны методы и приемы организации совместной деятельности.
В основу планирования совместной деятельности были положены результаты диагностики уровня социально - личностного развития воспитанников, разработанной педагогами ДОУ, и анкетирование родителей.
На основании результатов входной диагностики были поставлены задачи педагогической деятельности:
1. Повысить уровень социально-личностного развития воспитанников.
2. Повысить уровень педагогической компетенции родителей по данному вопросу.
3.Определить оптимальные пути решения проблемы социально-личностного развития воспитанников с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Для социально-личностного развития детей необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно – развивающая среда, играющая роль воспитателя. Решение практической задачи развития детей дошкольного возраста представляется возможным средствами музейной педагогики. Также музейная педагогика способна создать условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества.
В результате целенаправленной деятельности силами воспитателей, специалистов, родителей в группах и фойе детского сада были оформлены экспозиции 6 мини-музеев: «Бабушкин сундучок» (мини-музей керамической посуды разных лет), «Русская изба», «Куклы трёх поколений», мини-музеи матрёшки, открыток, мини-музей часов «Волшебные стрелки». Следует особо отметить, что, создавая мини-музеи в группах, мы получили возможность «погружения» детей в информативную и социальную среду: создали условия для взаимодействия с другими детьми и взрослыми, предоставили возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности.
Деятельность мини-музеев была организована поэтапно.
1 этап - изучение литературы, работа с родителями и социальными партнёрами, составление рекомендаций для воспитателей по социально-личностному развитию детей.
В процессе изучения литературы мы выяснили, что еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.
Н.А. Рыжова считает, что важно выделить следующие педагогические функции музеев:
- образовательную;
- развивающую;
- просветительскую;
- воспитательную.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в социально-личностном развитии подрастающего поколения. Именно поэтому музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.). Через осуществление музейно-педагогической деятельности детском саду сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. [2] Психологические исследования, описанные в психолого-педагогической литературе, свидетельствуют, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активны и эмоциональны, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощенно, что является важным условием успешной социальной адаптации.
Кроме того, реализуя музейную педагогику в условиях детского сада, мы создаём условия для стимулирования мыслительной деятельности детей, свободного оперирования понятиями, терминами, образами.
2 этап - составление и утверждение плана работы, оформление экспозиции мини-музеев и их паспортизация.
Единая структура паспортов мини-музеев детского сада разработана и утверждена руководителями музеев детского сада.
3 этап – организация образовательной и воспитательной деятельности с использованием экспозиции мини-музеев.
Следует отметить, что строя образовательный и воспитательный процесс с использованием музейной педагогики, мы учитывали следующие значимые моменты: любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
В мини-музее в качестве экспонатов выступают творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонаты – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, они постоянно пополняются и используются в работе с детьми.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Каждый ребенок пополнял экспозиции вместе с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Семьи воспитанников участвуют в сборе информации, подбирают материал для проведения занятий, экскурсий, практикумов, собираем художественную, познавательную литературу. Все это проводится для того, чтобы сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей; создать условия для творческого общения, сотрудничества и социально-личностного развития ребёнка.
Экспозиции мини-музеев выстроены для детей с учётом следующей логической цепочки: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Были составлены конспекты занятий с учётом социально-личностного развития: на развитие у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, на воспитание уважения и терпимости к людям, приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, на развитие коммуникативной компетентности ребёнка.
На базе мини-музеев организуются занятия познавательного цикла.
О мини-музеях выпускаются информационные листы и буклеты, которые помещаются в родительские уголки и на сайте детского сада.
Практически на всех мероприятиях присутствуют родители воспитанников и социальные партнёры.
В процессе работы мы убедились, что деятельность на базе мини-музеев представляет собой оптимальное сочетание непосредственно образовательной и свободной самостоятельной деятельности, способствующей разностороннему полноценному социально-личностному развитию ребёнка без переутомления и нарушения здоровья.
Практика апробирования музейной педагогики показала, что наиболее эффективны в работе с детьми оказались экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, будут интересоваться жизнью общества, в котором они живут.
Особенно актуально создание мини-музеев для детей старшего дошкольного возраста, когда идет целенаправленная подготовка к социальной адаптации в школе (новых для него условиях жизни).
Действительно, дошкольный возраст - небольшой, но насыщенный период в жизни человека. Развитие ребенка идет стремительно. Возрастает интерес к окружающему миру, проявляются признаки самостоятельности.
В этот период происходит формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, расширяется сфера деятельности дошкольника. Кроме привязанности к близким ему людям, ребенок ощущает потребность в контактах с другими людьми - сверстниками и взрослыми. В результате подобного взаимодействия у ребенка проявляются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, предприимчивость, склонность к подражанию.
Таким образом, социально-личностное воспитание посредством музейной педагогики является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В сущности, не так важно, какой мини-музей будет функционировать в вашей группе, главное, что он станет неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада, поможет ребёнку приобрести навыки взаимодействия с окружающими, которые позволят ему легче адаптироваться в социуме, быть успешным в новом коллективе (например, в условиях школы). А ребенок будет посещать музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие, с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по социально – личностному, эмоциональному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей четвертого года жизни тема: «Путешествие по волшебному лесу »
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры общения и разрешения проблемных ситуаций....
Музейная педагогика в социально - личностном развитии детей. Выступление из опыта.
Для социально - личностного развития детей необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно - развивающая среда. Развитие практической задачи развития детей дошкольного возраста предст...