Деловая игра «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Нестерова Инна Николаевна

Материал для педагогического совета по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сейчас мы предлагаем вам игру «Умники и умницы».

Правила игры:

-играют все педагоги.
- время для обдумывания одного вопроса не более 10 секунд.
- если воспитатель считает, что знает ответ на вопрос — он поднимает сигнал.
-если ответ неверный, другие педагоги могут дать свой ответ, но тоже по
сигналу.
- за каждый правильный ответ на вопрос педагог получает медаль.
- если педагог набрал 5 медалей происходит обмен на 1 орден.
- в итоге кто больше наберет орденов, тот и станет «Педагогом премудрым».

Деловая игра

«Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Вопросы:

1.Назовите основные задачи по развитию речи дошкольников.

-Развитие словаря.
-Формирование грамматической стороны речи.
-Воспитание звуковой культуры речи.
-Формирование разговорной (диалогической) речи.
-Обучению рассказыванию (монологической речи).
-Ознакомление с художественной литературой.
-Подготовка детей к обучению грамоте.

2.Назовите виды связной речи.
(монологическая и диалогическая речь)

3. Какие формы диалогической речи Вы знаете?
(разговор, беседа)

4. Назовите приемы формирования навыков разговорной речи.
-Незапланированные краткие разговоры во время режимных моментов.
-Специально организованные плановые разговоры: индивидуальные и
коллективные.
- Словесные поручения.
-Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.
- Объединение детей разных возрастов.
- Организация посещения другой группы.
-Сюжетно — ролевые игры.
- Трудовая деятельность.

5. Назовите структурные компоненты беседы и опишите содержание
каждого.
Структурные компоненты:
1.Начало

2.Основная часть
3. Окончание

Начало беседы.
   Цель его — оживить в памяти детей полученные впечатления с помощью
вопроса — напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения, показа картины, фото, предмета. А также необходимо сформулировать тему и цель предстоящей беседы.

Основная часть
Она разделена на микротемы или этапы. Каждый этап соответствует
существенному, законченному разделу темы, т.е. осуществляется анализ темы по узловым моментам. В процессе каждого этапа педагог заключительной фразой обобщает высказывания детей и делает переход к следующей микротеме.

беседы
Он краток по времени. Эта часть беседы может быть практически действенна:
рассматривание раздаточного материала, выполнение игровых упражнений,
чтение художественного текста, пение.

6. Какой прием считается ведущим при организации беседы?
(вопрос)

7.Какие виды вопросов педагог использует при организации беседы?

-Вопросы поискового и проблемного характера (Почему? Зачем? Из — за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего?)
--Обобщающие вопросы
-Репродуктивные вопросы (Что? Где? Сколько?)
8. В какой последовательности должны располагаться различные виды
вопросов в каждой законченной части беседы (микротеме)?
1.Репродуктивные вопросы
2.Поисковые вопросы
3.Обобщающие вопросы

9. Какие виды монологической речи существуют?
1. Пересказ.
2. Рассказывание по картине.
3. Описание игрушки.
4. Рассказывание детей из опыта.
5.Творческие рассказы.
10. Назовите средства развития речи.

1. Общение взрослых и детей.
2, Культурная языковая среда, речь воспитателя.
3. Развивающая предметная среда.
4. Обучение родной речи и языку на занятиях.
5.Художественная литература.
6. Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
7. Трудовая деятельность;
8.Детские праздники

11. Назовите основные дидактические принципы организации
образовательного процесса, ориентированного на развитие речи.
1. Развитие динамичности восприятия (задания с постепенно нарастающей
трудностью, разнообразные типы заданий, смена видов деятельности)
2. Продуктивность обработки информации (организация дозированной
поэтапной помощи педагога, обучение переносу предложенного способа
обработки информации на выполняемое задание, создание условий для
самостоятельной обработки информации).
3. Развитие и коррекция высших психических функций (выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных
упражнений по коррекции высших психических функций)
4. Обеспечение мотивации к учению (обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания с помощью разнообразных по форме инструкций, проблемных ситуаций, системы поощрений, призов, развернутую словесную оценку).

12. Какое из средств развития речи является ведущим?
(общение)

13. Какие приемы ориентированы на развитие общения?
1, Сюжетно — ролевая игра
2. Бытовая деятельность
3. Словесное поручение

4. Беседа

5.Собеседование по поводу картин, рисунков, книг.

14.Назовите словесные методы и приемы развития речи.
Методы:

1.Чтение и рассказывание художественных произведений.
2. Заучивание наизусть.
3. Пересказ.

4. Беседа.
5. Рассказывание по картинке, описание игрушки, из опыта.
6. Творческое рассказывание.
Приемы:

1.Bonpoс

2. Повторение
3. Объяснение

4.Речевой образец

15.Назовите наглядные методы развития речи.
1.Наблюдения.
2.Экскурсии.
3.Осмотры помещения.
4. Рассматривание натуральных предметов.

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий..
6.Моделирование.

Приемы:
-показ картинки, игрушки, движения или действия.

-показ положения органов артикуляции при произнесении звуков.

16. Назовите практические методы развития речи.

-Дидактическая игра

-Игра — драматизация
-Трудовая деятельность

17.В чем заключается суть планирования работы по развитию peчи?
(проектирование становления и развития речи детей, прогнозирование
динамики педагогического воздействия на речь и его результативности).

18.Назовите основные задачи по развитию речи детей в возрасте от 1г.
6 мес. до 2 лет.

1.Значительно расширять словарь ребенка

2.Учить говорить детей простыми фразами

3. Воспитывать умение отвечать на простые вопросы

19.Назовите основные задачи по развитию речи детей в возрасте от 2 лет до 3 лет.

1. Расширять словарь ребенка

2.Учить пользоваться всеми частями речи

3.Учить говорить предложениями, придавая словам грамматически правильные
окончания

4.Учить чисто произносить слова (правильной артикуляции)

5.Учить ребенка вслушиваться в сложную речь взрослого

20.Назовите основные методические приемы развития речи детей
ясельного возраста.

1. Показ с называнием
2. «Перекличка»
3. Просьба «скажи» и «повтори»
4. Подсказывание нужного слова
5. Поручения
6. Вопросы
6. «Живые» картинки
7. «Детское кино»
8. Теневой театр
9.Рассказ взрослого без подкрепления показом (с 2 л. 6 мec. до 3 лет)

21. Что является задачей ознакомления детей с литературными
произведениями?
(Формирование способности элементарно анализировать содержание и форму произведения).

22. Какой метод ознакомления с художественной литературой используется.
при обсуждении содержания произведения?
(беседа)

23. Чего нужно избегать при знакомстве детей с литературным
произведением, не разделенным на части?

(показа иллюстраций в процессе чтения произведения)

24. Какие виды занятий по развитию речи могут быть использованы в
работе педагога?

(вводные, обобщающие, занятия, посвященные изучению нового материала)

25. Опишите методику обучения детей составления рассказа — описания.
Поэтапное обучение:
Подготовительные упражнения к описанию предметов (игровые упражнения на узнавание предмета по его описанию — тематическое лото, сравнение предметов по основным признакам — «Предмет и изображение», на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия предмета).
Описание предметов по основным признакам (с помощью педагога по
вопросам)

Подбираются игрушки с ярко выраженными признаками. Простое описание
5 предложений, включающие его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) и его некоторые отличительные свойства. Составление описания ребенком предваряется образцом, который дает педагог. При затруднении используется прием дополнения предложения, начатого педагогом.
Обучение развернутому описанию предмета (по предварительному плану —
схеме). В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную
композиционную схему описания предметов.
-Определить объект описания.

 -Перечисление признаков предмета в определенной последовательности.
-Указание на принадлежность предмета к той или иной группе и на его
назначение, приносимую пользу.
При затруднении используются приемы — жестовые указания, словесные
указания, описание с опорой на отдельные рисунки, условные наглядные
символы, параллельное описание педагогом и ребенком двух однотипных
предметов, коллективное составление плана.
Описание может быть непосредственно воспринимаемого предмета, описание предмета по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения), по собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации.
Закрепление полученных навыков составления рассказа — описания проходит на игровых занятиях, включающих упражнения на узнавание предметов по описанию, их сравнение, воспроизведение данного педагогом образца описания, самостоятельное составление детьми рассказа — описания.
Усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
Используются игровые упражнения: дополнение предложений, начатых
педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета (У гуся шея
длинная, а у утки...), составление предложений по вопросам (Каковы на вкус
лимон и апельсин?), выделение и обозначение контрастных признаков двух
предметов (апельсин большой, а мандарин маленький), последовательное
выделение ряда признаков, отличающих предметы какой — либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор). Используется прием параллельного описания двух предметов —— педагогом и ребенком.

26. Опишите методику обучения детей составления рассказа по картинке.
В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине. Это рассматривание картины и ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картинке.
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.
На занятиях применяют загадки, потешки, поговорки, стихи, а также игровые
приемы (показать картину любимой игрушке, познакомить с картиной гостя).
Со средней группы начинается непосредственное обучение детей рассказу по
картине (рассказывание по вопросу, образцу).
Структура занятия:
Подготовка к эмоциональному восприятию картины (СТИХИ, поговорки, за  гадки по теме, присутствие сказочных героев, все виды театров).
-Рассматривание картины в целом
-Вопросы к картине воспитателя

-Образец рассказа по картине воспитателя
-Рассказы детей

-Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.
  В конце года вводится план рассказа, используется прием наглядного
моделирования.
  В старшей и подготовительной группе возможно использование не только
сюжетных картин, но и серии сюжетных картин для составления рассказа с
завязкой, кульминацией, развязкой. Учим детей видеть не только то, что
изображено на переднем плане, но и задний план картины в деталях в
настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.
Структура занятия:

Подготовка к эмоциональному восприятию картины
Лексико-грамматические упражнения по теме занятия
Рассматривание картины в целом
Вопросы воспитателя по содержанию картины
Составление плана рассказа педагогом вместе с детьми
Рассказ по картине сильного ребенка, как образец
Рассказы 4—5 детей
Оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя
В подготовительной группе возможно обучение рассказыванию по пейзажной картине.

27. Опишите методику обучения детей составления рассказа по памяти.
   Обучение рассказам по памяти начинается со старшей группы. В этой
возрастной группе детям предлагаются легкие темы из общего, коллективного опыта, оставившие яркий след в сознании и чувствах ребенка.
В подготовительной группе предлагаются темы более общего характера, требующие обобщения опыта, моральных суждений. Рассказывание по памяти из общего коллективного опыта.
Выделено 2 вида занятий по обучению рассказыванию:
Общую тему целесообразно разделить на мелкие подтемы и составить рассказ по частям. Одну и ту же подтему можно предложить последовательно нескольким детям.
Составление письма

Рассказывание по памяти из индивидуального (личного) опыта
  В старшей группе предлагается рассказать об единичных фактах (описать
любимую игрушку и т.п.), далее темы усложняются: описать какое-нибудь
событие (как прошел день рождения). В подготовительной группе добавляются
темы этического характера. (мой друг и т.п).
28. Назовите ведущие формы, методы и приемы формирования звуковой
культуры речи.
Фронтальные формы:-Занятия
-Игра — драматизация

 -Хороводы
-Праздники
-Развлечения
-Речевая гимнастика
-Групповые формы:
-Дидактические игры
-Шутки-чистоговорки
Методы:
- Дидактическая игра
- Подвижные и хороводные игры с текстом
- Дидактические рассказы с включением учебных заданий для детей ( в
ясельных, младших, средних группах рассказ сопровождается показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек).
-Пересказ
-Заучивание стихотворений
-Заучивание и повторение знакомых скороговорок
-Игровые упражнения

Приемы:
- Образец правильного произношения с кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата.
-Утрирование (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование
звука.
-Образное называние звука (в младших группах).
-Показ и объяснение артикуляции.
-Негромкие проговаривания звука, звукосочетаний.
- Обоснование необходимости выполнить задание педагога.
-Индивидуальная мотивировка задания.
- Индивидуальное указание перед ответом ребенка.
- Совместная речь ребенка и воспитателя.
- Отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи — образца).
- Оценка ответа или действия и исправление.
- Образная физкультурная пауза.
- Показ артикуляционных движений.

29. Какой прием развития монологической формы связной речи наиболее часто используется при обучении детей младшего дошкольного возраста?
(составление рассказа по частям с наглядной опорой)

30. Назовите методы и приемы работы, виды упражнений по развитию
связной речи в процессе работы над предложением.

Для упражнений используются картинки двух видов:

 Картинки, на которых можно выделить субъект и выполняемое им действие.
Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко
обозначенного места действия.
По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений
различной структуры.
По картинкам первого вида составляют предложения:

- субъект — действие (выраженное непереходным глаголом), например, Мальчик бежит.
— субъект — действие (выраженное нерасчленяемое группой сказуемого),
например, Девочка катается на велосипеде.
-субъект — действие — объект, например: Девочка читает книгу.

- субъект — действие — объект — орудие действия, например: Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида составляют предложения:
-субъект — действие — место действия (орудие, средство действия), например: Ребята играют в песочнице.
  При обучении детей составлять предложения используется постановка
соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний
применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем, при затруднениях.
В случае необходимости подсказывается первое слово фразы или его начальный слог. Может быть применено и совместное составление предложения 2—3 детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают)
И составление предложений по картинкам с использование фишек.
    В старшем дошкольном возрасте осуществляется переход к составлению
предложений более сложной структуры:
- предложения с однородными сказуемыми (Дедушка сидит в кресле и читает
газету).
- сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая
часть по структуре дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит
орехи).
  Далее от составления предложения по отдельной ситуационной картинке в
последующем можно перейти к составлению фразы по нескольким предметным
картинкам (вначале по 3—4, затем по 2).
31. Опишите методику обучения детей пересказыванию.
В младшей группе-подготовка к обучению пересказу.
Методика обучения пересказу детей 3—4 лет

1.Воспроизведение воспитателем хорошо знакомых сказок, построенных на
повторе действий.
2. Запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности? Настольного или кукольного театра.
3. Повторение ребенком за воспитателем каждого предложения из теста или 1-2слов из предложения.

Методика обучения пересказу детей 4—6 лет:

1.Вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме.
2.Выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание
3.Беседа по содержанию и форме текста
4.Составление плана пересказа.

План бывает устным, картинным, картинно-словесным и символическим. В средней и старшей группах план составляется.
воспитателем вместе с детьми, в подготовительной группе — детьми.
5.  Повторное чтение текста с установкой на запоминание.
6. Пересказ текста детьми.
7. Оценка детского пересказа В средней и старшей группах дает воспитатель
вместе с детьми, в подготовительной группе — дети.

Короткий текст пересказывается полностью, длинный — по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:
— из нескольких текстов дети выбирают один, по желанию
— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии
— драматизация детьми литературного произведения.

32. Назовите приемы словарной работы.

-Экскурсии

 -Рассматривание и обследование предметов
-Наблюдение
-Называние (или образец произношения) нового или трудного слова
-Называние, сопровождаемое показом объекта
-Называние, сопровождаемое толкованием
-Включение слова в предложение
-Повторение (неоднократное) слова воспитателем, отдельными детьми, хором в течение занятия.
-Объяснение происхождения слова (старшие группы)
-Вопрос
-Игровые упражнения в подборе слов
-Дидактические игры
-Словесные игры на классификацию предметов
-Загадки
-Сравнение предметов

33.Назовите методы и приемы обучения детей грамматически правильной речи.
-Игровые упражнения.
- Дидактические игры.
- Словесные упражнения.
- Сюжетный дидактический рассказ.
- Игровые персонажи при повторении материала.
- Образец речи педагога.
- Сравнение.
- Сопряженная речь.
- Исправление.
- Подсказывающие вопросы — загадки.

(По окончании игры происходит подсчет медалей, обмен их на ордена,
определение победителя)

Молодцы. Итак, «Педагогом премудрым» стала ....... ............ Поздравляем!
(вручаем грамоту).

Игра показала ваши знания по методике развития речи детей дошкольного
возраста.
 

Подготовили и провели: учитель-логопед Нестерова И.Н. и учитель-логопед Ерошина М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...

Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста

Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей....

Мастер - класс подвижной игры на речевое развитие детей дошкольного возраста

Рече.вые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.Задачи:упражнять детей в беге, отрабатывать умение сохранять направление движения, при этом, не сталкиваясь друг с...

Дидактические игры в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится играм. В игровой деятельности старших дошкольников существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, ре...

Деловая игра «Умники и умницы» по теме «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»

Презентация к деловой игре для педагогов   «Умники и умницы»по теме «Методика речевого развития детей дошкольного возраста»...