Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида № 10
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
(конкурс профессионального мастерства воспитателей дошкольных образовательных учреждений ГО Красноуфимск «Воспитатель года»,
описание опыта работы «Кладовая педагогического мастерства» )
Составитель:
Вилюкова Наталья Николаевна,
воспитатель 1КК
Красноуфимск
2011
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.
Дошкольники, вступая в школьную жизнь, уже должны обладать определенными социально-личностными качествами, необходимыми для успешной реализации себя в коллективе: навыками толерантности, определенными знаниями об истории, цивилизации, техническом прогрессе.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указывается на то, что «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка (18;1):
- познавательно-речевое;
- физическое;
- социально-личностное;
- художественно-эстетическое.
И при всём этом объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:
- 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);
- 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);
- 3 место – физическое развитие (19-20%).
- 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, 2010г. в средней группе (от 4 до 5 лет) направление «Социально-личностное развитие» включает образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность» (5;26). Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы во всех образовательных областях.
В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей была изучена методическая литература по социально-личностного развитию детей 4- 5 лет, отражающая особенности построения совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей, были отобраны методы и приемы организации совместной деятельности по социально - личностному развитию детей 4-5 лет. (1;34)
В основу планирования совместной деятельности были положены результаты диагностики уровня социально - личностного развития детей 4-5 лет, разработанной педагогами ДОУ. Результаты входной диагностики зафиксированы таблице 1.
Таблица 1.
Из 19 опрошенных детей | Высокий | Средний | Низкий | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
39 % | 49 % | 12 % | ||||
Динамика: | Динамика: | Динамика: |
В результате анкетирования родителей воспитанников было выявлено, что из 19 опрошенных семей:
Таблица 2.
Начало года | Конец года | Динамика | |
Высокий уровень | 12 % - имеют представление о том, что входит в понятие социально-личностное развитие, уделяют внимание формированию у детей социально- личностных качеств и навыков. | ||
Средний уровень | 16 % - частично уделяют внимание формированию у детей социально- личностных качеств | ||
Низкий уровень | 72 % - затрудняются в понимании термина социально-личностное развитие и не имеют представление о том, как и какие социально-личностные качества необходимо развивать у ребенка. |
На основании результатов входной диагностики были поставлены задачи педагогической деятельности:
1. Повысить уровень социально-личностного развития у детей.
2. Повысить уровень педагогической компетенции родителей по данному вопросу.
3.Определить оптимальные пути решения проблемы социально-личностного развития детей с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - период интенсивного познавательного развития, расцвета творческой фантазии. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, в своей работе воспитатель основывается на том, что каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашего сада является познавательно-речевое развитие детей. Особенностями развития познавательно-речевой сферы ребенка является:
- опора на природную детскую любознательность; - поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений; - опора на такие виды познавательной активности как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка; - организация развивающей образовательной среды, стимулирующей познавательную, речевую, коммуникационную активность ребенка;
- представление информации из разных областей культуры (речевой, математики, конструирования, естественных наук, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.
Для развития данных видов деятельности необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно – развивающая среда, играющая роль учителя и воспитателя. Решение практической задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста представляется возможным средствами музейной педагогики. Также музейная педагогика способна создать условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Решение использовать возможности музейной педагогики для решения проблемы познавательно-речевого и социально-личностного развития детей 4-5 лет возникло не случайно.
С 2009 года МДОУ № 10 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей г. Красноуфимска является экспериментальной площадкой УрОРАО по реализации музейной педагогики, соответственно у воспитателей нашего детского сада появилась уникальная возможность выстроить собственную методическую работу в рамках инновационного экспериментального проекта, реализуемого всем образовательным учреждением.
Теоретическая значимость инновационной деятельности ДОУ определяется тем, что результаты проекта позволяют расширить и углубить представление об особенностях развития и формирования познавательных интересов детей на этапе предшкольного детства посредством музейной педагогики.
Практическая значимость заключается в разработке модели сетевого взаимодействия, обеспечивающего формирование культурного пространства средствами ДОУ.
Реализация проекта предполагает несколько этапов, по завершении которых должны быть достигнуты определённые результаты:
Таблица 3
Этапы реализации проекта | Планируемый результат |
I этап (2009-2010г.) | |
Организационное, научное и методическое обеспечение проектной деятельности | Организация информационно - диагностической работы с родительской общественностью и социальными партнерами по проблеме эксперимента; обучение педагогического коллектива средствам и методам воспитания и обучения в условиях музейно-педагогического пространства |
II этап (2010-2012г.) | |
Выработка условий для эффективного функционирования музейно-педагогической образовательно-воспитательной системы | Создание в МДОУ мини-музеев и их паспортизация; проведение и анализ родительских собраний, консультаций, анкетирования по теме эксперимента; проведение семинара, «круглого стола» с педагогами ДОУ и социальными партнерами по теме эксперимента |
III этап (2012-2013г.) | |
Апробация условий для эффективного функционирования музейно-педагогической образовательно-воспитательной системы | Анализ деятельности МДОУ по созданию музейно-педагогического пространства; разработка совместно с родительской общественностью и социальными партнерами основных направлений совместной работы по формированию музейно-педагогической культуры; выпуск печатной продукции по теме проекта |
IV этап (2013-2014г.) | |
Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы | Проведение методического совета по вопросам эффективной работы в рамках эксперимента; анализ культурно-образовательной деятельности развития познавательных интересов воспитанников в условиях мини-музеев МДОУ; подготовка и выступление на педагогических чтениях по теме проекта |
В результате целенаправленной деятельности силами воспитателей, специалистов, родителей в группах и фойе детского сада были оформлены экспозиции 6 мини-музеев: «Бабушкин сундучок» (мини-музей керамической посуды разных лет), «Русская изба», «Куклы трёх поколений», мини-музеи матрёшки, открыток, мини-музей часов «Волшебные стрелки». Следует особо отметить, что, создавая мини-музеи в группах, мы получили возможность «погружения» детей в информативную и социальную среду: создали условия для взаимодействия с другими детьми и взрослыми, предоставили возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детском и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности.
Далее мы считаем целесообразным в рамках конкурсного задания «Кладовая педагогического мастерства» представить успешный опыт социально-личностного развития детей в процессе реализации музейной педагогики на базе мини-музея часов «Волшебные стрелки» в средней группе «Знайки» МДОУ № 10 в период с 2009 по 2011г.г.
Деятельность мини-музея часов «Волшебные стрелки» была организована поэтапно с учетом результатов диагностических исследований (Таблицы 1,2) в соответствии положениями, указанными в таблице 3.
1 этап (2009 г. )- изучение литературы, работа с родителями и социальными партнёрами, составление рекомендаций для воспитателей по социально-личностному развитию детей, (см. Приложение)
В процессе изучения литературы мы выяснили, что еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы
(С. В. Пшеничная, 2000). Н.А. Рыжова считает, что важно выделить следующие педагогические функции музеев :
- образовательную, предполагающую развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы;
- развивающую, имеющую в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительскую, направленную на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательную, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в социально-личностном развитии подрастающего поколения. Именно поэтому музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.). Через осуществление музейно-педагогической деятельности детском саду сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Психологические исследования, описанные в психолого-педагогической литературе, свидетельствуют, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней, что является важным условием успешной социальной адаптации (10;24).
Кроме того, реализуя музейную педагогику в условиях детского сада, мы создаём условия для стимулирования мыслительной деятельности детей, свободного оперирования понятиями, терминами, образами. При использовании музейной педагогики как инновационной технологии необходимо учитывать следующие принципы (19;45):
1.Наглядность.
2.Доступность.
3.Динамичность.
4.Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5.Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
6.Гуманизм
7.Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
8. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
9.Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Включение музейной педагогики в образовательно–воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.
2 этап - 2010 г. - включение в деятельность творческой группы по функционированию базовой площадки УрОРАО (составление и утверждение плана работы ), оформление экспозиции мини-музея «Волшебные стрелки» на базе средней группы «Знайки» и его паспортизация.
Единая структура паспортов мини-музеев детского сада разработана и утверждена руководителями музеев и членами творческой группы.
В паспорт мини-музея включены следующие разделы:
- план работы мини-музея,
- описание экспонатов,
- конспекты занятий, организуемых на базе мини-музеев,
- диагностический инструментарий,
-приложение (отзывы коллег, родителей и социальных партнёров, результаты продуктивной деятельности детей, фотографии. (см. Приложение)
3 этап - 2011 г. – организация образовательной и воспитательной деятельности с использованием экспозиции мини-музея «Волшебные стрелки».
Следует отметить, что строя образовательный и воспитательный процесс с использованием музейной педагогики в средней группе, мы учитывали следующие значимые моменты: любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке (Б.А.Столяров). Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе (Б.А.Столяров).
В мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.
В нашем мини-музее «Волшебные стрелки» в качестве экспонатов выступили часы разных лет и видов. Экспозиция была оформлена в группе «Знайки» на стене с камином в центре. Получилось некое подобие старинного замка – само оформление отсылает нас в прошлое и настраивает на разговор о быстротечности времени, отследить которое могут только часы (см. Приложение).
Экспозиция мини-музея «Волшебные стрелки» выстроена для детей с учётом следующей логической цепочки: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее часов не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Каждый ребенок пополнял экспозиции вместе с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Семьи воспитанников участвовали в сборе информации о часах, подбирали материал для проведения занятий, экскурсий, практикумов, собирали художественную, познавательную литературу. Все это проводилось для того, чтобы сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей; создать условия для творческого общения, сотрудничества и социально-личностного развития ребёнка.
Были составлены конспекты занятий с учётом социально-личностного развития: на развитие у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, на воспитание уважения и терпимости к людям, приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, на развитие коммуникативной компетентности ребёнка (см. Приложение).
На базе мини-музея организуются занятия познавательного цикла «История возникновения часов», «Самые известные часы», «Часы в нашем доме», «Время и мы», изо и игровая деятельность (игры «Собери часы», «Скажи, сколько на часах времени», «Расставь правильно цифры»); дети отгадывают загадки, ребусы, слушают сказки и рассказы о часах и времени, выступают в роли юных исследователей, узнают о том, как устроены часы, выявляют отличие механических часов от электронных, узнают правила пользования разными часами, учатся правилам этикета ( например, дети узнали, как правильно узнать который сейчас час).
С интересом посещают мини-музей часов «Волшебные стрелки» и дети других групп. Для них мы проводим экскурсии и практикумы по оформлению циферблата часов (см. Приложение).
О мини-музее выпущены информационные листы и буклеты, которые помещены в родительские уголки и на сайте детского сада
(см. Приложение).
Практически на всех мероприятиях присутствовали родители воспитанников и социальные партнёры (сотрудники Краеведческого музея ГО Красноуфимск, педагоги дошкольных учреждений, учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 и МОУ ООШ № 7, специалисты ГУСОН «Центра социальной помощи семьи и детям» и др.), их пожелания, предложения зафиксированы в отзывах, листах обратной связи и учтены при дальнейшем планировании (см. Приложение).
В апреле 2011 года состоялся конкурс мини-музеев детского сада, где руководители музеев смогли подвести итоги, представить результаты и определить перспективы. Эффективность деятельности мини-музея оценивала экспертная группа, в которую вошли заведующая, зам. заведующей ДОУ, руководитель творческой группы, научный сотрудник Красноуфимского краеведческого музея, представители родителей.
При определении победителя конкурса учитывались:
- оформление экспозиции мини-музея (соответствие содержания названию, эстетические требования к оформлению, место расположения музея, его сочетание с интерьером, оригинальность оформления), оценка экспонатов (целесообразность, качество, разнообразие, соответствие возрасту детей);
- ведение необходимой документации (паспорт музея, план деятельности на базе музея, конспекты занятий, экскурсий, практикумов);
- организация продуктивной деятельности (количество мероприятий на базе мини-музея, отзывы участников и гостей, поделки, рисунки детей, фотографии);
- участие родителей и социальных партнеров в работе мини-музея;
- презентация деятельности мини-музея для педагогического сообщества (публикация тезисов, участие в семинарах, конференциях, освещение работы музея в СМИ и размещение информации на сайте детского сада).
Все мини-музеи приняли участие в смотре-конкурсе. Внешние эксперты из числа социальных партнёров высоко оценили деятельность на базе мини-музея «Волшебные стрелки», отметив его в номинации «за организацию продуктивной образовательной и воспитательной деятельности»
(см. Приложение).
На праздновании Дня рождения детского сада 8 апреля 2011 года представители Краеведческого музея г. Красноуфимска, члены экспертной группы, наградили победителей и торжественно вручили детскому саду Благодарственное письмо за продуктивное взаимодействие в рамках экспериментальной деятельности по реализации музейной педагогики.
В период осуществления экспериментальной деятельности опыт социально-личностного развития детей на базе мини-музея «Волшебные стрелки» презентовался родителям (сайт детского сада, раздел «Приоритетные направления деятельности ДОУ»), педагогическому сообществу города (участие в окружной выставке «Инновации в системе образования Западного управленческого округа» (проект «Инновационная деятельность экспериментальной базовой площадки УрОРАО по реализации музейной педагогики», апрель), тезисы по описываемой проблеме представлены в Управление образованием городского округа Красноуфимск для публикации в сборнике материалов по вопросам развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений города.
В процессе работы мы убедились, что деятельность на базе мини-музея «Волшебные стрелки» представляет собой оптимальное сочетание регламентированной и нерегламентированной деятельности, способствующей разностороннему полноценному социально-личностному развитию ребёнка без переутомления и нарушения здоровья.
О положительной динамике социально-личностного развития детей свидетельствуют результаты итоговой диагностики:
Таблица 4.
Из 19 опрошенных детей | Высокий | Средний | Низкий | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
39 % | 61 % | 49 % | 31 % | 12 % | 8 % | |
Динамика: +22 % | Динамика: -18 % | Динамика: -4 % |
В результате анкетирования в конце учебного года родителей воспитанников было выявлено, что из 19 опрошенных семей:
Таблица 5.
Начало года | Конец года | Динамика | |
Высокий уровень | 12 % - имеют представление о том, что входит в понятие социально-личностное развитие, уделяют внимание формированию у детей социально- личностных качеств и навыков. | 20 % | +8 % |
Средний уровень | 16 % - частично уделяют внимание формированию у детей социально- личностных качеств | 32 % | +16 % |
Низкий уровень | 72 % - затрудняются в понимании термина социально-личностное развитие и не имеют представление о том, как и какие социально-личностные качества необходимо развивать у ребенка. | 48 % | -24 % |
Реализация музейной педагогики позволила осуществить комплексный подход к организации социально-личностного воспитания детей 4 -5 лет, где были задействованы все основные участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители, социальные партнёры).
Мы считаем, что функционирование в группе «Знайки» мини-музея «Волшебные стрелки» эффективно повышает уровень социально-личностного воспитания дошкольников через:
• широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды мини-музея;
• организацию на базе мини-музея регулярной и разнообразной деятельности детей, общения, обеспечивающего эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью;
• широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
• совместную творческую деятельность воспитателя с детьми;
• регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
• оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Практика апробирования музейной педагогики показала, что наиболее эффективны в работе с детьми оказались экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, будут интересоваться жизнью общества, в котором они живут.
Создание именно мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях позволит педагогам:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;
- обогатит средства формирования культуры дошкольников;
- приобщит ребенка к миру общечеловеческих ценностей и этики;
- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы;
- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
Особенно актуально создание мини-музеев для детей старшего дошкольного возраста, когда идет целенаправленная подготовка к социальной адаптации в школе (новых для него условиях жизни).
Действительно, дошкольный возраст - небольшой, но насыщенный период в жизни человека. Развитие ребенка идет стремительно. Возрастает интерес к окружающему миру, проявляются признаки самостоятельности.
В этот период происходит формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, расширяется сфера деятельности дошкольника. Кроме привязанности к близким ему людям, ребенок ощущает потребность в контактах с другими людьми - сверстниками и взрослыми. В результате подобного взаимодействия у ребенка проявляются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, предприимчивость, склонность к подражанию.
В перспективе на базе мини-музея «Волшебные стрелки» планируется:
2012 г. – активное участие в профессиональном взаимодействии педагогов на уровне детского сада, города; представление положительного опыта по проблеме социально-личностного развития детей; заключение соглашений о сотрудничестве с коллекционерами города, Красноуфимским краеведческим музеем, детской библиотекой.
Таким образом, на данном этапе можно констатировать следующие промежуточные результаты деятельности по реализации музейной педагогики на базе мини-музея «Волшебные стрелки» как средства социально-личностного развития
на уровне детского сада:
- определены и частично апробированы оптимальные пути социально-личностного развития детей;
- организовано продуктивное взаимодействие с социальными партнерами по взаимообмену ресурсами:
- информационными (создание информационного банка данных об истории часов, часах разных лет, музеях и частных коллекциях часов);
- научно-методическими, (пополнение научно-методической базы методическими разработками, сценариями, видео- и фотоматериалами);
- материально-техническими (пополнение экспозиции новыми экспонатами, подбор развивающих игр).
3) заключено соглашение об использовании выставочных залов музея для размещения продуктов детского творчества, использование фондов музея для занятий с детьми, возможное пополнение фондов музея новыми экспонатами;
4) спланирован обмен накопленной информацией, литературой, сценариями и разработками с работниками центральной детской библиотеки;
5) составлен план совместной деятельности с дошкольными учреждениями города, предполагающий взаимный обмен нормативно-правовыми документами, сценариями, проведение круглых столов, различных мероприятий для детей и педагогов;
- на уровне детей:
1) созданы условия для развития любознательности, активности, интереса к новому, неизвестному в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); эмоциональной отзывчивости;
2) организовано овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3) расширено семантическое поле, словарный запас детей;
4) ведётся обогащение социального опыта дошкольников и формирование у них осознанно-правильного отношения к явлениям жизни;
5) успешно реализуются личные склонности и творческие интересы;
- на уровне родителей:
1) появилась дополнительная возможность осуществления совместной деятельности со своим ребёнком при выполнении семейных проектов;
2) намечены новые пути сотрудничества с детским садом (поиск экспонатов, участие в подготовке и проведении мероприятий на базе мини-музея );
- на уровне педагогов:
1) появились перспективы повышения педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДОУ:
2) наблюдается обновление форм и методов работы (обогащение средств формирования культуры и мотивации дошкольников; выбор правильных форм взаимодействия дошкольников с окружающим миром).
Таким образом, социально-личностное воспитание посредством музейной педагогики является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В сущности, не так важно, какой мини-музей будет функционировать в вашей группе, главное, что он станет неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада, поможет ребёнку приобрести навыки взаимодействия с окружающими, которые позволят ему легче адаптироваться в социуме, быть успешным в новом коллективе (например, в условиях школы). А ребенок будет посещать музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие, с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Н.В. Алешина - Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью // М.: ЦГЛ, 2004. – 112с.
2. Бабаева Н.А. О социально-эмоциональном развитии дошкольника [Текст] / Т.А. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6.-с 13-18
3. Бедерханова В.П. Совместная проектировачная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитии личности. 2000.№1 С. 24 – 36.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-синтез, 2010.-304 с.
6. Н.С. Голицына - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет) [Текст] / - М., 2004. – 102с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: изд., «Речь», 2004. – 500с.
8. Т.Н. Доронова - Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н.Доронова. - М., 2002. – 138с.
9. Иванова Н - Социальное развитие детей в ДОУ [Текст] / Н. Иванова – М.: Феникс, 2008. – 78 с.
10. Н. Малюшева - Здравствуй, музей [Текст] – дошкольное воспитание – 209. – N11. – С. 24-29;
11. И.Ф. Мулько- Развитие представлений о человеке в истории и культуре (методическое пособие для ДОУ) [Текст] / И.Ф.Мулько – М., 2003. – 117с.
12. Павлова Л.Н. Дошкольное детство: развитие речи и мышления» [Текст] / Л.Н. Павлова – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 115 с.
13. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
14. Попова С.В. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Попова - М.: Мозаика-синтез, 2007. – 98 с.
15. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.Мл. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести.// М.; СПб., 2000. – 102с.
16. О.В. Солодянкина - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006 г., Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002. – 188с.
17. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42
18. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
19. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50. 20. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени Т. Чумалова / Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63. 21. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
для воспитателей...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по социально – личностному, эмоциональному развитию в группе общеразвивающей направленности для детей четвертого года жизни тема: «Путешествие по волшебному лесу »
Формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры общения и разрешения проблемных ситуаций....
Музейная педагогика в социально - личностном развитии детей. Выступление из опыта.
Для социально - личностного развития детей необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно - развивающая среда. Развитие практической задачи развития детей дошкольного возраста предст...