"Дикие животные Дальневосточной тайги"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Бувака Марина Владимировна

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи, который в игровой форме поможет уточнить и расширить словарь  детей по теме: "Дикие животные Дальневосточной тайги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_dalnevostochnoy_taygi.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Дикие животные Дальневосточной тайги»

Цель: Уточнить  и расширить  словарь по теме: «Дикие животные  Дальневосточной тайги»

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательный рассказ  о диком животном, опираясь на схему, предложенную воспитателем.
  • Продолжать учить образовывать названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса  - ок.
  • Совершенствовать диалогическую речь, зрительное  восприятие и внимание.
  • Воспитывать  нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

Оборудование и материал: мольберт, магнитная доска, иллюстрации тайги, силуэтное изображение ели, диких животных и их детенышей, схемы описания тигра.

Ход занятия

1.Организационный момент

- Добрый день, ребята! Проходите и занимайте места рядом со своими стульчиками. Сегодня у нас с вами не обычное занятие, а занятие – путешествие. Но куда мы отправимся, вы узнаете после того, как прослушаете стихотворение.

 Осень в тайге  
Ранняя осень прекрасна в тайге, 
По небу плывут облака налегке, 
Пылают осины багряной листвой, 
Кроны берез в теплоте золотой. 
Шиповник колючий из чащи глядит, 
Горящими углями ягод манит. 
Над сонным болотом парит росный дым, 
Рассыпана клюква по кочкам седым, 
Рдеет брусника в душистой траве, 
Гриб боровик притаился в листве. 
Желтеют опята веселой гурьбой, 
Все в конопушках, как детки весной. 
Там из-за ели рябина глядит, 
Красными гроздьями глаз веселит. 
Радует душу воздух лесной, 
В сердце вливая мир и покой. 
Вечно бродил бы по чаще лесной, 
Опавшие листья сгребая ногой.

                                                         (Нина Охотина)

- Вы прослушали стихотворение, понравилось оно вам? (Да)

  -  Итак, куда мы отправляемся? (Ответы детей)

- Правильно! Ребята, в Африке – пустыня, в Казахстане – степи, на Кавказе – горы, а на Дальнем Востоке… (тайга).

Основная часть

Игра «На просторах тайги».

- Вот мы и в тайге. (На доске изображение тайга, посередине находится ель). Посмотрите, ребята, в тайге стоит ель. А кто это спрятался за елью? (Из-за ели видны различные части тела животных тайги). 

- Ваша задача отгадать, какое животное прячется за елью. Если вы отгадаете животное, то оно выйдет к вам. Составьте предложения со словом значит. (Ответы детей сопровождаются появлением животных из-за ели).

1-й ребенок. Я вижу оленьи рога, значит за елью прячется олень.

2-й ребенок. Я вижу лисий хвост, значит за елью прячется лиса.

3-й ребенок. Я вижу заячьи уши, значит за елью прячется заяц.

4-й ребенок. Я вижу медвежьи лапы, значит за елью прячется медведь.

5-й ребенок…..

- Молодцы. Вы угадали, кто спрятался за елью и к нам вышли животные нашей тайги: олень, лиса, заяц-беляк, медведь и т.д. Но почему-то животные грустные. Ребята, давайте узнаем, что с ними случилось. Ой, а на сугробе что-то написано. Кто сможет прочитать?

Дети (читают). «Где наши дети?».

Игра «Чей детеныш?».

- Ребята, кажется, у животных потерялись детеныши. Для того, чтобы их найти, мы должны вспомнить как они называются.

Дети: Олененок, лисенок, зайчонок и медвежонок, и т.д. (Называние детенышей сопровождается их появлением).

-  Молодцы! Вы правильно назвали всех детенышей и они вернулись к своим родителям.  

Игра «Покорми животное».

- Ребята, смотрите, детеныши хотят кушать, а у их родителей вокруг ничего нет кроме снега. Давайте поможем им накормить своих деток. Но для этого вам надо выполнить задание. Если вы выполните его правильно, у животных появится еда.

-  Скажите, чем мы накормим медведя и медвежонка?

( Медведя и медвежонка накормим рыбой).

-  Правильно. Чем накормим  оленя и олененка?

(Оленя и олененка накормим ягелем).

- Правильно. Чем накормим тигра и тигренка?

(Тигра и тигренка накормим мясом).

- Правильно. Чем накормим лису и лисенка?

(Лису и лисенка тоже накормим мясом).

-  Молодцы. Чем накормим зайца и зайчонка?

(Зайца и зайчонка накормим корой)

-  Все правильно, ребята. И с этим заданием вы справились. Ну вот, все животные поели и теперь хотят поиграть с вами. Давайте немного подвигаемся.

Физкультминутка.

Дети выполняют движения по ходу текста.

У оленя дом большой…

Он глядит в своё окошко.

Зайка по лесу бежит,

В дверь к нему стучится.

Тук – тук!

Дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

Зайка, зайка, забегай,

Лапу мне давай.

Составление рассказа о животном.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое животное царь в Дальневосточной тайге? (Тигр)

- Правильно. Это амурский тигр. Давайте сейчас составим рассказ об этом замечательном животном по плану:

  • Как называется животное?
  • Оно дикое или домашнее?
  • Хищное ли оно?
  • Чем питается?
  • Какого оно размера?
  • Чем покрыто его тело?
  • Как называется его детеныши?
  • Как называется мама детенышей?

(Это амурский тигр. Амурский тигр – это дикое животное. Тигр хищное животное. Он питается мясом. Уссурийский тигр – довольно крупное животное. Тело его покрыто густой шерстью. Его детеныши – тигрята, а мама у тигрят называется – тигрица)

-  Молодцы, ребята. Вы составили очень красивый и подробный рассказ о главном жителе нашей тайги.

3. Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам наше занятие-путешествие?  Вам было интересно? Где мы путешествовали? (Ответы детей)

- О каких ещё животных мы говорили? Как назвать всех животных, которые живут в тайге? (Ответы детей)

В заключении послушайте такое стихотворение

У природы бесполезных нет,

Все в лесу родном полезны и любимы,

И природу нашу охранять,      

Несомненно, дружно все должны мы.

И тогда, наверняка,  

Будут жить в тайге всегда

Олененок и тигренок, и мышонок.

Будет каждому еда,

И жилище и вода,  

И зверями лес наш будет полон.                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Животные севера, тайги и жарких стран»

Конспект НОД  на тему:«Животные севера, тайги и жарких стран»(с использованием ИКТ)область «Познавательное развитие»...

Интегрированная образовательная деятельность с инструктором по физ. развитию "Дикие животные нашей тайги"

Конспект интегрированной образовательной деятельности по образовательным областям речевое развитие и физическая культура для детей подготовительной к школе группы....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ЭОР «Дикие животные сибирской тайги» Старший дошкольный возраст

Пояснительная записка: технологическая карта данного занятия составлена для проведения Детского совета, организации работы в центрах детской активности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках ...