Деловая игра по речевому развитию
консультация по развитию речи на тему

Зарецкая Светлана Николаевна

В докладе представлены три основные функции речевого развития: интелектуальная, регулятивная, коммуникативная, а так же ряд игр по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_po_rechevomu_razvitiyu.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Детский сад - это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

          Выделяют три основные функции речи:

1. Интеллектуальная (познавательная) функция речи - является для ребенка средством информации, способом передачи опыта (передачи знаний, способов действия), средством мышления. Однако даже при нормальном развитии к началу дошкольного возраста создаются лишь начальные предпосылки к осуществлению всех этих задач. Младший дошкольник лишь в очень ограниченных пределах может получить информацию с помощью слова — ему понятна только та информация, которая касается хорошо знакомых, наглядно воспринимаемых предметов, людей в привычной ситуации. Почти совсем невозможна в это время еще передача новых знаний, сведений, способов действия с помощью речи. Мышление осуществляется, в основном, в наглядном плане, и лишь изредка возникает фиксация в слове его цели и результата.

Перед педагогами стоит задача сформировать познавательную функцию речи, которая связана со смысловой и грамматической сторонами ее развития.

 «Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

Познавательная функция речи весьма сложна и многогранна. Она так же, как и функция общения, формируется в процессе жизни детей, во всех видах деятельности и на всех видах занятий, которые проводятся в дошкольном учреждении.

2. Коммуникативная функция речи - функция общения, заключающаяся в передаче некоторого «интеллектуального», «логического» содержания. Ребенок пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для получения новой содержательной информации. Взрослый задает ребенку и уточняет вопросы, требует раскрытия смысла, оценивает.

Используются следующие приемы: создание ситуаций, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказка им адекватных средств общения; проведение сюжетно-ролевых игр; использование различных форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах, в группах); использование трудовых поручений (совместные дела в группе: дежурство, уборка в группе; работа на  участке и другие).

Используются следующие приемы: сочетание словесной инструкции с наглядными и практическими методами; отсутствие в инструкции сложных слов и предложений, непонятных и неизвестных детям; привлечение детей к словесному отчету о проделанной деятельности.

 Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. 

Возраст: любой.

Количество играющих: группа детей

Необходимые приспособления; стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, соединяя ладони (можно предложить детям зажать какой-то предмет между ладонями). Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: столы, стулья, разложенные по полу игрушки и т. д.

Комментарий: усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках ит. д. играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

3. Регулирующая функция речи связана с развитием понимания речи. Выражается в понимании литературных произведений, в подчинении инструкциям взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.

Широко распространенным в обучении видом словесной регуляции является инструкция. С самого начала обучения взрослые с помощью инструкции регулируют поведение ребенка, цель и способы его действий.

В связи с развитием деятельности и речи ребенка, с усвоением нравственных норм и правил поведения регулирующую роль начинает играть и собственная речь ребенка. Сначала собственная словесная регуляция детей стимулируется и организуется взрослыми, постоянно привлекающими детей к оценке поведения и результатов деятельности как своих, так и товарищей, активизируя при этом не только словесную оценку (хорошо, плохо, верно, неверно, такое, не такое), но и словесную формулировку правил поведения (Нельзя ходить по лужам; Нужно ходить парами и т.п.).

Высшей формой словесной регуляции деятельности является планирование своей деятельности. У детей в норме оно появляется к старшему дошкольному возрасту. Формирование собственной словесной регуляции действий, в частности, планирующей функции речи, проводится в разных видах деятельности и в процессе всей жизни детей в детском саду.

При решении практических задач в проблемной ситуации перед ребенком,  прежде всего возникает цель. Чтобы достичь ее, он должен проанализировать условия задачи, найти средство достижения цели и произвести нужное действие. Ребенка нужно учить фиксировать в слове все этапы своего действия.

Например, в задании «Поймай рыбку» ребенка сначала спрашивают: Что тебе надо сделать? — и помогают ответить: Надо поймать рыбку. Потом его спрашивают: Ты можешь рукой достать рыбку? Нет, — отвечает ребенок. Таким образом педагог помогает ребенку осмыслить и зафиксировать в слове условия задачи. После этого ребенку предлагается найти подходящее орудие, которое поможет достичь цели. Педагог говорит: Найди, чем можно поймать рыбку. Когда ребенок возьмет сачок и достанет рыбку, педагог спрашивает: Что ты сделал? — Поймал рыбку, — отвечает ребенок, фиксируя результат. После выполнения задания педагог фиксирует в речи весь ход действий ребенка: Правильно, тебе надо было поймать рыбку, но рукой достать ее нельзя. Поэтому ты нашел сачок и поймал им рыбку.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети уже умеют давать достаточно последовательный отчет о проделанных действиях, включающий определение цели, условий, средства и результата выполнения задания, им предлагается рассказать, как они будут выполнять задание, т.е. заранее спланировать свои действия в речи. При этом первые задания на планирование обязательно даются на знакомом материале, на заданиях, которые уже раньше выполнялись детьми. В дальнейшем можно предложить детям планировать свои действия в новых, но сходных со знакомыми задачами. Таким образом, к концу дошкольного возраста удается сформировать у детей элементы словесного планирования.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

8. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

  1. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

  1.  Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

  1. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...

Деловая игра по речевому развитию с воспитателями «Ромашка»

 Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; пом...

Деловая игра по речевому развитию на районном методическом объединении для педагогов ДОУ

Деловая игра по речевому развитию на  районном методическом объединении для педагогов ДОУ...

Деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Для совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста была проведена деловая игра...

Деловая игра по теме «Развитие речевого общения детей посредством приобщения к произведениям художественной литературы»

Релаксация:     Все врассыпную двигаются по залу под бодрую музыку. Воспитатель хлопает в ладоши – все играющие здороваются за руку друг с другом. Опять звучит музыка &ndash...

Деловая игра «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Материал для педагогического совета по речевому развитию....

Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ  ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...