Консультация Развитие связной речи детей через использование приёма моделирования.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Поликарпова Лариса Анатольевна

Развитие связной речи детей

через использование приёма моделирования.

 

«Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам —

он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету» 

К.Д. Ушинский
 

   Как следствие нарушений всех компонентов речи ребенка недостаточно развивается навык связной речи. Повысить эффективность коррекционной работы позволяет использование приема наглядного моделирования. Модели связных высказываний являются планом их построения и состоят из картинных и символических элементов.

   Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

    Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

   Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования.

   В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

   Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Какие же существуют элементы модели?

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

   В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – ёлочка, жёлтый кружок – солнышко и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

   Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

 Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

   Вы дома можете самостоятельно зарисовать какой-нибудь рассказ, сказку, стихотворение, событие из жизни ребёнка, загадку или распечатать данный материал с интернет ресурсов:

   Для детей старшего возраста, постепенно уменьшаем опору на модель. Приемы работы  по использованию моделирования подскажет вам педагог учреждения дошкольного образования, но я дала вам подсказку, а ваше воображение с малышом помогут создать вам интересные схемы пересказов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок. Это позволит повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, а такжевызовет интерес к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

   Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, что является залогом развития умственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_modelirovanie.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Развитие связной речи детей

через использование приёма моделирования.

 «Учите ребенка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам —

он будет долго напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит их на лету» 

К.Д. 
Ушинский
 

   Как следствие нарушений всех компонентов речи ребенка недостаточно развивается навык связной речи. Повысить эффективность коррекционной работы позволяет использование приема наглядного моделирования. Модели связных высказываний являются планом их построения и состоят из картинных и символических элементов.

   Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
  • уровень информативности высказывания очень низкий.

    Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

   Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования.

   В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.

   Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Какие же существуют элементы модели?

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

   В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – ёлочка, жёлтый кружок – солнышко и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

   Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

 Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

   Вы дома можете самостоятельно зарисовать какой-нибудь рассказ, сказку, стихотворение, событие из жизни ребёнка, загадку или распечатать данный материал с интернет ресурсов:

   Для детей старшего возраста, постепенно уменьшаем опору на модель. Приемы работы  по использованию моделирования подскажет вам педагог учреждения дошкольного образования, но я дала вам подсказку, а ваше воображение с малышом помогут создать вам интересные схемы пересказов, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок. Это позволит повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, а такжевызовет интерес к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

   Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, что является залогом развития умственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи детей через использование приёма наглядного моделирования"

Уважаемые коллеги, предлагаю вам презентацию по развитию речи с использованием мнемотехники. Актуальность презентации: наглядное моделирование облегчает  детям овладение связной речью, так к...

Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"

Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...

Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования.

Обобщенные модели работают в четырех направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. При этом занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием моделей, ...

Развитие связной речи детей через использование мнемотехнических приемов

Развитие связной речи детей через использование мнемотехнических приемов...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".

Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...