Деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
методическая разработка

Для совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста была проведена деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_poznavatelno-rechevoe_razvitie.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи и познавательных способностей детей;

2) развивать умения проектировать, конструировать процессы познания и развития речи дошкольников;

3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Подготовка.

Изучение научно-методической литературы по проблеме «Познавательно-речевое развитие дошкольников».

Домашнее задание: для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развития познавательных способностей и связной речи у детей.

Ход

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу провести вместе с вами деловую игру по теме «Познавательно-речевое развитие дошкольников». 

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильней у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

А что такое речь?

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Как вы думаете, влияет ли речь воспитателя на эффективность развития речи у детей?

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем.

Не умея мыслить критически, дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.

1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.

2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

А сейчас я хочу предложить Вам поиграть в деловую игру, но напомнить правила:

  1. Уметь слушать других.
  2. Вырабатывать общее решение вопроса.
  3. Принимать активное участие в игре.
  4. Не оспаривать оценку жюри.
  5. Соблюдать культуру речи и тактичность.
  6. Придерживаться регламента.

1 ЧАСТЬ

Разминка

В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Они обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов. Используя их в своей речи, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.

Вопросы – задания даются по очереди каждой группе. За каждый быстрый и правильный ответ начисляется один балл.

Замените предложения пословицей (кто быстрее).

- Учись всю жизнь (век живи, век учись).

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

- Не болтай (держи язык за зубами).

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

«Переведите» пословицы на русский язык

  • Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
    /яблоко от яблони недалеко падает/
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
    /шила в мешке не утаишь/
  • Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
    /в тихом омуте черти водятся/
  • Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
    /Слова - серебро, а молчание - золото/
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
    /Язык до Киева доведет/
  • Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
    /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

- Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

- Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

- Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

- В тесноте, да не в обиде. (Теремок. Рукавичка)

- Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

- Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

2 ЧАСТЬ

Деловая игра «Что, когда и почему?»

1)Вопросы:

- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра)

- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, среда, наследственность)

2) Ведущий предлагает командам выбрать лист с вопросом для каждой команды. Время для обсуждения – 2-3 минуты.

Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог со сверстником приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)

Перечислите функции речи старшего дошкольника. (1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. 2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. 3. Речь – как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д. 4. Речь – как область объективных отношений, которые познает ребенок.)

Назовите главные задачи познавательного развития. (Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.).

3 ЧАСТЬ

Дискуссия с элементами практикума

«Формулировка правил к проведению занятий познавательно-речевого вида с детьми»

        Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой «Пять правил к проведению занятий с детьми»

Последующие задания:

Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.

Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи. Время для обсуждения – 2-3 минуты.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

1. Занятие – это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.

2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.

3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.

4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.

5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

4 ЧАСТЬ

Скороговорки

Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке» 

Для третьей команды: «Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить» (Чеботарь – сапожник)

Конкурс «Времена года» проводится поочередно

Стихотворения о временах года. Участникам команд предлагаются пейзажные картинки. На них изображены зима, лето, весна, осень. Команды должны вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше).

Блиц – опрос

Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной:

Коротка ночь до зари, коли много работы» (Долог день до вечера, когда делать нечего)

2Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)

У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)

Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)

Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)

Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)

5 ЧАСТЬ (если останется время)

         Сказка является мощным средством для речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость. Милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.

        Такое задание развивает у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.

        

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.

3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.   Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

        

Дорогие педагоги, предлагаю каждому участнику деловой игры небольшую брошюру.

Старший воспитатель МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Пищулина Л.Л.

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая  игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников» разработана для старших воспитателей...

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  ...

Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Деловая игра: «Повышение качества познавательно-речевого развития дошкольников путем совершенствования работы по развитию элементарных математических представлений»

Предлагаемый материал поможет провести педагогический совет с педагогами ДОУ в форме деловой игры и повысить компетентность педагогов в данном вопросе...

Деловая игра для педагогов: «Развитие речи - важная составляющая развития дошкольников».

Цель игры: развитие коммуникативных качеств педагогов.Задачи:активизация знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей;формирование педагогической компетентности педагогов в облас...

Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ  ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...