Предлоги и наречия в речи дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Предлоги и наречия.
По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).
Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».
На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).
В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении
Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.
Игры с предлогами.
Шаг первый.
Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.
Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.
Шаг второй.
Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.
Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.
Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.
Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»
Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.
В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.
Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).
Игры с предлогами.
Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:
А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.
Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
"Предлоги и наречия"
Примеры заданий на усвоение детьми предлогов и наречий. Цель: дать детям понятие о значении предлогов в речи, закрепить навык правильного употребления существительных с предлогами....
Классификация пространственной терминологии, обозначение в речи предлогов и наречий у дошкольников с косоглазием и амблиопией
В статье озвучена проблема в усвоении пространственной терминологии у детей старшего дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием. Предложена подробная классификация предлогов и наречий, использова...
Закрепление употребления предлогов в активной речи дошкольников
Разные виды упражнений по закреплению употребления предлогов в активной речи дошкольников...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО формированию элементарных математических представлений на тему: «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДЛОГИ И НАРЕЧИЯ (В, НА, ПОД, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ)"» 2-3 лет
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО формированию элементарных математических представленийна тему: «Пространственные предлоги и наречия (в, на, под, здесь, там, тут)"»группа общеразвивающей напр...