Структура взаимодействия логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
консультация по развитию речи на тему
В работе представлен материал о взаимодействии специалистов дошкольного учреждения по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_vzaimodeystviya_logopeda_s_vospitatelyami_i_spetsialistami_dou.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура взаимодействия логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
Система взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ строится на основе признания в образовательно-воспитательном процессе главной ценностью ребенка и его человеческих потребностей.
Парадигмы взаимодействия:
— ребенок — не сундук для вкладывания информации, он есть зерно в возможности. Необходимо идти от ребенка как от зерна возможностей. Дети — разные зерна и все нам нужны. Наша основная задача — выращивать зерно: удобрять и рыхлить почву, на которой оно произрастает. С этой позиции педагог должен выступать как заботливый садовник.
— образование — это не обучение; воспитание и не их единство. Образование — это творение образа «Я», т. е., движение, путь ребенка к себе, путь к своим возможностям.
— образ «Я» ребенок строит сам. В связи с этим задача педагога — помочь создать ситуацию перехода с одной ступени развития на другую, помочь ребенку строить свое «Я».
— любое образование следует строить с ощущений, с опыта. Поэтому необходимо учить ребенка слушать себя, анализировать ощущения и на основе этих результатов строить свой образ «Я».
— трудовое, деятельностное образование — базис всего образования. С дела начинается Человек и делом заканчивается.
Признавая главной ценностью ребенка и его человеческие потребности, выделяем три из них как главные, базовые.
Первая потребность человека - это потребность в другом (других) человеке. Мы нужны друг другу, т. к. мы все разные. Как одна рука не может заменить другую руку, ноги — руки, так один человек не может заменить другого. «Я» каждого рождается из многих уподоблений образом других людей, чтобы быть понятыми ими. Понять другого — значит стать им, раствориться в нем, принять другого человека — значит сделать его гармоничной частью своего образа «Я». Человек становится человеком, благодаря другому человеку.
Вывод: строить процесс образования, как непрерывное развитие взаимодействий, в которое включен ребенок.
Вторая потребность человека — в поиске смысла существования. Эта потребность присуща каждому человеку, ибо это основа духовности, основа человеческой энергии. Нет смысла — исчезает энергия творчества, энергия возрождения и человека, и народа. Именно потеря смысла существования заставляет ухватиться за водку или наркотики как за последнюю соломинку.
Жизненные задачи самих детей, сама жизнь, как задача.
Вывод: строить весь педагогический процесс образования как поиск смысла жизни самим ребенком.
- Зачем человек живет на Земле? (любить окружающий мир, творить, развивать общение с окружающим и т.д.)
- Окружающий мир интересен, увлекателен, учиться его познавать.
Третья — великая потребность в творческом самоутверждении. Каждому хочется, чтобы в нем признавали человека, достойного уважения. Признание этой потребности в ребенке базовой требует для ее удовлетворения постоянного внимания к каждому проекту творчества ребенка. Именно с получения и социализации продукта творчества начинается социально-позитивное творческое самоутверждение.
Вывод: строить процесс образования так, чтобы в каждой ситуации ребёнок ощущал собственную честь и достоинство.
Принципы взаимодействия:
На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, развитие которой связано с познанием окружающего мира.
По мере продвижения в исправлении артикуляции звуков выдвигаются следующие принципы:
• коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи, учитывающий психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций — от речевого навыка к речевому умению, речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;
• активизация речевой практики, т.е. употребление и воспитание различных форм речи в меняющихся условиях общения. Используются наиболее адекватные разнообразные приемы, обеспечивающие речевую активность детей.
Процесс взаимодействия мы видим в образе 8- конечной звезды (рис.1).
Звезда - самосветящееся небесное тело – это содружество педагогов и специалистов (учение – свет; здоровье – огонь жизни).
Мощность ее излучения (светимость) – увлеченность и добросовестность своей работой педагогов и специалистов.
Масса (сила воздействия) – широкий круг педагогов и специалистов (логопед, два воспитателя, два медицинских работника, музыкальный руководитель, физ. инструктор, психолог).
Радиус воздействия – каждый ребенок в поле зрения.
Химический состав и температура звезды – мастерство и профессионализм педагогов и специалистов.
Законы Звезды:
1. «Чем гуще мрак, тем ярче блеск звезды».
2. «Зажигая других, можно самому стать звездой».
3. «Чем больше маленьких звездочек, тем светлее мир».
Рис. 1. «Звезда» взаимодействия.
Формы взаимодействия:
1. Медико-психолого-педагогический консилиум.
2. Комплексные занятия.
3. Консультирование.
4. Разработка индивидуального маршрута для детей, нуждающихся в психологической и оздоровительной поддержке со стороны педагогов и специалистов.
Заседания медико-психолого педагогического консилиума проводится три раза в учебном году по результатам обследования детей в дошкольном учреждении.
Возможно внеочередное заседание по вопросам принятия экстренных мер в отношении отдельного ребенка.
Комплексные занятия:
- занятия логоритмики (музыкальный руководитель + логопед);
- занятия в форме сказкотерапии (психологог + логопед);
- занятия – путешествия (физ. инструктор + логопед), (музыкальный руководитель + логопед + физ. инструктор), (воспитатель + логопед), (музыкальный руководитель + логопед + воспитатель);
- занятия «Уроки здоровья» (логопед + воспитатель + медицинский работник).
Консультирование.
По рекомендациям логопеда педагоги и специалисты используют речевые двигательные паузы, упражнения со звуками, игровые задания на развитие слухового внимания, игры на обогащение словаря на утренней гимнастике, музыкальных занятиях, на занятиях по ИЗО, ознакомления с окружающим, математике.
Индивидуальный маршрут разрабатывается для нуждающихся детей один раз в квартал по следующим направлениям:
- логопедическая коррекция,
- психологическая коррекция,
- оздоровительная коррекция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по логопедии "Взаимодействие логопеда и воспитателя при подготовке детей с ФФНР к обучению в школе"
Проблема готовности к школе актуальна всегда!!...
Взаимодействие логопеда и воспитателя по программе Н.В.Нищевой. Еженедельные задания логопеда воспитателям 1 квартал.
Еженедельные задания логопеда воспитателям старшей логопедической группы по программе Н.В. Нищева 1 квартал....
Консультация для воспитателей логопедических групп: " Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы.
Консультация для педагогов :"Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы."...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста требует тесного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. вВ данном материале описывается взаимодействие учителя-логопеда с восп...
Годовой план работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами
Годовой план работы музыкального руководителя Швецовой Анастасии Алексеевны по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами...
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ
Мероприятия и содержание работы специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ....
Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы. « Взаимодействие логопеда и воспитателя»
Тематические консультации в форме круглого стола для воспитателей старшей группы.« Взаимодействие логопеда и воспитателя»Составил учитель-логопед Шурховецкая И.А.Цель: Решение к...