Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».
Развитие фонематического слуха.
Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).
Звуковой анализ, составление схемы предложения.
Деление слов на слоги.
Составление предложений по предметным картинкам.
Совершенствование навыков чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_zvuk_i_bukva_r.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Краснологская средняя общеобразовательная школа
структурное подразделение »Детский сад»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы
Тема: «Звук и буква Р»
Подготовила воспитатель:
Муравлева И.А.
с.Красный Лог.2016г
Цели
1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».
2. Развитие фонематического слуха.
3.Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).
4. Звуковой анализ, составление схемы предложения.
5. Деление слов на слоги.
6. Составление предложений по предметным картинкам.
7. Совершенствование навыков чтения;
Задачи
- Автоматизация звука Р в речи.
- Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
- Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
- Развитие воображения, навыков конструирования.
- Закрепление навыков фонемного анализа слова.
- Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
- Закрепление категорий падежных окончаний.
- Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.
Оборудование.
- Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
- Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
- Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
- Магнитная доска.
- Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
- Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие наш старый знакомый угадали правильно ежик Ёжик сказал мне на ушко по секрету что он никогда не бывал в зоопарке
Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! И все показать нашему ежику какой он зоопарк, согласны? И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите , какой звук встречается в ней чаще всего.
Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.
Воспитатель- А сейчас предлагаю вместе сделать пальчиковую гимнастику про «Пальцы дружная семья»
Пальцы дружная семья,
Друг без друга нам нельзя.
Вот большой, а это средней,
Безымянный и последний наш мизинец –малышок.
Указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
Воспитатель- Ёжик предлагает нам вмести, с ним сделать артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался:
Артикуляционная гимнастика, скороговорка
Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула
.
Лексическая игра «Назови слово»
Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.
Артикуляция звука «Р»
При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!
Артикуляционно-акустический образ звука.
РРРР…… .
Воспитатель - Ребята, что это рычит?
Дети: - Это рычит мотор машины.
Воспитатель- Да, это рычит мотор машины.
- Давайте, мы с вами заведем мотор машины.
Дети: – РРРРР….
- губки и зубки разомкнуты;
- язычок за верхними зубками, дрожит.
- воздух вырывается маленькими порциями.
Воспитатель- Давайте, мы дадим характеристику звука «Р».
- Звук «Р», какой?
Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.
Воспитатель - А ,какой буквой обозначается звук «Р.» (находят среди букв).
Слоговые дорожки:
Фонематический слух:
(хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)
а) на уровне ряда звуков:
Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р
б) на уровне ряда слогов:
РА - ЛО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РЫ - КО - АР
в) на уровне слов:
батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.
Дети: Звук Р.
Воспитатель: Да, это звук Р.
А теперь давайте сделаем маленькую разминку ,покажем ёжику что мы умеем делать
Давайте встанем полукругом.
(Воспитатель обращается по очереди к каждому ребенку)
Скажи радостно РА-РА-РА
грустно РУ-РУ-РУ
удивленно РЭ-РЭ-РЭ
грозно РЫ-РЫ-РЫ
хитро РО-РО-РО
А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ) столько раз, сколько я хлопну.
Отлично! Отлично справились со своими заданиями! Посмотрите нашему гостю очень нравится. Давайте продолжим!
Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.
- Ну и кошка,
Вот так кошка!
Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки
На ушах по кисточке. (Рысь)
- Он зубаст, но очень добр,
Детям хатку строит …….(Бобр)
- Он слеп, но без проводника
Всегда выходит к цели.
Он без лопаты и совка
Умеет рыть туннели.
Перекопал и лес, и сад
Под яблоней, под вишней.
А может быть, он ищет клад
Какой-нибудь давнишний? (Крот)
- У него в полоску спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла …… (Бурундук)
(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).
.
Воспитатель: Прекрасно вы справились и с этим заданием.
(Дети садятся на стульчики).
А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов. На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте себе картинку с животным.
Мы пошли в зоопарк,
увидели там кого? …… зебру (тигра, верблюда)
мы очень довольны кем? ….зеброй (тигром, верблюдом)
подошли к кому? ……… к зебре (тигру, верблюду)
расскажем о ком? ….. о зебре (о тигре, о верблюде).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня!
Воспитатель: Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:
Раз, два, дружно встанем Ходьба на месте
Руки прямо мы поставим Руки – перед собой
Три, четыре – разведем Руки – в стороны
Заниматься мы начнем Наклониться,
правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой
На носочки мы присели Сесть на носочки
Вправо, влево посмотрели Повернуть голову направо, налево
И, как птички, полетели! Разбежаться в стороны
Воспитатель: Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете, как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.
Дети рисуют.
Вот как весело и незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Как вы думаете ёжику понравился наш поход в зоопарк давайте пожелаем ему удачи и хорошего настроения! Пока, Пока!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательной деятельность по развитию речи с детьми старшей группы по теме «Домашние животные».(конспект)
Цель: Расширить и обобщить знания детей о домашних животных...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы «Моя семья»
Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. ...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы и их родителями Викторина “В гостях у сказки”
Досуг для детей старшегоовзраста и их родителей, главной целью которого является развитие интереса к сказкам и приобщение родителей к семейному чтению...
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик&r...
Занятие непосредственно-образовательной деятельностью по развитию речи с детьми старшей группы «Как появилась профессия - почтальон»
Занятие непосредственно-образовательной деятельностью по развитию речи с детьми старшей группы «Как появилась профессия - почтальон».Цельознакомление с историей возникновения професс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.
Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ З ]- [ Ж ]»...