Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания
статья по развитию речи на тему

Канунникова Ирина Михайловна

в данной статье рассматривается вопрос о развитии связной речи ребенка с использованием метода моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kanunnikova.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания

 для развития речи детей дошкольного возраста

Канунникова Ирина Михайловна, воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 33 «Радуга»

город Губкин Белгородской области

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Авторы данной работы предлагают применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которое оказало влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: связная речь, словарный запас, грамматический строй, схемы и знаковые модели, моделирование.

В контексте Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) возникает необходимость использования в работе по обучению старших дошкольников рассказыванию – схем и знаковых моделей, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память, мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активность ребенка.

Актуальность использования схем и знаковых моделей в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, дети дошкольного возраста учатся выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

О.С. Ушакова рассматривала язык и речь «как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций».

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Исследованиями Н. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и др.  установлено, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению, установлению отношений между условными заместителями. Это составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования, моделирования и схематизации.

Ребенок с детских лет привыкает говорить о том, что видит перед собой непосредственно, мыслит образно, конкретно. Использование богатой зрительной памяти дошкольников - залог успешного обучения на любом   возрастном уровне. Именно это положено В. Ф. Шаталовым, педагогом-новатором, в основу технологии интенсификации обучения на основе знаковых и схемных моделей учебного материала, который разработал и воплотил на практике систему учебной деятельности, обеспечивающей достаточно полную и всеобщую активность на уроке [16, с.35].

        На основе этой технологии были выделены основные критерии обучения рассказыванию средствами схем и знаковых моделей:

  • использование в процессе обучения рассказыванию опорных сигналов и опорных конспектов;
  • новые формы контроля знаний дошкольников;
  • организация самоуправления образовательным процессом;
  • многократное вариативное циклическое повторение;
  • создание  психологически комфортного фона обучения.

Обучение рассказыванию - это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов [1, с.147].

Опорный сигнал – это ассоциативный символ (знак, слово, рисунок и  т.п.), замещающий некое смысловое значение [4, с.43].

Опорный конспект – это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Опорный конспект выстраивается из опорных сигналов, как из  кирпичиков [4, с.45].

 Основными принципами составления опорного конспекта, согласно В.Ф. Шаталову, являются::

  • лаконичность;
  • структурность;
  • смысловой акцент;
  • оригинальное расположение опорных сигналов;
  • ассоциативность;
  • цветовая наглядность и образность [4, с.78].

        При овладении навыками работы с опорными сигналами, прежде всего, необходимо было помочь восприятию дошкольников не словами, а структурированием рисунка. Поэтому каждая фраза, раскрывающая содержание отдельного задания могла быть зафиксирована в виде знаков, схем или рисунка. Именно эти образы и применялись для восприятия, усвоения и переработки информации.

          В структуру действий дошкольников со знаковыми и схемными моделями входят:

  • замещение (перенос значения с одного предмета на другой);
  • удержание значений нескольких заместителей;
  • установление отношений между ними;
  • использование при решении поставленных задач;  
  • контроль за правильностью выполнения.

В соответствии с ФГОС ДО «решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

В работе с детьми по развитию связной речи с использованием схем и знаковых моделей были поставлены следующие задачи:

  1. Учить детей замещать реальные предметы схематично изображенными.
  2. Учить последовательности рассказывания.
  3. Развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление, воображение.
  4. Развивать графические навыки, навыки пространственной ориентировки на листе бумаги, мелкую моторику рук.

Планируя работу, руководствовались следующими педагогическими идеями:

  • идея сотрудничества (дети – педагог - родители);
  • идея гуманности обучения;
  • идея опережающего развития;
  • идея дифференцированного подхода;
  • идея личностно - ориентированного взаимодействия с дошкольниками.                                      

Для реализации поставленных задач были подобраны приемлемые для детей дошкольного возраста средства выражения: рисунки, цвет, размер, форма, условные знаки, буквы, схемы.

Младшим дошкольникам на начальном этапе работы было необходимо обогатить словарь детей, так как по итогам диагностики он был беден. И основное внимание в словарной работе было уделено накоплению и обогащению словаря на основе знаний, и представлений из окружающей жизни ребенка, активизация разных частей речи: имен существительных, глаголов, прилагательных и наречий.

Детям было показано, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для  этого учили их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это?, кто это?, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать?). такое обучение проводилось в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».

Нами были разработаны и внедрены простейшие опорные сигналы с близким данному возрасту значением: солнышко, домики - большой и маленький, дерево, тучка, дождик, предметы одежды и др..

С детьми 4-5 лет работа строилась на обучении детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В данное время дети перенасыщены информацией, поэтому чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим, применение схем и знаковых моделей предусматривалось усложнением опорных сигналов. В формировании грамматической правильности, связности речи – это опорные сигналы, обозначающие цвет, форму, размер, вкус и др.; в расширении словарного запаса – опорные сигналы тихо-громко, веселый-грустный, домашнее-дикое, грустный, потому что… и т.д.;   в освоении звуковой культуры речи - опорные сигналы, указывающие на положение языка, артикуляция губ, состояние голоса.

С детьми старшего дошкольного возраста был проведен цикл занятий на основе схемно-знаковой модели обучения, в которых основное содержание программных задач реализовали в непосредственно образовательной деятельности.

Работа по формированию предложно-падежных конструкций осуществлялась в процессе понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, развития связной речи.  

Надо отметить, что работа по формированию графических навыков осуществлялась во всех видах деятельности: непосредственно образовательной деятельности, в свободное от занятий время. Успешное овладение старшими дошкольниками графическими навыками представления информации позволило работать с открытой перспективой - созданием творческих опорных конспектов.

Таким образом, работая на основе применения знаковых и схемных моделей обучения, можно сделать вывод, что она:

  • помогает развивать все виды связной речи и логическое мышление детей дошкольного возраста;
  • повышает общую речевую грамотность;
  • помогает ребенку вырабатывать желание самостоятельно работать, составлять творческие опорные конспекты.

Одним из важнейших достижений данного применения стало создание благоприятного психологического климата процесса обучения в целом и занятия в частности, формирование детей дошкольного возраста к учебной деятельности высокого уровня внутренней мотивации.

Список литературы:

  1. Бойкова, С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7лет): В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям./ С.В. Бойкова. - Издательство КАРО Санкт-Петербург 2007. – 80с.
  2. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики./ С.Д. Поляков.- М., 1993.- 89с.
  3. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. / Т.Б. Полянская. - М.:Детство-Пресс, 2010.- 64с.
  4. Шаталов, В.Ф. Эксперимент продолжается. / В.Ф. Шаталов. – М: Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечаетс...

Конспект рассказывания сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования)

Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать детей к проговариванию вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Активизировать в речи де...

Презентация "Использование метода моделирования на занятиях по обучению рассказыванию"

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые явля...

Презентация "Использование метода моделирования в работе со старшими дошкольниками в процессе разучивания танца"

Метод моделирования выступает как один из современных ориентированный на особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста. В основе метода лежит принцип замещения....

Тема: рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Рассказывание сказки "Колобок" с использованием метода моделирования...