Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию по теме "Птицы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pereletnye_ptitsy.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию на тему: «Птицы» с детьми старшего возраста Использованы современные технологии: развивающее обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, мнемотехника, использование ИКТ.
Воспитатель:
Брух Екатерина Игоревна
Санкт – Петербург
2016
Цель: закреплять навык детей составлять связные рассказы о птицах, продолжать развивать и закреплять знания о птицах родного края.
Задачи по образовательным областям:
Речевое развитие:
• Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
• Научить образовывать сложные прилагательные;
• Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, множественного числа;
- Развивать диалогическую форму речи: участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
- Обогащать словарь детей.
Познавательное развитие:
- Формировать у детей обобщенное представление о птицах;
• Развивать логическое мышление, память и внимание;
• Развивать тактильные ощущения, слуховое восприятие;
Социально-коммуникативное развитие:
• Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
• Воспитывать любовь к природе, интерес к жизни птиц, желание заботиться о них.
Физическое развитие:
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт, развивать мелкую моторику рук.
- Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.
- Развитие тактильных ощущений.
Оборудование и материалы: кукла- Незнайка, мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, картинки с изображение птиц, мяч, мнемотаблица, экран, проектор, презентация.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: дети проявляют интерес к участию в подвижно-дидактических, развивающих играх, отвечают на вопросы педагога, проявляют эмоциональную отзывчивость.
Ход НОД
На доске выставляются картинки с изображение различных птиц. В группу приходит Незнайка (игровой персонаж)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А кто это у вас? Жуки?
Воспитатель: Почему ты так решил?
Незнайка: Да потому что у них крылья и ноги есть.
Воспитатель: Ребята, что это Незнайка говорит? Он прав? Кто изображен на картинках (Птицы)
Незнайка: Ребята, а как вы узнали, что это птицы? Научите меня.
Воспитатель: Ребята, давайте научим Незнайку узнавать птиц и не путать их с другими животными! Незнайка, а ты присаживайся и послушай ребят.
Слайд 1
Назовите, какие птицы изображены на картинках. (отвечают) Молодцы, ребята! А какое у нас сейчас время года? (Осень)
Куда птицы улетают осенью? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц. (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка). Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие). А где живут зимующие птицы? (в лесу, в городе). Слайд 2
Холодно и голодно птицам зимой. А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди) Как заботятся люди о птицах? (люди для птиц делают кормушки.) Чем можно подкармливать птиц? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.) Слайд 3,4
1. Игра «Чудесный мешочек»
Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан.
Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочке насыпаны: семечки, ягоды рябины, хлеб, крупа)
А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем отгадав загадки.
Чирик-чирик!
К зёрнышкам прыг,
Клюй не робей!
Кто это? (Воробей)
За синие крылья она так зовётся,
И в холод, и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка.
Так как же её назовёшь ты? (Синичка)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (сорока)
- Молодцы, ребятки! Все загадки отгадали!
А теперь давайте подвигаемся.
Физкультминутка «Перелётные птицы»
Птицы в небе тают, тают (машем руками)
Птицы к югу улетают (козырёк)
Всё растаяли вдали (руки над головой)
Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)
Игра «Кто какой».( Образование сложных прилагательных)
-У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?». Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая) Слайд 5
У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь) Слайд 6
У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей) Слайд7
У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел) Слайд8
У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица) Слайд9
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да)
- Расскажите мне, где живут птицы?
Без рук, без топоренка построена избенка
Дети: гнездо. Слайд 10
- Правильно, ребята, птицы живут в гнезде. Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.
Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко найти : ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.
- Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.
Есть в лесу одно важное правило: не разорять птичьи гнезда.
Если притронуться к яйцу, то птица, почует запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.
- Ребята, а кто знает, чем питаются птицы? (Ответы детей). Слайд 11
- Лебедь водоплавающая птица, живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!(«Зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза - «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь,
«катая из хлеба макароны»)
Игра «Назови части тела птицы». Слайд 12
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению, внешнему виду, величине.
- Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением:
У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.
У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.
У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.
У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску
- А скажите мне, ребята хвост воробья – какой?- воробьиный
Крылья синицы- какие? – синичьи
Голова грача – какая? – грачья
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают. (Дети прыгают,)
Крошки птички собирают. (Клюют),
Перышки почистили, (Изображают,)
Клювики почистили.
Птички летают, поют, (Махают руками,)
Зернышки клюют. (Приседают и клюют).
Игра с мячом “Назови детеныша»
- Давайте поиграем. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач ( грачиха- грачонок - грачата).
- Ворон (ворона-ворончонок – ворончата).
- Скворец (скворчиха - скворчонок - скворчата).
- Кукушка (кукушонок - кукушата).
- Аист (аистенок – аистята).
Воспитатель предлагает упражнение «Один - много»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (грачей) .
- Аист (аистов) .
- Жаворонок (жаворонков) .
- Скворец (скворцов) .
- Ласточка (ласточек) .
- Кукушка (кукушек) .
- Птица (птиц) .
- Гнездо (гнёзд) .
- Птенец (птенцов) .
Игра «Опиши птицу» (использование мнемотаблиц)
- Ребята, сейчас я раздам вам картинки с изображением птиц, а вы постарайтесь описать ее, используя схему. (описывают с помощью мнемотаблиц) Молодцы!
- Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с птицами.
Незнайка, ты теперь не будешь путать птиц с жуками? Жуки- это насекомые, а не птица.
Незнайка: Спасибо вам, ребята! Я очень много узнал о птицах! Вы молодцы!
А теперь мне пора прощаться, пойду на улицу и понаблюдаю за нашими пернатыми друзьями. До свидания! Слайд 14
Дети: До свидания!
Воспитатель: А вам, ребята я тоже предлагаю, пойти сегодня на прогулку и покормить птиц, ведь им очень нужна наша помощь зимой. Слайд 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательный деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы. «Пересказ русско-народной сказки «Волк и лиса»
В конспекте автор попытался представить материал по пересказу сказки "Волк и лиса", согласно требованиям ФГОС....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы Тема: «Здравствуй, зима!»
Занятие по развитию речи в старшей группеТема: «Здравствуй, зима!».Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Добрые сказочники.»
Цель:Совместное сочинение мини-сказок и инсценировка их с использованием разных видов театра....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе с использованием личностно – ориентированной технологии на тему: «Сказки»
Путешествие по сказкам с игровыми заданиями и играми....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе с использованием личностно – ориентированной технологии на тему: «Сказки»
Путешествие по сказкам с интересными заданиями и играми....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию детей в старшей группе с использованием личностно – ориентированной технологии на тему: «Сказки»
Формирование у детей научных знаний об окружающей природе...
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, Лето"
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР "До свидания, лето"...