Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

 В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. У ребенка недостаточно развита планирующая функция речи.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта.
  • развития замыслов-идей будущего высказывания.
  • Логической передачи последовательности событий.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx103.68 КБ
Файл modelirovanie.docx103.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного  моделирования

Серебренникова Татьяна Петровна

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

 В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. У ребенка недостаточно развита планирующая функция речи.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта.
  • развития замыслов-идей будущего высказывания.
  • Логической передачи последовательности событий.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.д.)

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Описание: C:\Users\My\Desktop\Снимок.JPG котёнок.JPG

В данном виде пересказа использованы силуэтные изображения животных, пиктограммы, контуры геометрических фигур в качестве заместителей реальных предметов. Контуры реальных предметов.

Графический план помогает ребёнку выстроить логически последовательное высказывание. Облегчает выбор лексических средств, помогает грамматически правильно составить предложения.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

Рассказ по сюжетной картине

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Фрагментарное рассказывание по сюжетной картине.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/314076/img3.jpg

Творческий рассказ

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  • угадывание эпизода по демонстрации действия;
  • рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

  • ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
  • логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  • конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  • ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Зимняя сказка”;
  • и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Описание: C:\Users\My\Desktop\Снимок.JPG путешествие.JPG

 Самостоятельный рассказ-один из наиболее сложных видов связной речи. Ребёнок должен иметь достаточно высокий словарный запас и уметь правильно грамматически оформлять своё высказывание. Как правило, над этим видом связной речи логопед работает в подготовительной группе. Примером может быть составление рассказа по мотивам любого детского произведения с последовательной структурой событий. Например, по мотивам рассказа Бианки «Путешествие муравьишки». Использование ребусов, пиктограмм, сенсорных знаков мотивируют ребенка, пробуждают его фантазию, стремление придумывать новые события, новых героев.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного  моделирования

Серебренникова Татьяна Петровна

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

 В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. У ребенка недостаточно развита планирующая функция речи.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить приём наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

  • самостоятельного анализа ситуации или объекта.
  • развития замыслов-идей будущего высказывания.
  • Логической передачи последовательности событий.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Элементы модели

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.д.)

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, позволил выделить некоторые эффективные приемы наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Описание: C:\Users\My\Desktop\Снимок.JPG котёнок.JPG

В данном виде пересказа использованы силуэтные изображения животных, пиктограммы, контуры геометрических фигур в качестве заместителей реальных предметов. Контуры реальных предметов.

Графический план помогает ребёнку выстроить логически последовательное высказывание. Облегчает выбор лексических средств, помогает грамматически правильно составить предложения.

Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
  • формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
  • передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,

Рассказ по сюжетной картине

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Фрагментарное рассказывание по сюжетной картине.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать прием фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.  Работа над каждым из фрагментов проходит аналогично работе по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета прямоугольника, который они открывают первым.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/314076/img3.jpg

Творческий рассказ

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Это умение противоположно навыку составления пересказов. Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие:

  • угадывание эпизода по демонстрации действия;
  • рассказывание по демонстрации действия взрослым;

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

  • ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается логопедом;
  • логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  • конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  • ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, логопедом задается тема рассказа: например, “Зимняя сказка”;
  • и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Описание: C:\Users\My\Desktop\Снимок.JPG путешествие.JPG

 Самостоятельный рассказ-один из наиболее сложных видов связной речи. Ребёнок должен иметь достаточно высокий словарный запас и уметь правильно грамматически оформлять своё высказывание. Как правило, над этим видом связной речи логопед работает в подготовительной группе. Примером может быть составление рассказа по мотивам любого детского произведения с последовательной структурой событий. Например, по мотивам рассказа Бианки «Путешествие муравьишки». Использование ребусов, пиктограмм, сенсорных знаков мотивируют ребенка, пробуждают его фантазию, стремление придумывать новые события, новых героев.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»

Формирование связной речи дошкольников  при использовании заместителей....

Презентация проекта «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники»

В данной презентации проект  «Логопедические технологии формирования связной речи дошкольников с ОНР с использованием методов мнемотехники», защищенный на конференции для слушателей курсов повыше...

Формирование связной речи дошкольников с использованием фольклора

Формирование связной речи дошкольников с использованием форльклора...

Развития связной речи дошкольников с использованием наглядного моделирования метода пиктограмм.

laquo;Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает» Р. Эмерсон. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и нап...

Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...

Развитие связной речи дошкольников с использованием метода наглядного моделирования.

Данный доклад об использовании метода наглядного моделирования как одного из приемов развития связной речи....

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы...