Проект "Театральный речецветик"
проект по развитию речи на тему

Козловская Ольга Васильевна

Содержание проекта: интенсивное речевое развитие ребенка средствами разнообразных форм театрализованной деятельности; овладение нормами родного языка с младшего дошкольного возраста. Данный проект позволяет помочь детям смотреть на окружающий мир с удивлением и интересом, способствует эмоциональному раскрепощению ребенка,  чувствованию художественного образа, используя выразительные средства языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_teatralnyy_rechetsvetik.docx90.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79 «Садко»

         

ПРОЕКТ

«ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЧЕЦВЕТИК»

                                          Разработчик: Козловская О.В., воспитатель

                                             

                                           

г. Сургут

Проект «Театральный речецветик» (с детьми раннего и  младшего дошкольного возраста)  

Автор проекта: Козловская О.В., воспитатель МБДОУ № 79 «Садко»

 г. Сургут

Тема проекта: формирование речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Название проекта: «Театральный речецветик»

Содержание проекта: интенсивное речевое развитие ребенка средствами разнообразных форм театрализованной деятельности; овладение нормами родного языка с младшего дошкольного возраста. Данный проект позволяет помочь детям смотреть на окружающий мир с удивлением и интересом, способствует эмоциональному раскрепощению ребенка,  чувствованию художественного образа, используя выразительные средства языка.

Введение.

                                                                   «Язык есть исповедь народа,

                                                                       В нем слышится его природа,

                                                                               Его душа и быт родной»

                                                                                            (П.А. Вяземский)

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.  Являясь важнейшим  средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

    В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисицыной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

    Л.С. Выготский пришел к выводу, что «есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

    Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензетивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

    Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. У детей активно развиваются все психические процессы, и,  конечно же, речь. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Актуальность проблемы.

    Процесс речевого развития – одна из актуальных и сложнейших проблем современного общества. К сожалению, с одной стороны, сегодня развитию речи уделяется недостаточно внимания, как родителями, так и педагогами. Ссылаясь на занятость, взрослые очень мало времени отводят «живому» общению с ребенком, не всегда читают художественную литературу.

Статистика показывает, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    С другой стороны, в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы, не могут изъяснять свои мысли четко и ясно, стесняются публичных выступлений.

    Изучив  вышеперечисленные проблемы развития речи дошкольников, возникла необходимость в решении данного вопроса.

    Размышляя над вопросом о повышении уровня речи младших дошкольников, я искала самый оптимальный способ повышения речевой активности, развитию всех компонентов речевой системы, эмоционального раскрепощения детей, и пришла к выводу, что поможет мне в этом театрализованная деятельность.

   Почему именно театрализованная деятельность?  Именно она одна из самых эффективных способов воздействия на детей 2-4 лет, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить играя. Игра – ведущий вид  деятельности детей дошкольного возраста. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства, мы можем многому научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Цель проекта: развивать речь детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Задачи проекта:

1.Развивать все компоненты речи детей младшего дошкольного возраста.

2.Организовать в группе развивающую театрально-речевую среду.

3.Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных).

4.Привлечь родителей к активному партнёрству в вопросах речевого развития воспитанников.

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей младшего дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: групповой, социальный, долгосрочный

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатель

Длительность проекта: долгосрочный (2 года)

Форма проведения:  дневная (в рамках организации педагогического процесса в непосредственной образовательной деятельности, в утренние и вечерние часы с учетом принципов частичной интеграции).

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

  • У детей развиты все компоненты речевой системы в соответствии с возрастом:
  • Речь обогащена новыми словами, которые используются детьми в свободном общении.
  • Дети активно пользуются диалогической речью, соблюдая грамматические нормы.
  • Правильно и чётко произносят звуки в пределах возрастной нормы.
  • Дети активно пользуются речью как средством общения со сверстниками.
  • Младшие дошкольники используют в общении выразительные средства родного языка (мимика, жесты, интонация).
  • В группе организована развивающая театрально-речевая среда.
  • Родители являются активными, заинтересованными партнёрами в вопросах речевого развития воспитанника.

Практическая значимость:

Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям, безусловно ориентирован на детей.

Трансляция проекта:

  • презентация реализации проекта на педагогическом совете дошкольного учреждения;
  • при получении эффективных результатов речевого развития детей через театрализованную деятельность и активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ходе реализации проекта будет применяться в МБДОУ города;
  • трансляция опыта работы по итогам реализации проекта в СМИ.

Этапы реализации проекта:  

1 этап – организационно-подготовительный

2 этап – основной

3 этап – заключительный

Содержание и этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный:

1. Мониторинг речевого развития младших дошкольников, обработка данных

2.Изучение методической, познавательной, справочной литературы по теме исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

4.Анкетирование родителей

5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников

Основной:

Реализация  проекта:

1.Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

2.Проведение разнообразных форм образовательной деятельности

3.Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

4. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность

Заключительный:

1.Повторный мониторинг речевого развития  дошкольников

2.Анализ и оценка результатов проекта.

3.Публикация отчетов по работе на сайте ДОУ

3.Определение новых перспектив для создания нового проекта для старшего дошкольного возраста

Взаимодействие с родителями

1 год (ранний возраст (2-3 года))

недели

Форма работы

Тема

Сентябрь

1.

Анкетирование

«Читаем ли мы дома»

3.

Консультация

«Как организовать домашнее чтение»

4.

Создание медиатеки

«Послушай сказку»

Октябрь

3.

Памятка

«Правила чтения вслух»

4.

Информационный буклет

«Играем-развиваем речь»

Работа и пополнение медиатеки

Ноябрь

2.

Театральная мастерская

«Домашний кукольный театр» (пальчиковый из бумаги «Сорока-белобока»)

4.

Фотоколлаж

«Играем в сказку»

Работа и пополнение медиатеки

Декабрь

1.

Игротека для родителей

«Пальчиковые игры»

3.

Индивидуальная консультация

«Почитайте детям стихи»

Работа и пополнение медиатеки

Январь

2.

Книжка своими руками

«Сочиняем сказку о животных»

Работа и пополнение медиатеки

Февраль

2.

Театральная мастерская

«Домашний кукольный театр» (конусный театр из бумаги «Колобок»

4.

Фотоколлаж

«Играем в сказку»

Работа и пополнение медиатеки

Март

Буклет

«С малышом играем - речь развиваем»

 3.

Индивидуальная консультация

«Играем пальчиками»

Работа и пополнение медиатеки

Апрель

1.

Сочинения родителей

«Как мы играем в любимые потешки, сказки»

3.

Папка-передвижка

«Учим стихи, потешки»

Работа и пополнение медиатеки

Май

2.

Театральная мастерская

Сказка на фланелеграфе «Теремок»

3.

Анкетирование

«Читаем ли мы дома»

4.

Фотоколлаж

«Играем в сказку»

Работа и пополнение медиатеки

2 год (младший дошкольный возраст (3-4 года))

недели

Форма работы

Тема

                                                          Сентябрь

1.

Анкетирование

«Играем в театр, развиваем речь»

2.

Создание мини-музея

«Герои любимых сказок, стихов, потешек»

3.

Пополнение семейного сайта консультацией

«Роль потешек со звукоподражанием в ЗКР»

Октябрь

1.

Портфолио семьи

«Я и моя театральная семья»

2.

Оформление тематических альбомов из опыта семейного воспитания

«Домашний кукольный театр»

Ноябрь

2.

Папка-передвижка

«Развиваем речь»

4.

Изготовление элементов костюмов, атрибутов к играм-драматизациям, спектаклям

Декабрь

1.

Домашняя игротека

«Театрализованные игры»

2.

Пополнение семейного сайта консультацией

«Знакомство детей со сказкой»

Январь

2.

Оформление тематических альбомов из опыта семейного воспитания

«Домашний кукольный театр»

4.

Фотоколлаж

«Играем в сказку»

Февраль

1.

Портфолио семьи

«Я и моя театральная семья»

3.

Изготовление элементов костюмов, атрибутов к играм-драматизациям

Март

 3.

Пополнение семейного сайта буклетом

«Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить»

 4.

Игротека для родителей

«Театрализованные этюды»

Апрель

1.

Сочинения родителей

«Как мы организуем домашнее чтение»

2.

Оформление тематических альбомов из опыта семейного воспитания»

«Домашний кукольный театр»

Май

1.

Портфолио семьи

«Я и моя театральная семья»

3.

Анкетирование

«Играем в театр- развиваем речь»

4.

Фотоколлаж

«Играем в сказку»


Взаимодействие с педагогами

1. Презентация «Театральный уголок»

2. Семинар-практикум «Театр своими руками»

3. Консультация «Домашняя игротека»

4. Рекомендации «Памятки, буклеты для родителей»

5. Обмен опытом «Театрализованные игры, этюды»

6. Рекомендация «Оформляем портфолио семьи»

7. Презентация проекта «Театральный  Речецветик».

Качественные и количественные результаты проекта

Для выявления уровня развития речи использовалась методика  авторов: В.И.Логиновой, Л.М. Гурович.

Перспективный  план (ранний возраст (2-3 года))

сентябрь

неделя

тема

Программное содержание

оборудование

литература

1.

1.Игра-ситуация «Мишка – Топтыжка знакомится с ребятами и приносит подарки».

2.Пальчиковая игра «Зайчики».

Учить детей называть и запоминать имена своих друзей, вступать с ними в контакт, для достижения взаимопонимания, способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений.

Учить детей с помощью воспитателя загибать и разгибать пальчики, вступать в контакт со взрослым, договаривать слова игры, использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайчики, пальчики).

Игрушки: мишка, зайчик, медведь, ёжик, волк и др.

Т.И. Бабаева «Младший дошкольник в детском саду»

Е. Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Идёт бычок».

2. Этюд «Скачет зайка маленький».

Познакомить со стихами А. Барто, обыгрывая их сюжет, побуждать детей к высказыванию, учить отвечать на вопросы по содержанию стихов, воспитывать доброжелательность.

Познакомить с новой потешкой, учить договаривать ритмично фразы, создать радостное настроение, воспитывать любовь к животным.

Игрушки: кот, заяц, бычок, грузовик, лошадка.

Резиновая игрушка зайчик.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет».

Н.Ф.Сорокина,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1.Игра ситуация «Листочки в судочке».

2.Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»

Вовлечь в игровую ситуацию, познакомить детей с новой сказкой, развивать умение слушать её до конца, отвечать на вопросы по содержанию, используя в речи слова с уменьшительно ласкательными суффиксами (листик - листочек), воспитывать любовь к времени года  - осень.

Учить детей показывать фигурку животного одной рукой; проговаривать слова игры вместе с воспитателем, передавая нужный ритм речи.

Осенние листья, листики для сказки: папа – большой,

жёлтый, мама – красный, поменьше, сынок – зелёный, маленький.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

4.

1.Игровое общение «Дождик капает по крыше».

2.Игры – имитации «Зайки», «Кошечки».

Познакомит с приметами осени (на улице холодно, капает дождик, лужи), учить договаривать последние строки стихотворного текста, развивать звуковую культуру речи, вызвать у детей положительные эмоции.

Учить детей подражать движениям животных (зайца, кошечки), воспроизводить звукоподражание (мяу).

Зонт.

Игрушки: зайка, кошечка.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Т.И. Бабаева «Младший дошкольник в детском саду»

Октябрь

1.

1.Игра – ситуация «Что растёт на грядке?».

2.Пальчиковая игра «Капустка».

Дать понятие «овощи», активизировать словарь детей, существительными обозначающие названия овощей  (лук, капуста, редиска и др.), развивать  умение договаривать последние строки стихотворения, воспитывать умение играть сообща .

Учить детей сжимать и разжимать кулачки, делать пальцы щепеткой; воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова.

Шапочки овощей (лук, капуста, редиска и др.), мягкая игрушка – зайка.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е. Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Мы варили суп».

2.Этюд «Наши уточки с утра».

Продолжать знакомить с овощами, обогатить словарь существительными (картофель, свекла, морковка и др.), развивать умение отбирать нежные овощи – муляжи, вызвать положительный эмоциональный отклик, играть дружно.

Познакомить детей с жителями птичьего двора; учить называть птиц (утка, гусь, курица, индюк); воспитывать звуковую культуру речи: воспроизводить ритм стихотворения, низкое, высокое звучание; создать радостное настроение.

Овощи для супа (муляжи), шапочки овощей.

Фланелеграф : картинки с изображением уточки, гуся, курицы, петушка.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет».

Н.Ф.Сорокина ,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1.Игра – ситуация «На нашем дворе».

2.Пальчиковая игра «Вымыли мы ручки».

Познакомить с домашними животными. Учить следить за действиями героев  инсценировки, развивать желание подрожать интонации голоса взрослого, воспитывать звуковую культуру речи.

Учить детей выполнять имитационные движения по тексту игры, собирать пальцы в щепоть; проговаривать слова игры вместе с воспитателем с правильным произношением гласных и простых согласных «Д», «Л», «Г».

Элементы костюма бабушки (платок, фартук), бычок, курочка.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

 

О.С.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

4.

1.Игровое общение «Сказка про утят».

2.Театрализованная игра «Гуси».

Познакомить со сказкой, развивать умение дослушивать произведения до конца, отвечать на вопросы по содержанию, используя доступные речевые средства, приобщать детей к миру театральной игры.

Стимулировать эмоциональное восприятие детей, через театрализованные  игры, развивать речь в соответствии с ритмическими движениями, умение подпевать знакомую песенку, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Фланелеграф, картинки для театра.

Игрушки: два гуся (белый, серый), бабушка – кукла би-ба-бо.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду».

Ноябрь

1.

1.Игра-ситуация «В лесу».

2.Пальчиковая игра «Ехал ежик в гости».

Вовлечь детей в игровую ситуацию, учить их внимательно слушать сказку, следить за сюжетом, побуждать к ответам на вопросы по содержанию, формировать правильное речевое дыхание, воспитывать доброжелательное отношение к жителям леса.

Учить детей складывать руки в замок, соединив основания ладоней, не сгибая пальцев; воспроизводить ритм стихотворения, пользуясь правильным речевым дыханием

Аудиозапись  для создания образов лесных зверей : зайцев, медведей; картинки доя спектакля «Звуки в лесу».

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

О.С.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

2.

1. Игровое общение «Заинька серенький».

2.Этюд «Волк на лужайке».

Вовлечь в игровую ситуацию, учить выполнять движения в соответствие, договаривать фразы текста игры, вызвать эмоциональную реакцию, в ответ на музыкальные и игровые образы.

Учить действовать по тексту скороговорки, повторять за воспитателем слова произведения, вызвать сочувствие, желание помочь зайке, козе.

Игрушка зайчик, осенние листья, спокойная музыка.

Шапочка волка, резиновые игрушки – 2 зайки, коза.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф.Сорокина ,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1.Игра – ситуация «Водичка, водичка умой моё личико».

2.Пальчиковая игра «Ветер в поле рыщет».

Учить следить за сюжетом игры, пополнить словарь существительными, обозначающими умывальные принадлежности (мыло, полотенце), учить продолжать фразы знакомых прибауток, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены.

Учить детей выполнять движения в соответствие с текстом, массировать ладошки одну о другую;  договаривать фразы за воспитателем на выдохе; пополнить словарь (рыщет, свищет, ломает, пригибает).

Кукла, принадлежности для умывания.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

О.С.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

4.

1.Игровое общение «Катя собирается на прогулку».

2.Театрализованная игра «Белка».

Научить детей навыкам самообслуживания через инсценировку, закрепить названия предметов одежды (Шапка, шарф, ботинки, пальто), воспитывать коммуникативные навыки общения.

Развивать имитационные способности, использую мимику, жесты; учить передавать звуковой образ слова, говорить не крикливо, в среднем темпе; воспитывать умение активно учувствовать в игре.

Кукла, сезонная одежда.

Шапочки: белка, медведь, зайка.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду»

Декабрь

1.

1.Игра – ситуация «Метели зашумели».

2.Пальчиковая игра «Зайчик серенький сидит».

Познакомить детей со сказкой, учить вслушиваться в интонацию голоса воспитателя, и подражать  ей, учить пересказывать сюжет сказки, развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов, воспитывать дружеские отношения.

Учить детей сгибать и разгибать пальцы рук, изображая ушки зайчика, договаривать фразы, используя общеречевые умения – речевое дыхание, темп и ритм речи.

Аудиозапись, игрушки: волк, зайчонок.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е. Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Хлопья снежные кружат».

2.Этюд «Баю-баюшки-баю».

Учить детей пересказывать знакомую сказку, развивать чувство ритма, умение пользоваться интонацией, воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Учить словом, действием и мимикой, передавать сюжет колыбельной песенки, развивать желание воспроизводить её, воспитывать любовь к малым фольклорным формам.

Игрушки – герои сказки «Теремок», аудиозапись (вальс).

Пальчиковый театр – малыш, волк.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф.Сорокина ,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1.Игра – ситуация «Звери встречают Новый год».

2.Пальчиковая игра «Наших маленьких ребят».

Учить следить за сюжетом спектакля, пользоваться диалогической речью, приобщить детей к подготовке новогоднего праздника, вызвать положительные эмоции.

Учить детей соединять и разъединять поочередно все пальцы; воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова; проговаривать текст игры в среднем темпе.

Ёлка, куклы би-ба-бо: лиса, медведь, волк, белка.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

О.С.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

4.

1.Игровое общение «Белый хвостик».

2.Двигательная импровизация «Шишки на ветке»

3.Театрализованная игра «Кого боится зайка».

Учить подхватывать строки знакомых стихов, чувствовать интонацию  своего голоса, воспитывать умение поддерживать беседу, доброжелательное отношение к животным.

Учить выполнять движения в соответствии с текстом, передавать действием, жестом содержание игры, воспитывать желание играть сообща, дружно.

Учить передавать эмоциональное состояние героев, действовать с театральными куклами, развивать речь в сочетании с ритмическими движениями, воспитывать интерес к кукольному театру.

Игрушки: белка, зайчик, аудио (русская  народная мелодия).

 

Шишки.

Куклы би-ба-бо: лиса, зайка, волк, ёжик.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Т.И Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду»

Январь

1.

1.Игра – ситуация «На лесной тропинке».

2. Пальчиковая игра «Как на горке снег».

Ввести детей в музыкально художественный образ, учить употреблять в речи существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами (-чик,- ок, -ек), развивать чувство прекрасного, воспитывать интерес к произведению.

Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом; передавать ритм слов игры, правильно произносить гласные и простые согласные.

Картинки с изображением зимнего леса; картинки: волчонок, зайчонок, волчица, зайчиха. Аудиозапись – спокойная музыка.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Игра с колобком».

2.Этюд «Мышка, мышка, что не спишь?»

Познакомить детей со сказкой, развивать умение отвечать на вопрос по содержанию, договаривать текст песенки Колобка, порадовать яркой игровой ситуацией, вызвать положительные эмоции.

Учить пользоваться перчаточным театром, произносить текст чётко, в определённом темпе и ритме, воспитывать умение сопереживать героям.

Герои персонажи к сказке «Колобок».

Перчаточный театр – две мышки.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф.Сорокина ,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

Февраль

1.

1. Игра – ситуация «В гостях у кукол»

2. Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»

Вовлечь детей в игровую ситуацию, учить пользоваться прилагательными, обозначающими цвет предметов (красный, зелёный, синий, жёлтый).Воспитывать бережное отношение к игрушкам, и дружелюбное общение между детьми.

Учить детей поочередно загибать пальчики, проговаривать слова потешки вместе с воспитателем, воспроизводя нужный ритм

Куклы, одетые в платья разных цветов. Медвежонок и чашки разных цветов.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Доктор Маша».

2.Этюд «Наша Маша»

Привлечь внимание детей к профессии врача, вовлечь в инсценировку, пополнить активный словарь названиями инструментов  врача (градусник, ватка, бинт), учить поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать умение проявлять заботу, ухаживать и сопереживать больному.

Учить читать наизусть любимую потешку, соблюдая интонацию, развивать интерес к фольклору, воспитывать доброжелательное отношение к кукле Маше.

Уголок врача, кукла Маша, игрушка слон.

Театр рукавичек (Кукла Маша).

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф.Сорокина,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1. Игра-ситуация «Карусели»

2.Пальчиковая игра «Ножки»

Учить выполнять движения в соответствие с текстом, чётко проговаривая слова игры вместе с воспитателем, вызвать положительный эмоциональный отклик.

Продолжать учить сжимать пальцы в кулачок; изображать пальчиками бегущие ножки; читать наизусть  потешку в разном темпе, меняя силу голоса

Столбик с привязанными ленточками;игрушки – зверята: лев, черепаха, лошадка; платочки.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

4.

1. Развлечение «Играем в солдатиков».

2.Театрализованная игра «Ёж и лиса».

Создать радостное настроение, закрепить названия атрибутов игры (флажки, барабаны, погремушки и т.д.), воспитывать желание исполнять роли по очереди, взаимодействовать друг с другом.

Учить четко проговаривать слова игры, скорректировать слова и движения.

Игрушки: солдатики, самолёты, лошадка, кораблик, машинка, разные ленточки, флажки, барабан, погремушки. Аудиозапись.

Детали театральных костюмов лисы и ежа.

М.Ю. Картушина «Забавы для малышей»

Т.И Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду».

Март

1.

1. Игра – ситуация «Мама согревает».

2. Пальчиковая игра «Как вчера у бабушки».

Учить читать стихи наизусть, соблюдая темп и ритм; соответствовать образу роли; воспитывать любовь и уважение к образу мамы.

Продолжать учить делать массирующие движения, выполнять движения рук в соответствие с текстом; проговаривать слова игры вместе с воспитателем с нужной интонацией в определенном ритме

Картинка с изображением зайчихи с зайчатами; шапочки – зайчата, зайчиха и волк.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

О.С.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

2.

1.Игровое общение «Паровоз детей повез».

2. Игры -  инсценировки «За рулём, машины в пути».

Учить вступать в контакт со сверстниками, называть собственные действия, развивать звуковую культуру речи, создать радостное настроение от совместной игры.

Учить соотносить слова и действия инсценировки, повторяя за воспитателем эмоционально, ритмично, воспитывать уважительное отношение к труду шофёра.

Игрушка паровоз, шапочка белочки.

Игрушки: грузовые машины, руль.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

3.

1.Игра – драматизация «Мама Хрюша и восемь поросят».

2. Пальчиковая игра «Сорока-белобока».

Вовлечь детей в игру, продолжать учить звукоподражанию, учить пользоваться словом «спасибо», развивать культуру общения, воспитывать дружеские отношения в игре.

Продолжать учить детей поочередно загибать пальчики, массажировать ладошку одним пальцем; читать наизусть потешку, воспроизводя ее ритм

Макет солнышка, шапочка мамы Хрюши.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

4.

1.Игра – ситуация «Вот поезд наш едет».

2.Театрализованная игра «Кисонька - мурысонька»

Вовлечь в игру - путешествие, развивая умение общаться с героями игры, формировать диалогическую речь, выполнять движения в соответствии с текстом, и развивать чувство ритма, воспитывать интерес к играм.

Учить диалогической речи, передавать словом и жестом содержание потешки, воспитывать любовь к домашним животным, желание делиться с друзьями.

Костюм бабушки; кукла – весна, декорации остановок, флажки, труба, барабан, букет весенних

цветов.

Шапочка кошки

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду»

Апрель

1.

1. Игра – ситуация «Обед  для кукол»

Учить называть предметы кухонной посуды, пополнить активный словарь (кружка, чашка, ложка), развивать мышление, воспитывать культуру общения.

Кукольный уголок(посуда, плита, стол, кроватки, куклы)

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

2.Пальчиковая игра «Семья »

Продолжать учить детей перебирать пальчики один за другим, сгибать и разгибать их; воспринимать звуковой образ слова, правильно произнося гласный «а» и согласные «б», «д», «т».

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Продавец Варя»

2. Этюд «Коза-хлопота»

Учить детей импровизировать, поддерживать беседу, развивать диалогическую речь, воспитывать интерес к профессии продавца.

Познакомить детей с новой потешкой; продолжать учить договаривать слова потешки; действовать с пальчиковой куклой; вызвать положительный эмоциональный отклик на потешку.

Уголок «Игра в магазин»; куклы Варя, Маша

Пальчиковая кукла - коза

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Н.Ф.Сорокина,

Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1. Игра-ситуация «Плывут кораблики»

2. Пальчиковая игра «Солнечные зайчики»

Учить действовать в импровизации самостоятельно, отвечать на вопросы по тексту знакомой сказки предложениями из 2-3 слов, воспитывать интерес к времени года – весна

Продолжать учить сжимать и разжимать кулачки, массировать ладошки одним пальцем; закрепить произношение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пальчик, зайчик); воспроизводить ритм стихотворения

Бумажные кораблики, емкость с водой, шапочки матросов

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

О.С.Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»

4.

1.Игровое общение «Ручейки поют, звенят»

Познакомить с новой сказкой; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по ее содержанию; воспитывать доброжелательное отношение к героям произведения.

Фланелеграф: картинки по содержанию сказки

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

2.Театрализованная игра «Представьте себе»

Учить использовать нужную мимику и жесты, развивать интонационные способности.

Картинка побега гороха

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду».

Май

1.

1.Игра-ситуация «Волшебная дудочка»

2.Пальчиковая игра «Колпачок»

 Побуждать детей к выразительному звукоподражанию; учить называть героев «птичьего базара» , воспитывать умение дружно действовать в коллективной импровизации

Продолжать учить детей выполнять движения в соответствии с текстом; читать наизусть песенку, интонационно выделяя слова  - колпачок, ножки, сапожки; слова-действия – поили, кормили, поставили, заставили

Дудочка, шапочки птиц ; музыка «Мотылек» С.Майкапара

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

Е. Шарикова «Пальчиковые игры»

2.

1.Игровое общение «Распускайся деревце»

2.Этюд «Курочка -рябушечка»

Приобщать детей к русской народной культуре, пополнить словарь названиями музыкальных инструментов (дудочка, бубен, гармошка),хозяйственного инвентаря (молоток, пила), развивать звукоподражание, воспитывать положительное отношение к труду.

Учить детей запоминать потешку, читать наизусть, четко проговаривая слова текста, использовать вопросительные, восклицательные интонации, воспитывать любовь к малым фольклорным формам

 Деревца, музыкальные инструменты, набор хозяйственного инвентаря (молоток, пила и др.)

Фланелеграф: картинка с изображением курочки

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

.Ф.Сорокина,  

Л.Г.Миланович «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра»

3.

1. Игра-ситуация «Солнышко встает»

Ввести детей в игровую ситуацию, продолжать учить детей выполнять движения в соответствие с текстом, напевать вместе  с воспитателем песенку про солнышко, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Наглядное пособие - солнышко

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе».

2.Пальчиковая игра «Рельсы-рельсы»

Продолжать учить детей собирать пальчики в  щепоть;

выполнять движения руками в соответствие с текстом; договаривать фразы в нужном темпе, ритме.

Е.Шарикова «Пальчиковые игры»

4.

1.Игровое общение «Жук отправился в полет»

2.Театрализованная игра «Полянка»

Привлечь к описанию насекомого – жука, используя прилагательные (красивый, бархатные, черные, большие), учить имитировать движения насекомого, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Учить детей читать стихи наизусть в определенном ритме, темпе, правильно пользоваться речевым дыханием, развивать имитационные способности, воспитывать доброе отношение к героям игры.

Игрушка:  жук

Маски-шапочки: лягушка, бабочка, зайчик

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность в детском саду для детей 2-5 лет.

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду»

                       

Перспективный план (младший дошкольный возраст (3-4 года))

неделя

           Тема

Программное содержание

Оборудование

Литература

Сентябрь

1.

1. Игра – ситуация «В магазине игрушек»

Вовлечь детей в игровую ситуацию; обогащать и активизировать словарь дошкольников по теме «Игрушки»; учить выразительно читать заранее разученные стихи; учить взаимодействовать друг с другом в коллективе партнёров

Игрушки: машины, куклы, мячи и др..

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с. 52)

2. Этюд «Заинька» (русская народная прибаутка)

Учить детей принимать участие в театрализованном этюде; слушать прибаутку, не перебивая говорящего; формировать умение слышать и выделять из текста часто повторяющийся звук [Л]; воспитывать интерес к малым фольклорным формам.

Игрушечные зайчата

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с.17)

2.

1. Игровое общение «Игровая викторина по стихам А.Барто»

Вспомнить и продекламировать любимые стихи А.Барто; вызвать у детей желание участвовать в викторине; учить правильно пользоваться в речи частью слова – окончанием, соблюдать нужную интонацию; воспитывать бережное отношение к книгам.

Игрушки: лошадка, зайка. Кот, бычок, медведь, кукла Таня

Т.И. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» (с.12)

2. Пальчиковая игра «Любимые игрушки»

Учить детей согласовывать слова с движениями рук; воспроизводить ритм речи; развивать внимание, память, воображение

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1.Театрализованная игра «Художница Осень»

Продолжать знакомить детей с приметами осени (жёлтые листья, ветер, листопад); учить проговаривать ритмично стихотворные строки игры; развивать умение воспроизводить звуковой образ слова; воспитывать любовь и умение восхищаться временем года – осень.

Сюжетны картинки «Осень наступила».

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева «Театрализованные игры в детском саду»

2. Дидактическая игра по театрализованной деятельности детей «Кто лишний?»

Учить детей использовать элементы монологической речи при рассказе о герое игры; развивать зрительное внимание, сообразительность, память; воспитывать интерес к дидактической игре

Персонажи сказки – вырезанные из картона и 1-2 героя – из другой сказки.

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1.Кукольный театр «Теремок» (настольный)

Познакомить детей с настольным конусным театром; учить следить за развитием сюжета сказки; делиться своими впечатлениями от увиденного; выражать в слове свои мысли, образы

Фигурки конусного театра

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с. 64)

2.Пальчиковая игра «Листья»

Продолжать учить загибать и разгибать пальцы, согласовывая действия обеих рук; слышать часто повторяющиеся звуки «С», «Л», четко их произносить, развивать внимание, воображение

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Октябрь

1.

Игра-ситуация «Мокрые дорожки»

Продолжать знакомить детей с приметами осени (холодно, часто идёт дождь и др.); учить слышать звуковой образ слова и правильно передавать его звучание; выполнять движения в соответствии с текстом, выражать эмоции через движение; воспитывать интерес к коллективной игре.

Аудиозапись: песенка дождя; зонт, султанчики.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с. 45)

2.Этюд «Гуси»

Продолжать учить дошкольников «оживлять» игрушки»; учить чётко, ритмично произносить слова потешки; слышать и выделять голосом звуки [Г], [Д]; воспитывать желание проговаривать потешку чётко и правильно.

Игрушки-гуси

  Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с.17)

2.

1.Пальчиковая игра «Овощи»

Продолжать учить загибать и разгибать пальцы рук; рисовать воображаемые предметы в воздухе; читать текст игры наизусть, пользуясь правильным речевым дыханием

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

2.Игровое общение «К бабушке в деревню»

Закрепить обобщающие понятия «Овощи», «Домашние животные»; учить участвовать в общем разговоре по содержанию сюжета игры, отвечая полным предложением правильной грамматической конструкции; побуждать к двигательной и интонационной имитации; воспитывать интерес к театральной деятельности.

Декорации деревенского быта: дом бабушки, обитатели курятника (игрушки: петух, курица, циплята), коза, щенок, муляжи овощей.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.84, з.№9)

3.

1.Театрализованная игра «Весёлые превращения»

Учить детей передавать действием, жестом  содержание текста, отвечать на вопросы полным ответом; продолжать развивать звукоподражание домашним животным; подвести к обобщающему понятию «детёныши домашних животных» (поросята, телята и др.); воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Картинки: котята, жеребята, телята, поросята.

Т.И. Петрова «Театральные игры» (с.61)

2. Дидактическая игра по театрализованной деятельности «Исправь ошибку»

Продолжать знакомить воспитанников с приёмами вождения настольных кукол; учить использовать структуру простого предложения при объяснении ошибки; развивать связную речь, внимание; воспитывать доброжелательное и терпимое отношение к товарищам и их ошибкам

Фигурки  для фланелеграфа персонажей сказки «Репка» или объёмные куклы

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1.Кукольный спектакль «Кот, петух и лиса»(настольный вязаный театр)

Познакомить детей с настольным вязаным театром; продолжать учить следить за переменой действий; активно содействовать и сопереживать героям сказки.

Куклы к настольному вязаному театру

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с. 32)

2.Пальчиковая игра «Дождик»

Продолжать учить детей согласовывать слова с движениями рук, собирать пальцы в щепетку; слышать и воспроизводить звуковой образ слова        

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Ноябрь

1.

1.Игра-ситуация «Храбрые портные»

Познакомить детей с профессией портного; активизировать словарь названиями швейных предметов (иголки, сантиметровая лента и др.); учить активно вступать в диалог, исполняя роль; воспитывать желание в ходе игровой ситуации действовать самостоятельно без

подсказок воспитателя

Швейные принадлежности: иголки, ножницы. Ткань, сантиметровая лента, кукла Катя.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с. 51)

2.Этюд «Гости» (русская народная игра)

Создать радостное настроение от встречи с новой игрой; учить использовать вопросительную и восклицательную интонации, не медлить с ответом, активно участвовать в диалоге игры; воспитывать гостеприимность.

Аудиозапись с веселой музыкой

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с.22)

2.

1. Игровое общение  «У куклы Кати день рождения».

Дать детям представление о том, как вести себя на дне рождении; продолжать учить вступать в диалог; составлять короткий рассказ в виде поздравления; развивать активность и инициативность; воспитывать культуру общения в гостях.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.118)

2.Пальчиковая игра «Строим дом»

Учить выполнять определенные движения – похлопывания, постукивания; с помощью взрослого показать фигурку имитируемого предмета одной руки, закрепить четкое произношение звуков «Т», «Д», развивать воображение

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1.Театрализованная игра «Летает - не летает»

Учить детей соотносить слово с действием; активно использовать в речи слова, обозначающие объекты и явления природы, названия птиц (воробей, кукушка, голубь, лебедь и т.д.); воспитывать желание заботиться о птицах.

Картинки с изображением птиц, объектов и явлений природы.

Т.И. Петрова «Театральные игры» (с.43)

2.Дидактическая игра «Кого не хватает»

Учить дошкольников активно действовать с персонажами, говорить от их имени, вступать в речевой контакт со взрослым; пользоваться связной речью, составляя короткий рассказ о герое сказки из 2-3 простых предложений; развивать память, внимание; воспитывать культуру общения (не перебивать говорящего).

Вырезанные из картона фигурки персонажей сказки

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1.Кукольный спектакль «Маша и медведь» (настольный мягкой игрушки)

Познакомить детей с настольным театром мягкой игрушки; продолжать учить делиться мыслями, впечатлениями от увиденного; привлечь к действию с игрушкой-медведем, произнося его слова из сказки, воспитывать интерес к кукольному театру.

Игрушки –герои сказки

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с.30)

2.Пальчиковая игра «Многоножки»

Учить детей быстро перебирать пальцами обеих рук по поверхности стола с продвижением вперед; произносить слова игры наизусть в определенном ритме и темпе, четко проговаривая окончания слов

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Декабрь

1.

1.Игра-ситуация «Морозные деньки»

Учить поддерживать беседу, отвечая простым предложением из 2-3 слов, сохраняя грамматическую структуру; закреплять названия предметов зимней одежды (шуба, шапка, сапоги); расширять знания о зимних забавах детей; употреблять в речи слова-действия: катать, строить, утрамбовывать, заливать; вызывать радостное настроение от восприятия наступившей зимы

Кукла Варя в зимней одежде, сюжетная картинка «Зимние забавы».

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с. 63)

2. Этюд «Ой, бычок»    ( театр кружек)

Учить рассказывать потешку  наизусть, пользуясь средним темпом; правильно передавать звуковой образ слова; развивать диалогическую речь, отвечая на вопросы по содержанию потешки; воспитывать умение слушать не перебивая.

Кружка с изображением бычка

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

2.

1.Игровое общение «Мороз – Красный нос»

Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщать к инсценировке песни Мороза; продолжать учить выполнять движения в соответствие с текстом. Договаривая слова; воспитывать интерес к театру.

Музыкальные записи «Зимний лес», декорации зимнего леса.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.106)

2.Пальчиковая игра «Зима»

Учить детей согласовывать действия поочередно то одной рукой, то двумя; читать слова игры наизусть не крикливо, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1.Театрализованная игра «Продолжи фразу и покажи»

Вызвать интерес к новой игре; учить отвечать на вопросы

Картинки   с изображением предложенных ситуаций

Т.И. Петрова «Театральные игры» (с.43)

2. Дидактическая игра по театральной деятельности «Четвёртый лишний»

Продолжать учить детей  активно действовать с персонажами игры, способствовать развитию связной речи, участвуя в общем разговоре, объясняя почему герой лишний; развивать мышление, тренировать память, совершенствовать умение не перебивать друг друга.

Плоскостные или объёмные фигурки персонажей сказки «Три медведя», «Кот, петух и лиса».

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1.Кукольный спектакль «Заяц – хваста» (би-ба-бо)

Учить действовать с куклами (зайцем, вороной), произнося заранее выученный текст (выразительно, четко, не крикливо); развивать диалогическую речь; воспитывать желание играть в кукольный спектакль

Куклы – би-ба-бо

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет»

2.Пальчиковая игра «Пальчики играют»

Учить детей массировать пальцами одной руки ладошку другой, выполняя определенные движения – поглаживание, встряхивание; обогатить речь словами-действиями – прыгают, резвятся, барабанит, поглаживают

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Январь

1.

1. Игра – ситуация «Сказки Матушки метели»

Продолжать учить воспитанников внимательно слушать сказку; следить за развитием действия, побуждать вступать в диалог, сообщать о впечатлениях от прослушанного; развивать звуковую культуру речи – исполнять песенку метели; воспитывать любовь к птицам и желание им помочь

Две снежинки, костюм метели (накидка. Шапочка), оборудование для сказки на фланелеграфе – воробей. Кормушка. Дедушка и мальчик.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с.68)

2. Этюд «Как петух в печи пироги печёт» (русская народная потешка)

Учить исполнять наизусть потешку, отчётливо проговаривая окончания последнего слова в строфе; воспроизводить ритм; правильно пользоваться речевым дыханием; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Игрушки: кот, кошка, поросёнок, конь, уточка.

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

2.

1. Игровое общение «Знакомые сказки»

Вызвать  у детей положительный настрой на театральную игру; продолжать учить исполнять диалоги из любимых сказок, правильно пользуясь ритмом, интонацией, речевым дыханием; активизировать воображение, развивать память; воспитывать дружеские отношения в игре.

Диск для игры, шапочки героев сказки, фланелеграф и картинки для сказки, кукла бибабо петушок.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.114)

2. Пальчиковая игра «Ой, мороз, мороз»

Продолжать учить детей загибать и разгибать пальцы рук, производить массажирующие движения; воспроизводить ритм речи, правильно пользуясь речевым дыханием; слышать часто повторяющиеся звуки «Ш», «Щ», «Т»

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1.Театрализованная игра «Снежинки»

Продолжать знакомить с зимними явлениями природы;  учить употреблять в речи слова – сугроб, снегопад, вьюга, снежинки; продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом игры; вызывать восхищение от красоты зимнего пейзажа.

Пластмассовые снежинки, аудиозапись «Времена года» (П.И. Чайковский), подвижная музыка.

Т.И. Петрова «Театральные игры в детском саду» (с.49)

2. Дидактическая игра по театрализованной деятельности «Четвёртый лишний».

Продолжать учить детей участвовать в общем разговоре, используя элементы монологической речи, пользуясь грамматически правильными простыми предложениями; воспитывать умение выслушать до конца.

Плоскостной театр «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят».

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1. Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят».(настольный, деревянный)

Учить детей действовать с деревянными фигурками настольного театра; выразительно исполнять песенку козы, волка, меняя силу голоса, передавая характерные особенности героев сказки; развивать диалогическую речь.

Настольный театр деревянной игрушки

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

2.Пальчиковая игра «Зайчики-пальчики»

Учить детей энергично выполнять движения кистями рук (постукивание, вибрирование); согласовывать слова с действиями; выразительно читать наизусть слова игры

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Февраль

1.

1. Игра – ситуация «Тили-бом!».

Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; учить выразительно декламировать стихотворный текст, чётко проговаривая окончания; вступать в беседу перед инсценировкой произведения, используя предложения грамматически правильно построенные; воспитывать чувство сопереживания и  желание помочь

Атрибуты и декорации к сценке про Кошкин дом (ведро, фонарь, пожарная машина).

Аудиозапись весёлой мелодии

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с.80)

2. Этюд «Девочки и мальчики»

Учить воспитанников договаривать фразы потешки, соблюдая предложенный ритм и темп; слышать и выделять, часто повторяющиеся звуки [Т], [П], [Х]; чётко проговаривать окончания слов – действий: прыгают, топочут, хохочут.

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с. 50)

2.

1. Игровое общение «Дуют ветры в феврале»

Рассказать детям о Российской армии, дать понятие «солдат – защитник Родины»; продолжать учить ритмично договаривать стихотворный текст; учить читать наизусть заранее подготовленные стихи; воспитывать гордость за наших солдат.

Игрушки: солдатики, костюмы (моряк, танкист, летчик), музыкальный марш для выхода моряка, танкиста и лётчика.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.111)

2. Пальчиковая игра «Изучаем части тела»

Продолжать учить детей согласовывать слова с движениями рук ;воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавая его звучание; закрепить знания о частях тела

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1. Дидактическая игра по театрализованной деятельности  «Из какой сказки?»  (1 вариант)          

Учить разыгрывать небольшие отрывки из знакомых сказок, имитировать мимику, интонацию изображаемых животных; развивать речевой слух; умение составлять небольшие рассказы из 2-3 предложений, правильно согласовывая слова в роде, числе, падеже и времени; воспитывать  у детей уверенность в себе и желание четко выполнять задания

Плоскостные фигурки персонажей любой сказки.

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

2. Театрализованная игра «Доктор Айболит» (К.И. Чуковский)

Вовлечь детей живо и эмоционально включиться в игру; учить использовать в обращённой речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (носик, лапочка, ушки, животик); воспитывать любовь к животным, чувство сопереживания

Куклы пальчикового театра (корова, волчица, жучок, медведица), элементы костюма врача (халат, шапочка)

Т.И. Петрова «Театральные игры в детском саду» (с.47)

Март

1.

1.Игра-ситуация «Вот уж зимушка проходит»

Приобщать детей к народному празднику «Проводы русской зимы»; показать смену времён года; продолжать учить отвечать на вопросы

Аудиозапись «Весна» -  П.И. Чайковский, «Птичка»   -  Э.Григ, атрибуты костюмов Зимы и Весны.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с.89)

2. Этюд «Чешу, чешу волосыньки»

Продолжать учить рассказывать потешки наизусть; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правидьно передавая его звучание; выделять интонационно слова-действия,.воспитывать интерес к фольклору.

Сюжетная картинка с изображением девочки, которая расчёсывает волосы

М.Ф.Сорокина«Играем в кукольный театр» (с.47)

2.

1. Игровое общение «Мамины детки»

Учить  детей пересказывать содержание знакомой сказки, показывать сказку на фланелеграфе; продолжать учить подражать животным звуком, мимикой, жестами; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к близким людям

Мягкая игрушка – кошка, фланелеграф и картинки к сказке «Кошка и котята», шапочки кошек.

Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.122)

2. Пальчиковая игра «Утята»

Продолжать учить детей складывать пальцы в щепетку, загибать и разгибатьих; выполнять движения рук в соответствие с текстом игры; пополнить словарь числительными – двое, трое, четверо, пятеро

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1. Театрализованная игра «Весёлый концерт»

Учить  детей пересказывать содержание знакомой сказки, показывать сказку на фланелеграфе; продолжать учить подражать животным звуком, мимикой, жестами; воспитывать сопереживание, чуткое отношение к близким людям.

Игрушки из театра би-ба-бо.

Плоскостные фигурки животных.

Т.И. Петрова «Театральные игры в детском саду» (с.48

2. Дидактическая игра «Из какой сказки?» (Вариант 2)

Продолжать учить детей складывать пальцы в щепетку, загибать и разгибатьих; выполнять движения рук в соответствие с текстом игры; пополнить словарь числительными – двое, трое, четверо, пятеро

Плоскостные фигурки персонажей любой сказки

Н.Ф. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1.Кукольный спектакль «Заюшкина избушка» (би-ба-бо)

Продолжать учить детей внимательно следить за сюжетом сказки; вызвать у детей желание самим поучаствовать в кукольном спектакле; воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

Куклы би-ба-бо

Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

2.Пальчиковая игра «Топотушки»

Продолжать учить детей выполнять движения пальцами обеих рук согласно тексту; произносить слова игры наизусть в определенном ритме, ускоряя темп; активизировать в речи слова – налево, направо

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Апрель

1.

1. Игра-ситуация «Приветливый ручей»

Познакомить детей с новой сказкой, продолжать учить слушать внимательно; составлять короткий рассказ из 3-4 предложений о весне; рассказывать неторопливо, в среднем темпе, проговаривая окончания; воспитывать восторг и трепет к весенним изменениям в природе.

Аудиозапись: звучание ручейка, картинки для показа сказки.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе» (с.96)

2. Этюд «Лисичка-сестричка»

Учить воспроизводить черты характера героев потешки, читать  их наизусть в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием: говорить спокойно на выдохе. Чётко проговаривая окончания слов; воспитывать любовь к животным

Аудиозапись музыки разного характера (спокойная и тревожная).

М.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с.51)

2.

1. Игровое общение «Весна на улице»

Продолжать знакомить с приметами весны (тает снег, поют птицы, небо синее, солнце светит ярче); учить слушать собеседника не отвлекаясь от темы беседы; побуждать к двигательной активности; учить откликаться на звуки и интонацию в музыке, упражнять в звукоподражании; воспитывать дружеские взаимоотношения и бережное отношение к природе (цветам)

Декорация весенней лужайки, ваза с цветами, шапочки цветов, фонограмма «Звуки леса».

Н.Ф. Губанова

«Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет» (с.122)

2. Пальчиковая игра «Лодочка»

Продолжать учить детей выполнять руками разнообразные движения в соответствие с текстом игры; с посощью воспитателя произносить слова, интонационно подчеркивая звук «У» ( прижму, поплыву, подниму)

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1. Театрализованная игра «Узнай на слух»

Продолжать учить произносить фразы персонажей из сказок, меняя интонацию и силу голоса; развивать слуховое внимание, память; воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Куклы би-ба-бо из знакомых сказок, стихов.

Т.И. Петрова «Театральные игры в детском саду» (с.50)

2. Дидактическая игра «Будь внимательным»

Развивать  у детей навыки ориентировки в пространстве; учить употреблять в речи предлоги: над, под, за, возле; воспитывать желание играть дружно в совместной игре.

Объёмные фигурки героев сказки «Гуси-лебеди».

Н.В. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1. Кукольный спектакль «Смоляной бычок» (настольный мягкой игрушки)

Продолжать знакомить детей с театром мягкой игрушки; учить голосом выразительно передавать характерные особенности героев сказки – волка, зайчика, медведя; делиться своими эмоциями, впечатлениями от увиденного; развивать монологическую речь, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказки.

Игрушки – герои сказки

М.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

2. Пальчиковая игра «Деревья»

Продолжать учить детей выполнять движения в соответствие с текстом игры, сжимать и разжимать пальцы рук; отвечать на вопросы предложениями из 4-5 слов; продолжать знакомить с приметами весны (набухают почки)

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Май

1.

1. Игра-ситуация «Солнышко, появись»

Учить  дошкольников говорить и действовать от лица персонажей; продолжать развивать умение соотносить движение с текстом хороводной игры; воспитывать желание помогать близким.

Игрушки: ёж, медведь, лиса, заяц, солнышко, (модель),шапочки для инсценировки.

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе»(с.101)

2. Этюд «Козлик»

Продолжать учить детей вести куклу по столу, договаривать слова потешки в заданном ритме и темпе; развивать ЗКР; воспитывать интерес к кукловождению

Игрушка: козлик

М.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» (с. 17)

2.

1.Игровое общение «Выходи на зелёный лужок»

Учить выполнять движения в соответствии с темпом игры, проговаривать слова чётко в нужном темпе, ритме; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Музыкальные записи (народная мелодия, звуки леса); игрушки, султанчики, накидки для ручейков.

Н.Ф.Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет»(с.140)

2. Пальчиковая игра «Яблонька»

Учить детей употреблять в речи порядковые числительные, использовать предлог «между»; слышать части слова( суффикс, окончание), пользоваться ими при образовании новых слов; воспитывать уважительное отношение к участникам игры

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

3.

1.Театрализованная  игра «Паучок»

Учить выполнять движения в соответствии с темпом игры, проговаривать слова чётко в нужном темпе, ритме; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Шапочка паучка. Плоскостные фигурки героев из разных сказок.

Т.И. Петрова «Театральные игры в детском саду» (с.50)

2. Дидактическая игра по театрализованной деятельности «Не зевай – по порядку называй»

Учить детей употреблять в речи порядковые числительные, использовать предлог «между»; слышать части слова( суффикс, окончание), пользоваться ими при образовании новых слов; воспитывать уважительное отношение к участникам игры

Плоскостные или объемные фигурки

Н.В. Нищева. Методическое пособие «Любимые сказки»

4.

1.Кукольный театр «Колобок»

Учить действовать с куклами би-ба-бо, произнося заранее выученный текст (выразительно, четко, не крикливо); развивать диалогическую речь; воспитывать желание играть в кукольный спектакль.

Куклы театра би-ба-бо

М.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр»

2.Пальчиковая игра «Паучок»

Учить детей составлять простые фигурки из ладошки (гамачок); читать наизусть текст игры, правильно передавая звуковой образ слова

Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет»

Используемая литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.

     – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2004. – 269 с.

  1. Баряева Л., Вечканова И. и др. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 310 с., ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 272 с.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельностью. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009. – 144 с.
  4. Громова О.Е. ,Соломатина Г.Н. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (логопед в ДОУ).
  5. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации; Конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей, - М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
  6. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод.  пособие для воспитателей дошк.  образоват. учреждений /  - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 127 с.
  7. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244 с. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
  8. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
  9. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт. – сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 170 с.
  10. Картушина М.Ю. конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  11. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаев и др. – СПб.: ДЕТСТВО -  ПРЕСС, 2005. – 288 с./ (Б-ка программы «Детство»).
  12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. – 336с.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 128 с.
  15. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В.Калинина (и др.).- Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
  16. Пальчиковые игры / авт.-сост. Е, Шарикова. – М.: Стрекоза, 2010. – 64 с.
  17. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 256 с.
  18. Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с. – (Развиваем речь).
  19. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003, 2011. – 160 с.
  20. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. – М.: АРКТИ, 1999. – 160 с.
  21. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебн. – метод. Пособие для воспитателей дошкольных  образовательных учреждений / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
  22. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра для автоматизации звуков "Речецветик" (магнитная)

РечецветикИгра для автоматизации звуковЦель: Автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать моторику, закреплять знание цветов.Материал: Цветик – семицветик, лепестки с картинками на за...

РЕЧЕЦВЕТИКИ

Словесное творчество детей нашего детского сада "Солнышко".Эта статья была размещена на стенде "Для родителей" и опубликована в районной газете "Заря"....

Газета Речецветик.

Материал к проекту "Речецветик"....

проект "Мисс Речецветик"

Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, известно, что творить нравится всем, и...

Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"

Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области«Речецветик»Пояснительная записка   ...

КРУЖОК "РЕЧЕЦВЕТИК"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №7 «ЖУРАВУШКА» Кружок « Речецветик » 2 младшая группа  «Муравьишки»     Руково...

Проект "Речецветик" для детей с тяжелыми нарушениями речи

В пректе отражен поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, направленной на устранение речевой патоло...