Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Муравлева Ирина Андреевна

Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».

 Развитие фонематического слуха.

Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).

Звуковой анализ, составление схемы предложения.

Деление слов на слоги.        

 Составление предложений по предметным картинкам.

Совершенствование навыков чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi_zvuk_i_bukva_r.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Краснологская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение »Детский сад»

Конспект организованной образовательной деятельности                                                  по  развитию речи  с детьми старшей группы

Тема:  «Звук и буква Р»

                                                                                                                    Подготовила    воспитатель:

Муравлева И.А.

с.Красный Лог.2016г

Цели

 1.Закрепление навыков произношение и характеристика звука «Р».

           2. Развитие фонематического слуха.

          3.Определение места звука «Р» в словах (начало, конец).

          4. Звуковой анализ, составление схемы предложения.

          5. Деление слов на слоги.        

          6. Составление предложений по предметным картинкам.

    7. Совершенствование навыков чтения;

 Задачи

  1. Автоматизация  звука Р в речи.
  2. Развитие слуховой памяти и слухового внимания.
  3. Развитие интонационной стороны речи и речевого дыхания.
  4. Развитие воображения, навыков конструирования.
  5. Закрепление навыков фонемного анализа слова.
  6. Закрепление навыков ориентации в двухмерном пространстве.
  7. Закрепление категорий падежных окончаний.
  8. Развитие навыков воспроизведения последовательности разных движений с речевым сопровождением.

Оборудование.

  • Большие картинки с изображением животных жарких стран (жираф, зебра, верблюд, носорог).
  • Маленькие картинки с изображением животных (бурундук, крот, бобр, рысь, крокодил, кенгуру, тигр).
  • Воздушные шарики, скотчем приклеенные к трубочкам для коктейлей.
  • Магнитная доска.
  • Три схемы слова (звук находится в начале, в середине и в конце слова).
  • Физкультурное оборудование (мягкий модуль, стойки, обручи).

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие наш старый знакомый  угадали правильно ежик Ёжик сказал мне на ушко по секрету что он никогда не бывал в зоопарке

Сегодня я предлагаю вам пойти на прогулку в зоопарк! И все показать нашему ежику какой он зоопарк, согласны?  И нас будет сопровождать в прогулке один звук, который для всех вас уже является другом. Послушайте скороговорку и скажите , какой звук встречается в ней чаще всего.

   Спит сурок в просторной норке,

   У сурка нора на горке.

Воспитатель- А сейчас предлагаю  вместе     сделать пальчиковую гимнастику про «Пальцы дружная семья»

 Пальцы дружная семья,

Друг без друга нам нельзя.

Вот большой, а это средней,

Безымянный и последний наш мизинец –малышок.

     Указательный забыли

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять и движенья выполнять.

Воспитатель- Ёжик предлагает  нам вмести,  с ним сделать артикуляционную гимнастику, для того, чтобы наш язычок нас слушался: 

 Артикуляционная гимнастика, скороговорка

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула

.

Лексическая игра «Назови слово»

Интонационное выделение звука Р в словах. Воспитатель дает образец произношения слов: ррак, морроженое, самоварр и др. (картинка «Предметы на звук Р») Дети называют слова, выделяя звук: ррама, моторр, горра, маррка, кррыша и др. за каждое названное слово ребенок поощряется фишками.

Артикуляция звука «Р»

При произношении звука Р язык находится за верхними зубами. Он широкий. Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Улыбнитесь!

Артикуляционно-акустический образ звука.

           РРРР…… .

Воспитатель - Ребята, что это рычит?

Дети: - Это рычит  мотор машины.

Воспитатель- Да, это рычит  мотор машины.

      - Давайте, мы с вами заведем мотор машины.

Дети:  – РРРРР….

   - губки и зубки разомкнуты; 

   - язычок за верхними зубками, дрожит.

            -  воздух вырывается маленькими порциями. 

Воспитатель- Давайте, мы дадим характеристику звука «Р».

       - Звук «Р»,  какой?

Дети: - согласный, твердый, звонкий, обозначается, синим цветом.

Воспитатель - А ,какой буквой обозначается звук «Р.» (находят среди букв).

Слоговые дорожки:

Фонематический слух:

(хлопни в ладоши когда услышишь звук «Р»)

а) на уровне ряда звуков:

Р Н Г Р З Р В Р Д Р Ж М Р

б) на уровне ряда слогов:

РА - ЛО – РУ – МЫ – ОР – ВА – РЫ - КО - АР

в) на уровне слов:

батон, рысь, груша, молоток, лук, пирамидка, стакан.

Дети: Звук Р.

 Воспитатель: Да, это звук Р.

А теперь давайте сделаем маленькую разминку ,покажем ёжику что мы умеем делать

Давайте встанем полукругом.

(Воспитатель обращается по очереди к каждому ребенку)

Скажи  радостно   РА-РА-РА      

             грустно      РУ-РУ-РУ      

             удивленно  РЭ-РЭ-РЭ      

             грозно        РЫ-РЫ-РЫ    

             хитро        РО-РО-РО    

А теперь скажите слог ДРА (ДРО, ДРУ, ДРЫ, ДРЭ)  столько раз, сколько я хлопну.

Отлично! Отлично справились со своими заданиями! Посмотрите нашему гостю очень нравится. Давайте продолжим!

 Присядьте на ковер, а я загадаю вам загадки.

  • Ну и кошка,

Вот так кошка!

Даже страх берет немножко.
И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь)

  • Он зубаст, но очень добр,

Детям хатку строит …….(Бобр)

  • Он слеп, но без проводника

Всегда выходит к цели.

Он без лопаты и совка

Умеет рыть туннели.

Перекопал и лес, и сад

Под яблоней, под вишней.

А может быть, он ищет клад

Какой-нибудь давнишний? (Крот)

  • У него в полоску спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как  в сундук,

Прячет в дупла …… (Бурундук)

(После ответов детей логопед достает картинки с животными. Картинки прикрепляются на магнитной доске).

.

Воспитатель: Прекрасно вы справились и с этим заданием.

(Дети  садятся на стульчики).

А сейчас давайте посмотрим на доску. Вы видите там схемы слов.  На схемах отмечено где находится звук Р в начале, середине  или конце слова. У нас есть картинки с изображением животных. Сейчас вы по очереди подойдете к столу, возьмете картинку с изображением животного, громко  скажете название животного и подумаете где в этом слове находится звук Р (в начале, середине или в конце слова) и  прикрепите свою картинку около соответствующей схемы.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте мы составим небольшой рассказ о наших животных. Выбирайте  себе картинку с животным.

 Мы пошли в зоопарк,

увидели там кого? …… зебру (тигра, верблюда)

мы очень довольны кем?  ….зеброй (тигром, верблюдом)

подошли к кому? ……… к зебре (тигру, верблюду)

расскажем о ком? ….. о зебре (о тигре, о верблюде).

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Отлично поработали сегодня!

Воспитатель: Ребята, встаньте так, чтобы никто никому не мешал и повторяйте за мной:

Раз, два, дружно встанем                           Ходьба  на месте

Руки прямо мы поставим                           Руки – перед собой

Три, четыре – разведем                               Руки – в стороны

Заниматься  мы начнем                               Наклониться,

правой рукой дотронуться до левой ноги, левой рукой – до правой

На носочки мы присели                     Сесть на носочки

Вправо, влево посмотрели             Повернуть голову направо,       налево

И, как птички, полетели!                    Разбежаться в стороны

 Воспитатель:  Как здорово у вас получается! Ребята, а вы знаете,  как выглядит буква Р. Нарисуйте, пожалуйста, ее в воздухе.

Дети рисуют.

Вот как весело и  незаметно прошло наше занятие! Вы отлично сегодня потрудились! Как вы думаете ёжику понравился  наш поход в зоопарк давайте пожелаем ему  удачи и хорошего настроения! Пока, Пока!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы «Моя семья»

Обогащать духовный мир детей. Воспитывать культуру общения. С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. ...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы и их родителями Викторина “В гостях у сказки”

Досуг для детей старшегоовзраста и их родителей, главной целью которого является развитие интереса к сказкам и приобщение родителей к семейному чтению...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы.

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект организованной образовательной деятельности по  развитию речи  с детьми старшей группы общеразвивающей направленности. Тема: «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик&r...

Занятие непосредственно-образовательной деятельностью по развитию речи с детьми старшей группы «Как появилась профессия - почтальон»

Занятие непосредственно-образовательной деятельностью по развитию речи с детьми старшей группы «Как появилась профессия - почтальон».Цельознакомление с историей возникновения професс...