Социально-личностное развитие детей посредством музейной педагогики
методическая разработка на тему

Куликова Наталья Николаевна

для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon для воспитателей142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад общеразвивающего вида № 10

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Социально-личностное развитие детей  посредством музейной педагогики

(конкурс профессионального мастерства воспитателей дошкольных образовательных учреждений ГО Красноуфимск «Воспитатель года»,

описание опыта работы «Кладовая педагогического мастерства» )

Составитель:

Вилюкова Наталья Николаевна,

воспитатель 1КК

Красноуфимск

2011

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.

Дошкольники, вступая в школьную жизнь, уже должны обладать определенными социально-личностными качествами, необходимыми для успешной реализации себя в коллективе: навыками толерантности,  определенными знаниями об истории, цивилизации, техническом прогрессе.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования указывается на то, что  «цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях его вариативности являются 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка (18;1):

  •  познавательно-речевое;
  •  физическое;
  •  социально-личностное;
  •  художественно-эстетическое.

И при всём этом объем образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в действующих программах распределен достаточно неравноценно:

  • 1 место - познавательно-речевое развитие (от 40 до 47% занятий);
  • 2 место – художественно-эстетическое развитие (от 20 до 40%);
  • 3 место – физическое развитие (19-20%).
  • 4 место – социально-личностное развитие (от 0 до 13%).

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,   М. А. Васильевой, 2010г. в средней группе (от 4 до 5 лет) направление «Социально-личностное развитие» включает образовательные области «Социализация»,  «Труд», «Безопасность» (5;26). Однако, как известно, говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы во всех образовательных областях.

В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей была изучена методическая литература по социально-личностного развитию детей 4- 5 лет, отражающая особенности построения совместной деятельности педагогов, воспитанников и родителей,  были отобраны методы и приемы организации совместной деятельности по социально - личностному развитию детей 4-5 лет.  (1;34)

В основу планирования совместной деятельности были положены результаты диагностики уровня социально - личностного развития детей 4-5 лет, разработанной педагогами ДОУ. Результаты входной диагностики зафиксированы таблице 1.

Таблица 1.

Из 19

опрошенных

детей

           Высокий

           Средний

           Низкий

Начало года

  Конец

   года

Начало     года

 Конец

  года

Начало года

Конец года

39 %

49 %

12 %

    Динамика:    

   Динамика:    

   Динамика:          

В результате анкетирования родителей воспитанников было выявлено, что из 19 опрошенных семей:

Таблица 2.

Начало года

Конец года

Динамика

Высокий

уровень

12 % - имеют представление о том, что входит в

понятие социально-личностное развитие, уделяют

внимание формированию у детей социально-

личностных качеств и навыков.

Средний

уровень

16 % - частично уделяют внимание формированию у

детей социально- личностных качеств

Низкий

уровень

72 % - затрудняются в понимании термина социально-личностное развитие и не имеют представление о том, как и какие социально-личностные качества необходимо развивать у ребенка.

На основании результатов входной диагностики были поставлены задачи педагогической деятельности:

1. Повысить уровень социально-личностного развития у детей.

2. Повысить уровень педагогической компетенции родителей по данному вопросу.

3.Определить оптимальные пути решения проблемы социально-личностного развития детей с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольного возраста.  

     Дошкольный  возраст - период интенсивного познавательного развития, расцвета творческой фантазии.  В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, в своей работе воспитатель основывается на том, что каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Именно поэтому приоритетным направлением деятельности нашего сада является познавательно-речевое развитие детей.    Особенностями развития познавательно-речевой сферы ребенка является:                    

- опора на природную детскую любознательность;                                                                - поощрение познавательной инициативы ребенка: детских вопросов,     рассуждений, самостоятельных умозаключений;                                                                     - опора на такие виды познавательной активности как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка;                                                  - организация развивающей образовательной среды, стимулирующей познавательную, речевую, коммуникационную активность ребенка;

 - представление информации из разных областей культуры (речевой, математики, конструирования, естественных наук, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

Для развития данных видов деятельности необходима достаточно насыщенная и разнообразная предметно – развивающая среда, играющая роль учителя и воспитателя. Решение практической задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста представляется возможным средствами музейной педагогики. Также музейная педагогика способна создать условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Решение использовать возможности музейной педагогики для решения проблемы познавательно-речевого и  социально-личностного развития  детей 4-5 лет возникло не случайно.

С 2009 года МДОУ № 10  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей г. Красноуфимска является экспериментальной площадкой УрОРАО по реализации музейной педагогики, соответственно у воспитателей нашего детского сада появилась уникальная возможность выстроить собственную методическую работу в рамках инновационного экспериментального проекта, реализуемого всем образовательным учреждением.

Теоретическая значимость инновационной деятельности ДОУ  определяется тем,  что результаты проекта позволяют расширить и углубить представление об особенностях развития и формирования познавательных интересов детей на этапе предшкольного детства посредством музейной педагогики.

Практическая значимость заключается в разработке модели сетевого взаимодействия, обеспечивающего формирование культурного пространства средствами ДОУ.

Реализация проекта предполагает несколько этапов, по завершении которых должны быть достигнуты определённые результаты:

Таблица 3

Этапы реализации проекта

Планируемый результат

I этап (2009-2010г.)

Организационное, научное и методическое обеспечение проектной  деятельности

Организация  информационно - диагностической работы с родительской общественностью и социальными партнерами по проблеме эксперимента; обучение педагогического коллектива средствам и методам воспитания и обучения в условиях музейно-педагогического пространства

II этап (2010-2012г.)

Выработка условий для эффективного функционирования музейно-педагогической образовательно-воспитательной системы

Создание в МДОУ мини-музеев и их паспортизация; проведение и анализ родительских собраний, консультаций, анкетирования по теме эксперимента; проведение семинара, «круглого стола» с педагогами ДОУ и социальными партнерами по теме эксперимента

III этап (2012-2013г.)

Апробация условий для эффективного функционирования музейно-педагогической образовательно-воспитательной системы

Анализ деятельности МДОУ по созданию музейно-педагогического пространства; разработка совместно с родительской общественностью и  социальными партнерами основных направлений совместной работы по формированию музейно-педагогической культуры;  выпуск печатной продукции по теме проекта

IV этап (2013-2014г.)

Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы

Проведение  методического совета по вопросам эффективной работы в рамках эксперимента; анализ культурно-образовательной деятельности развития познавательных интересов воспитанников в условиях мини-музеев  МДОУ; подготовка и выступление на педагогических чтениях по теме проекта

В результате целенаправленной деятельности силами воспитателей, специалистов, родителей  в группах и фойе детского сада были оформлены экспозиции 6 мини-музеев: «Бабушкин сундучок» (мини-музей керамической посуды разных лет), «Русская изба», «Куклы трёх поколений», мини-музеи матрёшки, открыток, мини-музей часов «Волшебные стрелки». Следует особо отметить, что, создавая мини-музеи в группах, мы получили возможность «погружения» детей в информативную и социальную среду: создали условия для взаимодействия с другими детьми и взрослыми, предоставили возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детском и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности.

Далее мы считаем целесообразным в рамках конкурсного задания «Кладовая педагогического мастерства» представить успешный опыт социально-личностного развития детей в процессе реализации музейной педагогики на базе мини-музея часов «Волшебные стрелки» в средней группе «Знайки» МДОУ № 10 в период с 2009 по 2011г.г.

Деятельность мини-музея часов «Волшебные стрелки» была организована поэтапно с учетом результатов диагностических исследований (Таблицы 1,2) в соответствии положениями, указанными в таблице 3.

1 этап (2009 г. )- изучение литературы, работа с родителями и  социальными партнёрами, составление рекомендаций для воспитателей по социально-личностному развитию детей,  (см. Приложение) 

В процессе изучения литературы мы выяснили, что еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский)  придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности. На современном этапе развития общества обращают внимание на разновекторную значимость музеев, связанную с их деятельностью. Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, 1987, Т.А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А.Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы

 (С. В. Пшеничная, 2000). Н.А. Рыжова считает, что важно выделить следующие педагогические функции музеев : 
- образовательную, предполагающую  развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы;
- развивающую, имеющую  в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительскую, направленную на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательную, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта, их интериоризацию и экстериоризацию.
      Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в социально-личностном развитии подрастающего поколения
.           Именно поэтому музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.).    Через осуществление музейно-педагогической деятельности детском саду сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.  Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Психологические исследования, описанные в психолого-педагогической литературе, свидетельствуют, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней, что является важным условием успешной социальной адаптации (10;24).

 Кроме того, реализуя музейную педагогику в условиях детского сада, мы создаём условия для  стимулирования мыслительной деятельности детей, свободного оперирования понятиями, терминами, образами.                                                                                                                  При использовании музейной педагогики как инновационной технологии необходимо учитывать следующие принципы (19;45):
1.Наглядность.
2.Доступность.
3.Динамичность.
4.Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5.Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
6.Гуманизм

7.Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
8. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
9.Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Включение  музейной педагогики в образовательно–воспитательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

      Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.

 2 этап - 2010 г. - включение в деятельность творческой группы по функционированию базовой площадки УрОРАО (составление и утверждение плана работы ), оформление экспозиции мини-музея «Волшебные стрелки» на базе средней группы «Знайки» и его паспортизация.

 Единая структура паспортов мини-музеев детского сада разработана и утверждена руководителями музеев и членами творческой группы.

В паспорт мини-музея включены следующие разделы:

- план работы мини-музея,

- описание экспонатов,  

- конспекты занятий, организуемых на базе мини-музеев,

- диагностический инструментарий,

-приложение (отзывы коллег, родителей и социальных партнёров, результаты продуктивной деятельности детей, фотографии.  (см. Приложение) 

3 этап - 2011 г. – организация образовательной и воспитательной деятельности с использованием экспозиции мини-музея «Волшебные стрелки».

    Следует отметить, что строя образовательный и воспитательный процесс с использованием музейной педагогики в средней группе, мы учитывали следующие значимые моменты: любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке (Б.А.Столяров). Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе (Б.А.Столяров).
В мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать. Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

В нашем мини-музее «Волшебные стрелки» в качестве экспонатов выступили часы разных лет и видов. Экспозиция была оформлена в группе «Знайки» на стене с  камином в центре. Получилось некое подобие старинного замка – само оформление отсылает нас в прошлое и настраивает на разговор о быстротечности времени, отследить которое могут только часы   (см. Приложение). 

Экспозиция мини-музея «Волшебные стрелки» выстроена для детей с учётом следующей логической цепочки: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
          В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее часов  не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».  В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Каждый ребенок пополнял экспозиции вместе с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Семьи воспитанников участвовали в сборе информации о часах, подбирали материал для проведения занятий, экскурсий, практикумов, собирали художественную, познавательную литературу. Все это проводилось для того, чтобы сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей; создать условия для творческого общения, сотрудничества и социально-личностного развития ребёнка.

  Были составлены конспекты занятий с учётом социально-личностного развития: на развитие у детей  положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, на воспитание уважения и терпимости к людям, приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, на развитие коммуникативной компетентности ребёнка  (см. Приложение). 

 На базе мини-музея организуются занятия познавательного цикла «История возникновения часов», «Самые известные часы», «Часы в нашем доме», «Время и мы», изо и  игровая деятельность (игры  «Собери часы», «Скажи, сколько на часах времени», «Расставь правильно цифры»); дети отгадывают загадки, ребусы, слушают сказки и рассказы о часах и времени, выступают в роли юных исследователей, узнают о том, как устроены часы, выявляют отличие механических часов от электронных, узнают правила пользования разными часами,  учатся правилам этикета ( например, дети узнали, как правильно узнать который сейчас час).

С интересом посещают мини-музей часов «Волшебные стрелки» и дети других групп. Для них мы проводим экскурсии и практикумы по оформлению циферблата часов  (см. Приложение). 

О  мини-музее выпущены информационные листы и буклеты, которые помещены в родительские уголки и на сайте детского сада 

(см. Приложение). 

Практически на всех мероприятиях присутствовали родители воспитанников и социальные партнёры (сотрудники Краеведческого музея ГО Красноуфимск, педагоги дошкольных учреждений, учителя начальных классов МОУ СОШ № 3 и МОУ ООШ № 7, специалисты ГУСОН «Центра социальной помощи семьи и детям» и др.), их пожелания, предложения зафиксированы в отзывах, листах обратной связи и учтены при дальнейшем планировании   (см. Приложение).

В апреле 2011 года состоялся конкурс мини-музеев детского сада, где руководители музеев смогли подвести итоги, представить результаты и определить перспективы. Эффективность деятельности мини-музея оценивала экспертная группа, в которую вошли заведующая, зам. заведующей ДОУ, руководитель творческой группы, научный сотрудник Красноуфимского краеведческого музея, представители родителей.

При  определении победителя конкурса  учитывались:

-  оформление экспозиции мини-музея (соответствие содержания названию, эстетические требования к оформлению, место расположения музея, его сочетание с интерьером, оригинальность оформления), оценка экспонатов (целесообразность, качество, разнообразие, соответствие возрасту детей);

- ведение необходимой документации (паспорт музея, план деятельности на базе музея, конспекты занятий, экскурсий, практикумов);

- организация продуктивной деятельности (количество мероприятий на базе мини-музея, отзывы участников и гостей, поделки, рисунки детей, фотографии);

- участие родителей и социальных партнеров  в работе мини-музея;

- презентация деятельности мини-музея для педагогического сообщества (публикация тезисов, участие в семинарах, конференциях, освещение работы музея в СМИ и размещение информации на сайте детского сада).

Все мини-музеи приняли участие в смотре-конкурсе. Внешние эксперты из числа социальных партнёров высоко оценили деятельность на базе мини-музея «Волшебные стрелки», отметив его в номинации «за организацию продуктивной образовательной и воспитательной деятельности»

 (см. Приложение). 

На праздновании Дня рождения детского сада 8 апреля 2011 года представители Краеведческого музея г. Красноуфимска, члены экспертной группы, наградили победителей и торжественно вручили  детскому саду Благодарственное письмо за продуктивное взаимодействие в рамках экспериментальной деятельности по реализации музейной педагогики.

В период осуществления экспериментальной деятельности опыт  социально-личностного развития детей на базе мини-музея «Волшебные стрелки»  презентовался родителям (сайт детского сада, раздел «Приоритетные направления деятельности ДОУ»), педагогическому сообществу города (участие в окружной выставке «Инновации в системе образования Западного управленческого округа»  (проект «Инновационная деятельность экспериментальной  базовой площадки УрОРАО по реализации музейной педагогики», апрель), тезисы по описываемой проблеме представлены  в Управление образованием городского округа Красноуфимск для публикации в сборнике материалов по вопросам развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений города.

В процессе работы мы убедились, что деятельность на базе мини-музея «Волшебные стрелки» представляет собой оптимальное сочетание регламентированной и нерегламентированной деятельности, способствующей разностороннему  полноценному социально-личностному развитию ребёнка без переутомления и нарушения здоровья. 

О положительной динамике социально-личностного развития детей свидетельствуют результаты итоговой диагностики:

Таблица 4.

Из 19

опрошенных

детей

           Высокий

           Средний

           Низкий

Начало года

  Конец

   года

Начало     года

 Конец

  года

Начало года

Конец года

39 %

61 %

49 %

31 %

12 %

8 %

    Динамика:    +22 %

   Динамика:    -18 %

   Динамика:          -4 %

В результате анкетирования в конце учебного года  родителей воспитанников было выявлено, что из 19 опрошенных семей:

Таблица 5.

Начало года

Конец года

Динамика

Высокий

уровень

12 % - имеют представление о том, что входит в

понятие социально-личностное развитие, уделяют

внимание формированию у детей социально-

личностных качеств и навыков.

  20 %

  +8 %

Средний

уровень

16 % - частично уделяют внимание формированию у

детей социально- личностных качеств

  32 %

  +16 %

Низкий

уровень

72 % - затрудняются в понимании термина социально-личностное развитие и не имеют представление о том, как и какие социально-личностные качества необходимо развивать у ребенка.

   48 %

  -24 %

Реализация музейной педагогики позволила осуществить комплексный подход к организации социально-личностного воспитания детей  4 -5 лет, где были задействованы все основные участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители, социальные партнёры).

Мы считаем, что функционирование в группе «Знайки» мини-музея «Волшебные стрелки» эффективно повышает уровень социально-личностного воспитания дошкольников через:

• широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды мини-музея;

• организацию на базе мини-музея регулярной и разнообразной деятельности детей, общения, обеспечивающего эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью;

• широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;

• совместную творческую деятельность воспитателя с детьми;

• регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;

• оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Практика апробирования музейной педагогики показала, что наиболее эффективны в работе с детьми оказались экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, будут интересоваться жизнью общества, в котором они живут.
         Создание именно мини-музеев в дошкольных образовательных учреждениях  позволит педагогам:
- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- обогатит средства формирования культуры дошкольников;

- приобщит ребенка к миру общечеловеческих ценностей и этики;

- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы;

- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром.

Особенно актуально создание мини-музеев для детей  старшего дошкольного возраста, когда идет целенаправленная подготовка к социальной адаптации в школе (новых для него условиях жизни).  

      Действительно, дошкольный возраст - небольшой, но насыщенный период в жизни человека. Развитие ребенка идет стремительно. Возрастает интерес к окружающему миру, проявляются  признаки самостоятельности.

    В этот период происходит формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свою индивидуальность, расширяется сфера деятельности дошкольника. Кроме привязанности к близким ему людям, ребенок ощущает потребность в контактах с другими людьми - сверстниками и взрослыми. В результате подобного взаимодействия у ребенка проявляются такие личностные качества, как общительность, организованность, инициативность, активность, предприимчивость, склонность к подражанию.

В перспективе на базе мини-музея «Волшебные стрелки» планируется:

2012 г. – активное участие в профессиональном взаимодействии педагогов на уровне детского сада, города; представление положительного опыта по проблеме социально-личностного развития детей; заключение соглашений о сотрудничестве с коллекционерами города, Красноуфимским краеведческим музеем, детской библиотекой.

Таким образом, на данном этапе можно констатировать следующие промежуточные результаты деятельности по реализации музейной педагогики на базе мини-музея «Волшебные стрелки» как средства социально-личностного развития

на уровне детского сада:

  1. определены и частично апробированы оптимальные пути социально-личностного развития детей;
  2.  организовано продуктивное взаимодействие  с социальными партнерами по взаимообмену ресурсами:        
  • информационными (создание информационного банка данных об истории часов, часах разных лет, музеях и частных коллекциях часов);
  • научно-методическими, (пополнение  научно-методической базы  методическими разработками, сценариями, видео- и фотоматериалами);
  • материально-техническими (пополнение экспозиции новыми  экспонатами, подбор  развивающих игр).

3) заключено соглашение об  использовании выставочных залов музея для размещения продуктов детского творчества, использование фондов музея для занятий с детьми, возможное пополнение фондов музея новыми экспонатами;

4) спланирован обмен накопленной информацией, литературой, сценариями и разработками с работниками центральной детской библиотеки;

5) составлен план совместной деятельности с дошкольными учреждениями города, предполагающий        взаимный обмен нормативно-правовыми документами, сценариями, проведение круглых столов, различных мероприятий для детей и педагогов;

  • на уровне детей:

 1) созданы условия для развития любознательности, активности, интереса к новому, неизвестному в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); эмоциональной отзывчивости;

2) организовано овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3) расширено семантическое поле, словарный запас детей;

4) ведётся обогащение социального опыта дошкольников и формирование у них осознанно-правильного отношения к явлениям жизни;

5) успешно реализуются личные склонности и творческие интересы;

  • на уровне родителей:

1) появилась дополнительная возможность осуществления совместной деятельности со своим ребёнком при выполнении семейных проектов;

2) намечены новые пути сотрудничества с детским садом (поиск экспонатов, участие в подготовке и проведении мероприятий на базе мини-музея );

  • на уровне педагогов:

 1) появились перспективы повышения педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДОУ:

 2) наблюдается обновление форм и методов работы (обогащение средств формирования культуры и мотивации дошкольников;  выбор правильных форм взаимодействия дошкольников с окружающим миром).

Таким образом, социально-личностное воспитание посредством музейной педагогики является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В сущности, не так важно, какой мини-музей будет функционировать в вашей группе, главное, что он станет неотъемлемой частью предметно-развивающей среды вашего детского сада, поможет ребёнку приобрести навыки взаимодействия с окружающими, которые позволят ему легче адаптироваться в  социуме, быть успешным в новом коллективе (например, в условиях школы).  А ребенок будет посещать  музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие,  с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Н.В. Алешина - Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью // М.: ЦГЛ, 2004. – 112с.

2. Бабаева Н.А. О социально-эмоциональном развитии дошкольника [Текст] / Т.А. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6.-с 13-18

3.  Бедерханова В.П. Совместная проектировачная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитии личности. 2000.№1 С. 24 – 36.                      

4.   Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с. 

5.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозаика-синтез, 2010.-304 с.

6. Н.С. Голицына - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет) [Текст] / - М., 2004. – 102с.

7.   Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. - СПб.: изд., «Речь», 2004. – 500с.

8.  Т.Н. Доронова - Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] / Т.Н.Доронова. - М., 2002. – 138с.

9.  Иванова Н -  Социальное развитие детей в ДОУ [Текст] / Н. Иванова – М.: Феникс, 2008. – 78 с.

10. Н. Малюшева - Здравствуй, музей [Текст] –  дошкольное воспитание – 209. – N11. – С. 24-29;

11. И.Ф. Мулько- Развитие представлений о человеке в истории и культуре (методическое пособие для ДОУ) [Текст]  / И.Ф.Мулько – М., 2003. – 117с.

12. Павлова Л.Н. Дошкольное детство: развитие речи и мышления» [Текст] / Л.Н. Павлова – М.: Мозаика-синтез, 2005. – 115 с.

 13. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.  Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.  

 14.  Попова С.В. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Попова - М.: Мозаика-синтез, 2007. – 98 с.
15.   Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р.Мл. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести.// М.; СПб., 2000. – 102с.
 

16. О.В. Солодянкина - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006 г., Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002. – 188с.

17. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42 

18. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

19. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников  Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.                                                                  20.  Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени  Т. Чумалова / Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.                                                                                                                                         21.  Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4  - С. 59-65.                                                                                  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Музейная педагогика в социально - личностном развитии детей. Выступление из опыта.

Для социально - личностного развития детей необходима достаточно насыщенная  и разнообразная предметно - развивающая среда. Развитие практической задачи развития детей дошкольного возраста предст...