Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «В гостях у радуги»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель:
Связная речь. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; воспитывать навыки связной речи.
Грамматика. Учить детей понимать и употреблять в речи наречия; закреплять умение согласовывать прилагательные с именами существительными.
Словарь. Развивать и обогащать активный словарь детей.
Звуковая культура речи. Упражнять в произношении изолированного
звука Р, а также звука Ш в словах.
Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 591.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«В гостях у радуги»
Цель:
Связная речь. Учить составлять рассказ по опорным картинкам; рассказывать связно и живо, не отступая от заданной темы; воспитывать навыки связной речи.
Грамматика. Учить детей понимать и употреблять в речи наречия; закреплять умение согласовывать прилагательные с именами существительными.
Словарь. Развивать и обогащать активный словарь детей.
Звуковая культура речи. Упражнять в произношении изолированного
звука Р, а также звука Ш в словах.
Способствовать нравственному развитию ребёнка, путём формирования у него представлений о добре, дружбе, культуре общения; воспитывать толерантность, доброжелательное отношение друг к другу; развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение.
Оборудование и материалы: цветные карандаши (цвета спектра); картонный макет радуги на магнитах; опорные картинки – дождь, луг, насекомые, солнце, радуга; дидактическая игра «Волшебные цветы»; картонный макет дома; детский стульчик, украшенный аппликацией; аудиозапись песни В. Шаинского «Мир похож на цветной луг».
Предварительная работа: изучение цветов спектра; рассматривание иллюстрации «Радуга»; рассказ воспитателя «Как появилась радуга»; дидактическая игра «Бабочки и цветы»; разучивание речевых упражнений по звукопроизношению; загадывание загадок о временах года; словесная игра «Скажи наоборот»; разучивание стихотворений Кондратьева «Здравствуйте!», «Добрый день»; чтение В.Осеевой «Волшебное слово»;беседа с детьми на тему «Как надо называть человека».
Ход занятия:
Воспитатель: /держа в руках коробку с цветными карандашами/ Ребята, сегодня для занятия я приготовила цветные карандаши, но рисовать ими мы не будем. Сегодня мне хочется прочитать вам сказку о словах, которые помогут нарисовать мир в красках и без цветных карандашей.
Воспитатель читает детям сказку М. Стояна, по ходу чтения выставляя на магнитной доске картонный макет радуги
Часто во время дождя,
ты стоишь у окна,
смотришь, прислушиваешься,
и тебе начинает казаться,
что у всех вещей есть голос,
что все они разговаривают
и твои карандаши, правда?
Слышишь, говорит красный:
Я – мак, я – огонь, я – знамя…
Вслед за ним откликается оранжевый:
Я – апельсин, я – морковь, я – лиса…
Жёлтый тоже не молчит:
Я – пух утёнка, я – пшеница, я – солнце…
И зелёный шелестит:
Я – трава, я – сады, я – леса…
И синий не отстаёт:
Я – колокольчик, я – небо, я – море…
И фиолетовый шепчет:
Я – сумерки, я – сирень в цвету, я – слива…
Но вот дождь смолкает,
И вместе с ним смолкают цветные карандаши.
- Смотрите! – говорит красный,
Радуга – это я!
- И я, - добавляет оранжевый.
- И я, - улыбается жёлтый.
- И я, - ликует зелёный.
- И я, - кричит голубой.
- И я, - веселится синий.
- И я, - смеётся фиолетовый.
Воспитатель: Что у нас получилось? Крашенное коромысло через реку повисло. Что это? Правильно, это радуга! А вы когда-нибудь видели радугу? /ответы детей/ Кто из вас расскажет, когда её можно увидеть?
Дети: Радугу можно увидеть после дождя, если выглянет солнце.
Воспитатель: Правильно. Давайте вместе придумает рассказ о радуге, а картинки нам помогут. /выставляет картинку с изображением дождя/ Кто начнёт?
Дети: Однажды над лугом шёл сильный дождь.
Воспитатель: А кто на лугу был рад дождю? /выставляет картинку с изображением цветущего луга/
Дети: Трава и луговые цветы были рады дождю. Вода напоила землю, зазеленела трава, распустились цветы.
Воспитатель: Кто на лугу испугался дождя? /картинка с изображением насекомых: бабочек, мух, стрекоз/
Дети: Бабочки, стрекозы, мухи испугались дождя. Они спрятались под листочками, в щёлках и норках. Насекомые не смогут летать, если дождь намочит их крылья.
Воспитатель: Что же было дальше? /картинка с изображением солнца, голубого неба/
Дети: Дождь кончился, небо вновь стало голубым. Засияло яркое, лучистое солнце.
Воспитатель: Но мы же знаем, что если после дождя выглядывает солнце, то … /картинка с изображением радуги/
Дети: На небе появилась разноцветная радуга.
Воспитатель: Рассказ получился просто замечательный. А теперь представьте, что на этом лугу оказались и мы с вами. Я приглашаю вас на луг,
Упражнение на релаксацию
«Нарисуем то, о чём мы говорили»
Дети садятся на ковёр по кругу друг за другом и на спине впереди сидящего «рисуют» дождь, цветы и траву, насекомых, солнце и т.д.
Воспитатель: В радуге над горизонтом – все краски митра: и апельсины, и пшеница, и небо, и море, и сирень в цвету. Посмотрите на небо над лугом после дождя, и вы увидите там огромную разноцветную радугу. Она – словно ворота, ведущие в сказочную страну. Хотите туда отправиться? Это очень добрая сказочная страна. Туда могут попасть только добрые и хорошие дети. А вы – такие? Тогда давайте напомним об этом друг другу.
Игра «Похвали соседа»
Дети, сидя в кругу, хвалят своих соседей, характеризуя их с помощью прилагательных, согласовывая прилагательные с существительными, например: Саша – смелый, Никита – добрый и сильный, Настя – ласковая, Ирина – весёлая и т.д.
Воспитатель: В волшебной стране все умеют правильно и красиво говорить, выговаривают все звуки. А вы умеете? Давайте потренируемся чётко выговаривать звук Ш
Упражнение на звукопроизношение
«Что у кого?»
Крылышки у мошки, Кошка у Луши,
Пушинки у кошки, Мышка у Танюши,
Камешки у Маши, Ушки у мишки,
Шкатулка у Наташи, Хвостик у мартышки.
Воспитатель: А ещё в этой стране живут разные звери. Они хотя и рычат, но никого не кусают, потому что страна эта добрая. Вспомните и назовите таких зверей, которые умеют рычать.
Дети: тигры, медведи, львы, волки, пантеры ит. д.
Воспитатель: А теперь встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапами» свои «мордочки». Поиграем в игру.
Физкультминутка. Игра «Звери»
Воспитатель стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверей», произнося слова: Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери!
Если будете стучать –
Звери могут зарычать!
После слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат: Р – Р – Р!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необыкновенные цветы растут в волшебной стране. В серединке цветка вопрос – «Когда?», значит мы с вами будем на него отвечать. Сколько лепестков, столько вопросов. Слушайте первый вопрос.
Игровое упражнение
«Волшебные цветы»
Нам вставать уже пора
Петушок поёт с …./утра/;
Мы обедать все идём
И бывает это…./днём/ и т. д.
Воспитатель: А в серединке следующего цветка вопрос «Как?».
Давайте и на него попробуем ответить.
Как пищит мышка? /тихо/
Как рычит лев? /громко/
Как бежит заяц? /быстро/
Зимой на улице как? /холодно/
А вы отвечаете как? /правильно/ и т. д.
Воспитатель: А какие яркие и нарядные дома в стране у радуги. Давайте рассмотрим вот этот дом и ответим на вопрос, который написан на его крыше: «Где?»
Игровое упражнение
«Назови где?»
Где фундамент дома? /внизу/
Где крыша? /вверху/
Где крылечко? /слева/ и т. д.
Воспитатель: Молодцы, вы старательно отвечали на вопросы, а теперь отдохнём и поиграем в игру с мячом.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Дети стоят в кругу. Воспитатель поочерёдно бросает детям мяч, называя наречие, дети должны вернуть мяч, подобрав противоположное по значению наречие. Например: тепло – холодно, грязно – чисто, быстро – медленно и т. д.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение – загадку
«Что за слово?»
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то – как на грех –
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят…/спасибо/
В. Голяховский
Правильно, это вежливое слово «спасибо». Обитатели волшебной страны знают и очень часто говорят вежливые или, как их ещё называют, волшебные слова. Мы с вами тоже знаем такие слова. Вспомните их и назовите.
Дети: Пожалуйста, здравствуйте, будьте добры, спасибо и т. д.
Воспитатель: Молодцы, много слов вспомнили. А теперь послушаем стихотворения о вежливых словах.
Дети читают заранее выученные стихотворения:
«Здравствуйте!»
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
-Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
«Добрый день»
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
А. Кондратьев
Воспитатель: И действительно, добрые слова словно связывают нас друг с другом, получается цепочка доброты.
Психогимнастика «Цепочка доброты»
- Давайте, ощутим теплоту друг друга. Закроем глаза и представим, как теплота распространяется по всему телу, а теперь постараемся передать это тепло соседу путём прикосновения ладошки или поглаживания по руке, можно обняться, и тогда тепло и доброта передастся всем по цепочке, от одного к другому. Итак, волшебные слова стали нашими друзьями, и в наших сердцах осталось так много доброты.
Раздаётся стук в дверь и появляется плачущая девочка. Роль исполняет воспитатель или ребёнок подготовительной группы.
Воспитатель: Что случилось? Кто ты и почему плачешь?
Катя: Меня зовут Катя, а плачу я потому, что девочки, с которыми я играла во дворе, называют меня Катькой. Мне это совсем не нравится, я не Катька, а Катя.
Воспитатель: Я знаю, что делать, мы возьмём тебя с собой в волшебную страну, ведь там есть волшебный чудо-стульчик, а он-то поможет нам успокоить и порадовать тебя.
Воспитатель показывает детям стул, украшенный цветной аппликацией
Воспитатель: Этот чудо-стульчик не простой, того, кто на нём сидит можно называть только добрыми ласковыми словами. Давайте посадим на него Катю и позовём её.
Дети: Катя, Катюша, Катенька и т. д.
Воспитатель: Но человека можно называть не только по имени, но и другими ласковыми словами, например, солнышко, лапушка. Может быть кого-то из вас тоже называют таким ласковым словом? Давайте попробуем найти такие слова и для Кати.
Дети: Котёнок, лапочка, заинька и т. д.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Катя уже не грустит, она улыбается. А кто из вас хочет посидеть на чудо-стульчике?
Игровое упражнение «Чудо – стульчик»
Дети поочереди садятся на стульчик, а остальные стараются позвать их ласково по имени или как-то иначе.
Воспитатель: Вот какие интересные имена у наших ребят! Как красиво и ласково можно их называть! Будет очень хорошо, если мы в группе будем называть друг друга ласковыми, нежными и добрыми словами. Тогда и наше настроение будет добрым и радостным. Таким, что захочется петь и танцевать, как сейчас.
Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Мы побывали сегодня в гостях у радуги. Радуга» мы покидаем твои владения, но секреты твоих цветов и слов, с которыми м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий праздника 8 марта в старшей группе " В гости к радуге"
Сценарий лоя старшей группы детского сада...
Конспект занятия по изодеятельности на тему "В гостях у радуги"
На этом занятии дети рисуют пейзаж с радугой, закрепляя знания последовательности цвета в спектре радуги....
Непрерывно непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «В гости к радуге»
ПсихогимнастикаЦель: Снятие психического напряжения и сохранения эмоционального благополучия детей, предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Дети вошли в группу и увидели го...
Конспект занятия по изодеятельности на тему "В гостях у радуги"
На занятии дети рисовали радугу, закрепили знания о цвете: три основных и дополнительные цвета. Познакомились с новым жанром изобразительного искусства- пейзаж....
Конспект занятия по развитию речи группе « В гости к бабушке Матрёне»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке Матрене»Подготовила воспитатель I квалификационной категории Евдокимова Н.В.Цель :Приобщить детей к народной к...
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе «В гости к радуге»
Развивать эмоциональную сферу ребенка.Доставить радость и интерес к деятельности,развивать речь,закреплять знание о названии цвета....
Досуг в старшей группе "В гостях у радуги"
Досуг по эстетическому воспитанию...