Структура взаимодействия логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
консультация по развитию речи на тему

В работе представлен материал о взаимодействии специалистов дошкольного учреждения по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура взаимодействия логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ

Система взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ строится на основе признания в образовательно-воспитательном процессе главной ценностью ребенка и его человеческих потребностей.

Парадигмы взаимодействия:

— ребенок — не сундук для вкладывания информации, он есть зерно в возможности. Необходимо идти от ребенка как от зерна возможностей. Дети — разные зерна и все нам нужны. Наша основная задача — выращивать зерно: удобрять и рыхлить почву, на которой оно произрастает. С этой позиции педагог должен выступать как заботливый садовник.

— образование — это не обучение; воспитание и не их единство. Образование — это творение образа «Я», т. е., движение, путь ребенка к себе, путь к своим возможностям.

— образ «Я» ребенок строит сам. В связи с этим задача педагога —    помочь создать ситуацию перехода с одной ступени развития на другую, помочь ребенку строить свое «Я».

— любое образование следует строить с ощущений, с опыта. Поэтому необходимо учить ребенка слушать себя, анализировать ощущения и на основе этих результатов строить свой образ «Я».

— трудовое, деятельностное  образование — базис всего образования. С дела начинается Человек и делом заканчивается.

Признавая главной ценностью ребенка и его человеческие потребности, выделяем три  из них как главные, базовые.

Первая потребность человека - это потребность в другом (других) человеке. Мы нужны друг другу, т. к. мы все разные. Как одна рука не может заменить другую руку, ноги — руки, так один человек не может заменить другого. «Я» каждого рождается из многих уподоблений образом других людей, чтобы быть понятыми ими. Понять другого — значит стать им, раствориться в нем, принять другого человека — значит сделать его гармоничной частью своего образа «Я». Человек становится человеком, благодаря другому человеку.

Вывод: строить процесс образования, как непрерывное развитие взаимодействий, в которое включен ребенок.

Вторая потребность человека — в поиске смысла существования. Эта потребность присуща каждому человеку, ибо это основа духовности, основа человеческой энергии. Нет смысла — исчезает энергия творчества, энергия возрождения и человека, и народа. Именно потеря смысла существования заставляет ухватиться за водку или наркотики как за последнюю соломинку.

Жизненные задачи самих детей, сама жизнь, как задача.

Вывод: строить весь педагогический процесс образования как поиск смысла жизни самим ребенком.

- Зачем человек живет на Земле? (любить окружающий мир, творить, развивать общение с окружающим и т.д.)

- Окружающий мир интересен, увлекателен,  учиться его познавать.

Третья — великая потребность в творческом самоутверждении. Каждому хочется, чтобы в нем признавали человека, достойного уважения. Признание этой потребности в ребенке базовой требует для ее удовлетворения постоянного внимания к каждому проекту творчества ребенка. Именно с получения и социализации продукта творчества начинается социально-позитивное творческое самоутверждение.

Вывод:   строить процесс образования так, чтобы в каждой ситуации ребёнок ощущал собственную честь и достоинство.

Принципы взаимодействия:

На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира.

По мере продвижения в исправлении артикуляции звуков выдвигаются следующие принципы:

• коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи, учитывающий психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

• активизация речевой практики, т.е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условиях общения. Используются наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей.

Процесс взаимодействия мы видим в образе 8- конечной звезды (рис.1).

Звезда - самосветящееся небесное тело – это содружество педагогов и специалистов (учение – свет; здоровье – огонь жизни).

Мощность ее излучения (светимость) – увлеченность и добросовестность своей работой  педагогов и специалистов.

Масса (сила воздействия) – широкий круг  педагогов и специалистов (логопед, два воспитателя,  два медицинских работника, музыкальный руководитель, физ. инструктор, психолог).

Радиус  воздействия – каждый ребенок в поле зрения.

Химический состав и температура звезды – мастерство и профессионализм педагогов и специалистов.

Законы     Звезды:

1. «Чем гуще мрак, тем ярче блеск звезды».

2.  «Зажигая других, можно самому стать   звездой».

3. «Чем больше маленьких звездочек, тем светлее мир».

                                                     Рис. 1.  «Звезда» взаимодействия.

Формы взаимодействия:

1. Медико-психолого-педагогический консилиум.

2. Комплексные занятия.

3. Консультирование.

4. Разработка индивидуального маршрута для детей, нуждающихся в психологической и оздоровительной поддержке со стороны педагогов и специалистов.

Заседания медико-психолого педагогического консилиума проводится три раза в учебном году по результатам обследования детей в дошкольном учреждении.

Возможно внеочередное заседание по вопросам принятия экстренных мер в отношении отдельного ребенка.

Комплексные занятия:

- занятия логоритмики (музыкальный руководитель + логопед);

- занятия в форме сказкотерапии (психологог + логопед);

- занятия – путешествия (физ. инструктор + логопед), (музыкальный руководитель + логопед + физ. инструктор), (воспитатель + логопед), (музыкальный руководитель + логопед + воспитатель);

- занятия «Уроки здоровья» (логопед + воспитатель + медицинский работник).

Консультирование.

По рекомендациям логопеда педагоги и специалисты используют речевые двигательные паузы, упражнения со звуками, игровые задания на развитие слухового внимания, игры на обогащение словаря на утренней гимнастике, музыкальных занятиях, на занятиях по ИЗО, ознакомления с окружающим, математике.

Индивидуальный маршрут разрабатывается для нуждающихся детей один раз в квартал по следующим направлениям:

- логопедическая коррекция,

- психологическая коррекция,

- оздоровительная коррекция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие логопеда и воспитателя по программе Н.В.Нищевой. Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал.

Еженедельные задания логопеда воспитателям старшей логопедической группы по программе Н.В. Нищева 1 квартал....

Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.

Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста требует тесного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. вВ данном материале описывается взаимодействие учителя-логопеда с восп...

Годовой план работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами

Годовой план работы музыкального руководителя Швецовой Анастасии Алексеевны по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ

Мероприятия и содержание работы специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ....