Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Речевое развитие» с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_1.docx | 78.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска Протокол № 1 от 31 августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска _________Г.А.Антипина Приказ № 429 от 31 августа 2017г. |
Рабочая программа
по предмету - развитие речи
образовательная область «Речевое развитие»
группа старшего возраста-подготовительная группа
(возрастная группа)
2 года
(срок реализации программы)
Составлена с учетом
основной образовательной программы МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска
Составитель: Петрова Ю.В., старший воспитатель
Вокуева Л.Е., воспитатель
Домаркова Н.В. , учитель-логопед
г. Усинск
2017
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Речевое развитие» с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Часть ООП МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска, формируемая участниками образовательных отношений, составлена с учетом интересов и потребностей детей и родителей(законных представителей) на основе парциальной программы О. С. Ушаковой «Развития речи дошкольников».
В образовательной области «Речевое развитие» в старшей и подготовительной группах на одно занятие увеличено количество времени на непрерывную образовательную деятельность по развитию речи. Во второй младшей и в средней группах программа реализуется комплексно в основной части в ходе непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию. Для организации данной деятельности составлена рабочая программа по речевому развитию дошкольников с 5- 7 лет (на основе программы О.С.Ушаковой «Развития речи дошкольников») «Развиваем речь».
Старшая группа
Характеристика речевого развития детей шестого года жизни. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка, Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Что касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Воспитание звуковой культуры речи
Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.
В специальных упражнениях, включенных в занятия, детям предлагаются для дифференциации пары звуков: с—з, с—ц, ш—ж, ч—щ, с—ш, з—ж, ц—ч, л—р, т.е. дети учатся различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие — изолированные, в словах, во фразовой речи. Сначала дети учатся вычленять из фразы слова с одним из дифФеренцируемых звуков, а затем взрослый предлагает им поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками. Так, например, сначала они называют слова, в которых звук [с] находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем называются слова со звуком [з] (заяц, ваза). И только после этого дается предложение, в котором сначала встречается звонкий звук [з], потом звук [с] (Зоя катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный звонкий, сажает забывает ).
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал».), «Где ты, белочка, скакала?» («Я орешки собирала».), «Эй, зверята, где вы были?» («Мы грибы ежам носили».).
Дети учатся изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, содержания высказывания. Им предлагается произносить скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Эти задания можно выполнять параллельно и варьировать: например, произносить фразу громко и медленно, шепотом и быстро. Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.
Развитие лексической стороны речи (словарная работа). В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезДиДет — Движется; Маша и Саша — Дети, Друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный толковый; старый — ветхий), дети учатся точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), они осознают оттенки значений глаголов.
Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения (бежать мчаться; пришел — приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный рассудительный, старый — Дряхлый, робкий трусливый).
Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, в результате которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом новый, старый человек молодой), к изолированным словам (легкий тяжелый) или заканчивают предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой... (находит)» .
Осваивая значения многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), дети учатся сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.
От отдельных упражнений по подбору синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные ими характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.
Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование грамматического строя речи. Продолжается обучение старших дошкольников тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении). Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть учить, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: весело — веселый; быстро ... (быстрый), громко ... (громкий). Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает (желтеть). Листья на деревьях . . . (желтеют)».
Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза березка — березонька; книга книжечка книжонка. Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший; плохой плохонький; полный полноватый) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием способности догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой).
Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи, т.е. умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...».
Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает, помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложения.
В старшей группе вводится ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
Формирование у детей синтаксической стороны речи необходимо для развития связной речи, так как разнообразные синтаксические конструкции составляют ее основу.
Развитие связной речи.
В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по их набору) дети учатся составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагая текст. Выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику. Продолжается обучение рассказыванию из личного опыта. Это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные, контаминированнные.
У детей формируются элементарные знания о структуре повествования и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить. Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы над текстом в целом особое внимание необходимо уделять контролю через прослушивание речи, записанной на магнитофон.
Развитие образной речи и ознакомление с художественной литературой. Задача ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными жанрами художественной литературы, в том числе и с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками, фразеологизмами), решается в тесной взаимосвязи с развитием речи. После чтения литературных произведений необходимо обраЩаТЬ внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Разнообразные творческие задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности во многом влияют на развитие образной речи и дальнейшее восприятие литературных произведений разных жанров.
В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают осознавать специфику литературных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества), их художественные достоинства, учатся понимать значение образных выражений, целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания, проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок, развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
В старшей группе детей учат при восприятии литературных произведений замечать выразительные средства.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Анализируя сказку, дети должны понимать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы надолго запомнить и полюбить поэтические образы.
При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь им почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать обпцественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.
Развитие коммуникативных способностей. Старший дошкольник должен легко входить в контакт с детьми и педагогом, быть активным и доброжелательным в общении; слушать и понимать речь собеседника, в общении проявлять уважение к взрослому.
Необходимым условием развития коммуникативных умений являются общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Ребенок может поддержать тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, ответить на вопросы.
Важно научить детей адекватно использовать невербальные средства общения (жесты, мимику), регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации.
Развитие эмоциональной стороны речи. Для детей шестого года жизни воспитатель активный участник и организатор эмоционального общения: предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям, спрашивает, нет ли у него затруднений; разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов. Он может предложить ребенку объяснить другим детям правила незнакомой игры, следя за правильностью и эмоциональностью речи, точностью словоупотребления. В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляя в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. При этом не стоит повторять ошибки ребенка, а лучше всего назвать правильную форму и задать ему вопрос, чтобы он сумел найти («извлечь») эту правильную форму. Например, ребенок говорит, что у него «много карандашов». Взрослый говорит, что у него тоже много карандашей (интонацией подчеркивается произнесение правильной грамматической формы). Затем воспитатель предлагает этому ребенку спросить у сверстника, сколько у него карандашей. Таким образом, повторяется правильная форма, а ребенок незаметно для себя усваивает ее в диалоге со взрослым или другими детьми. Не менее важна и форма сообщения. Если замечания ребенку делать в доброжелательной форме, он скорее усвоит грамматические правила.
Объем образовательной нагрузки
По действующемуСанПИН (2.4.1.3049-13)для детей старшего возраста
продолжительность НОД составляет не более 25 минут.
Количество НОД:
- в неделю – 1 –развитие речи;
- в год - 36-развитие речи.
Тематический план
(старшая группа)
(5-6 лет)
№ п/п | Тема НОД | Планируемый результат | Характеристика основных видов деятельности детей |
1 | Сказка «Лиса и рак». | Дети научились связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; последовательно описывать рассказ по картине «Лиса». | Инсценировка сказки по ролям |
2 | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». | Научились составлять небольшой сюжетный рассказ по картине; рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; научились самостоятельно образовывать клички животных. Закрепили правильное произношение звуков [с] и [з]; научились дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса. | Игра «Что такое звук, слово, предложение», игра «Что вы видите вокруг?». |
3 | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки». | Научились давать описание внешнего вида игрушки, о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепили умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; научились произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз, регулировать силу голоса. | Обсуждение рассказа «Моя любимая игрушка». Проговаривание чистоговорки «Оса». |
4 | Составление рассказа по скороговорке. | Сформировались навыки связной речи; научились использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; уточнились и закрепились правильное произношение звуков [с] и [ц], научились дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи. | Игра «Скажи какой». Чтение стихотворения М. Шеловановой «Утро». Игра «Угадай на ощупь». Игра «Найди точное слово». |
5 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». | Научились выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Чтение рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». Игра «Один – много». Словесная игра «Кто пропал?». |
6 | Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом». | Научились составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать предложение сюжета, название картины; воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнились и закрепились правильное произношение звуков [ш] и [ж], научились дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова. | Рассматривание картины «Мы играем в кубики». Игра «Эхо». Игра «Найди точное слово». Игра «Назови одним словом». |
7 | Составление рассказов на темы стихотворений. | Чтение стихотворения Т. Волжаниной «Где чей дом?». Игра «Найди звук». Игра «Кто у кого?». Чтение стихотворения Т. Волжаниной «Где чей дом?». Игра «Найди звук». Игра «Кто у кого?». | Чтение стихотворения Т. Волжаниной «Где чей дом?». Игра «Найди звук». Игра «Кто у кого?». |
8 | Составление рассказа на заданную тему. | Учились составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепились умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного падежа; активизировались в речи сложноподчиненные предложения; учились подбирать слова, сходные по звучанию. | Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Словесная игра «Чей домик?». Игровое задание «Домик, домик…». Описательный рассказ по картине «Собака со щенятами». |
9 | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». | Учились выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учились придумывать загадки; побирались по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывались прилагательные с существительными в роде и числе; учились пользоваться восклицательной интонацией. | Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята». Описательный рассказ по картине «Лиса с лисятами». |
10 | Составление рассказа по картине «Ежи». | Научились составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); активизировались в речи сложноподчиненные предложения; формировались умение понимать смысл образных выражений в загадках; уточнились и закрепились правильное произношение звуков [ч] и [щ]; учились различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки, выделять их в словах. | Чтение стихотворения Б. Заходера «Ежи». Рассматривание картины «Ежи». Отгадывание загадки про ежика. |
11 | Составление рассказа на тему «Домашнее животное». | Научились рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывали умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учились употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывали умение задавать друг другу вопросы; учились выделять во фразах слова со звуками[ч], и [щ], находили слова с тремя слогами, находили заданный звук, произносили слова громко и тихо. | Описательный рассказ по предметным картинкам: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, картина, ракета, лягушка. Рассказ детей «Мой любимый питомец». Игра «Котята». Сочинение веселых шуток про разных птиц и животных. Чтение стихотворения про звуки [ч] и [щ],. Проговаривание чистоговорки «Ча-ча, ща-ща». Игра «Картина – корзина». Игра «Едем, летим, плывем». Игра «Коза – стрекоза». |
12 | Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Научились составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учились сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый); активизировали употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплялись умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учились образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). | Чтение отрывка из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает». Картинки с изображением предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница). Игра с мячом «Отвечай быстро». |
13 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». | Научились передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; учились подбирать подходящие по смыслу определения; закреплялись умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратили внимание на формы изменения глагола хотеть; привлекли внимание к громкости и четкости произнесения слов. | Прослушивание отрывка из стихотворения И. Сурикова «Зима» с умением подбирать разные слова. Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с пересказом. Игра «Чего не стало». Игра «Лето – зима». |
14 | Составление рассказа по картине «Река замерзла». | Научились составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировались умению понимать оттенки значения слова; учились согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплялись правильное произношение звуков [с] и [ш], учились различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепили умение делить слова на части – слоги. | Рассказ по картине «Река замерзла». Игра «Снежки». Чтение потешки «Как у нашего кота». Игра «Игла – пила». |
15 | Составление рассказа на тему «Игры зимой». | Научились самостоятельно Научились пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; учились подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учились использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентировались на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывали формы родительного падежа множественного числа существительных; подбирались слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | Рассматривание картины «Не боимся мороза» с обсуждением. Описательный рассказ по картине «Медвежья семья». Проговаривание чистоговорки «Купили Саше сушки».(хоровые и индивидуальные повторения). Дидактическая игра «Чей нос?». Игра «Хочу погладить». |
16 | Составление рассказа на темы скороговорок. | составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепили представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учились образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; Учились различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирались слова с этими звуками и выделяли их на слух из связной речи, произносились изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). | Чтение стихотворения «Зайка», «Жук». Составление короткого рассказа о зайке и жуке. Проговаривание скороговорок «За-за - приближается гроза» с шепотом и громко. Игра «Про ежей, про елки». Игра «Кто как двигается». Составление предложений из трех слов. |
17 | Пересказ сказки «Петух да собака». | Научились составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; учились подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировали в речи антонимы; упражнялись в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; уточнили и закрепили правильное произношение звуков [ч,] и [ц]; учились различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч,] и [ц],. | Отгадывание загадок про животных. Игра «Высокий – низкий». Чтение сказки «Петух да собака» с обсуждением. |
18 | Составление рассказа по картине «Северные олени». | Научились при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные); учились подбирать определения к заданным словам; совершенствовали синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добивались четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц], и [ч,] и приучились правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | Описательный рассказ по картине «Северные олени». Составление рассказа о жизни северных оленей. Подвижная игра «Маленькие оленята». Отгадывание загадок про животных. Словесная игра «Договаривайте вслед за мной». |
19 | Составление описательного рассказа на тему «Зима». | Научились дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учились составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закрепляли умению называть слова в предложении последовательно и вразбивку; учились подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем в ритме; учились произносить чистоговорки с разной силой голоса. | Описательный рассказ по картине «Зима». Подвижная игра «Снежинки». Игра «Живые слова». Чтение стихотворения «Курица и цыплята». |
20 | Ознакомление с предложением. | Научились рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; запомнили значение слова жать, учились подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; научились в игре составлять из отдельных слов предложение; учились произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | Словесная игра «Живые слова». Игра «Добавь слово». Игра «Угадай слово». |
21 | Пересказ сказки «Лиса и кувшин». | Научились составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины; закрепили в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировались умения отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и разной силой голоса. | Рассказ воспитателя сказки «Лиса и кувшин». Рассказ сказки по ролям. Игра «Угадай, какое слово заблудилось». |
22 | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». | Научились самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; формировались умения составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закрепились представления о слоге и ударении. | Описательный рассказ воспитателя по картине «Лошадь с жеребенком». Заслушивание рассказа К. Ушинского «Лошадка». Игра «Какое слово заблудилось?». Произношение скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит» в разном темпе. |
23 | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». | Научились составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учились сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находились смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировали свои суждения; уточнялись значения слов мебель и посуда; учились самостоятельно образовывать названия посуды; формировали умения строить предложения. | Составление рассказа из данного предложения новое путем замены слов. Настольная игра «Замени слово». |
24 | Составление рассказа на заданную тему. | Научились связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов; учились подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; научились составлять предложения – путаницы и заменяли слова в этих предложениях; развивались чувство ритма и рифы. | Игра «Вопрос – ответ». Чтение стихотворения Л. Станчевой «Это правда или нет?». Рассказ по ролям «Как накрывать на праздничный стол». |
25 | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». | Научились составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давали описание и характеристику персонажей ; учились подбирать определения к заданным словам; учились составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно; учились различать на слух звуки [с], [с,], [щ,] в словах, четко произносить слова с этими звуками | Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». Пересказ текста. Составление предложений – путаниц.
|
26 | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. | Научились придумывать сказку по предложенному плану, не уступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; научились подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учились согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; добивались внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] – [с,], [щ,], учились выделять слова с данными звуками из фраз; закреплялись представления об ударных безударных слогах. | Составление сюжетного рассказа. Игра «Живые слова». |
27 | Сочинение на тему «Приключение зайца». | Научились составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; научились самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; уточнялись и закреплялись правильное произношение звуков [л] - [л,], [р] - [р,], изолированных , в словах и фразах; научились различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учились правильно отгадывать загадки. | Описательный рассказ по картине «Зайцы». Сочинение сказки «Приключение зайца». Проговаривание скороговорки «Оса». |
28 | Составление рассказа на предложенную тему. | Научились пересказывать текс ситуации письменной речи (ребенок диктует - взрослый записывает); подводились к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировали в речи названия профессий и действий; учились называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | Иллюстрация к сказке «Белоснежка и семь гномов». Чтение отрывка из сказки Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Игра «Вопросы – подсказки |
29 | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». | Научились составлять рассказ по картине по предложенному плану, включая рассказ, описание внешнего вида персонажей и их характеристику; учились образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (весёлый – весельчак); научились определять ударения в двухсложном слове. | Чтение рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». Рассказ по ролям. Дидактическая игра «Профессии». |
30 | Составление рассказа по картине «Зайцы» | Научились составлять рассказ, по предложенному плану образно описывая место действия, настроение героя; учились построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давались задания на образование слов – названий профессий. | Описательный рассказ по картине «Зайцы». Отгадывание загадок о людях разных профессий. Составление рассказа по картине «На рыбалке». |
31 | Составление рассказа на тему «Как Серёжа нашел щенка» | Научились связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдали композицию сказки; учились понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировались на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, поводили усвоению способов самообразования. | Составление рассказа «Как Серёжа нашел щенка». |
32 | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». | Научились активизировать в речи детей глагольные формы, признаки и предметов, обстоятельства; Научились развивать фонетический слух, учились различать звуки «Л» и «Р», выделять их в начале и в конце слова, учить составлять схему; Научились продолжать полно и четко отвечать на вопрос. | Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Придумывание своей сказки про кораблик. Чтение стихотворения Ю. Тувима « Про пана Трулялинского» . |
33 | Составление рассказа на тему «О тех, кто хлеб растит». | Научились закреплять названия домашних животных и их детенышей, в словообразование – название профессий людей, ухаживающих за домашними животными; Закрепляли знание гласных и согласных звуков, развивали связанную речь детей; учились строить высказывание типа рассуждений. | Описательный рассказ по картине «О тех, кто хлеб растит». Загадки «Нужные профессии». |
34 | «Сказки о домашних животных» | Научились развивать внимание, слуховую память, умение согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа; развивали чувство ритма и рифмы. | Дидактическая игра «Домашние животные». Чтение сказки Е. Чарушина «Кот Епифан». |
35 | Пересказ сказки К. Чуковского «Федорино горе». | Научились придумывать действующих лиц, сюжет сказки; развивали связанную речь, обучались придумыванию сказок. | Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе». Настольная игра «Федорино горе». |
36 | Придумывание сказки « О том, как дружба в беде помогла». | Научились придумывать действующих лиц, сюжет сказки; развивали связанную речь, обучались придумыванию сказок. | Игра рассказ по ролям «Как дружба помогла в беде». Пословицы и поговорки о дружбе |
Подготовительная к школе группа
Характеристика речевого развития детей седьмого года жизни. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня.
Усвоение грамматической системы языка, как важнейший этап развития речи детей, в основном, завершается к семи годам. Возрастает удельный вес разных типов предложений — простых, распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных. Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования, рассуждения. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом структуру текста (начало, середина, конец). Вместе с тем отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.
Ознакомление с лексической стороной слова детей подготовительной к школе группы серьезно влияет на воспитание интереса к языковым явлениям. Они начинают задавать вопросы о значении разных слов, понимают переносное значение слов разных частей речи.
Многие дети седьмого года жизни овладевают умением строить разнообразные сложные предложения при составлении коллективного письма (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), у них развивается самоконтроль при использовании синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Основные недостатки развития связной речи относятся к неумению построить текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и владеть умением соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
Воспитание звуковой культуры речи. В подготовительной группе совершенствуется произношение звуков, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).
У детей седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова, т.е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение. Ознакомление с фонетической структурой слова серьезно влияет на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках становится показателем их лингвистического мышления.
Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно применять в зависимости от ситуации все ее характеристики развиваются с помощью специальных упражнений и в процессе любого высказывания.
В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей детей, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, заинька, гулял?» («Под кусточком ночевал».),
«Ты, лисичка, с кем играла?» («Я избушку поДметала».),
«Где ты, Катенька, была?» («Я с Друзьями в лес ушла».),
«Наш зеленый крокодил... (шляпу новую купил».). Воспринимая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают у детей интонационную выразительность, но и готовят к восприятию поэтической речи.
Развитие лексической стороны речи (словарная работа). В подготовительной к школе группе продолжаются обогащение, закрепление и активизация словаря. Проводится работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов), а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Одна из важнейших задач — формирование умения выбрать наиболее точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день горячий; жаркий спор взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставления и сочетания (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники крупные).
Необходимо продолжить работу и над пониманием слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким? Мелким? Легким? Тяжелым?»). Пословицы и поговорки («Март зиму кончает — весну начинает», «Вещь хороша новая, а друг старый». ) закрепляют представление об антонимах, поэтому их надо шире использовать на занятиях.
Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов.
Углубленная работа над смысловой стороной слова помогает детям точно передавать творческий замысел в самостоятельных сочинениях.
Формирование грамматического строя речи. Работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Продолжается также работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, но задания усложняются и даются в таком виде, что дети вынуждены сами находить правильную форму («Спроси у белочки, сколько у нее лап?Спроси про уши, хвост, глаза, рот»); даются сочетания с несклоняемыми существительными (пошел в новом пальто; играл на пиаНино); предлагается образовать степень прилагательного (умный умнее; Добрый Добрее; тихий тише); даются задания с помощью суффиксов изменить значение слова, придав ему другой смысловой оттенок (злой злющий, толстый толстенный; полный полноватый).
Дети учатся правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть надеть). При этом их внимание обращается на слова-антонимы (одеть — раздеть, надеть — снять). Усложняются задания по образованию глаголов с помощью приставок и суффиксов (бежал перебежал на другую сторону, забежал в дом, убежал из Дома; веселый веселится; грустный — грустит). В образовании новых существительных внимание детей обращается на то, как подбирается словообразовательная пара (чистый пол, чистить, тряпка), как с помощью одного и того же суффикса образуются слова, указывающие на лицо (школа - школьник, огород - огородник) или на предмет (чай — чайник, скворец скворечник). Закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы лисенок; у лошади жеребенок, а у жирафа, носорога?) и название предметов посуды (сахар сахарница, но соль солонка). Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна весенний веснушки; снег снежный подснежник) и конструировать производные слова в условиях контекста: «Какие птицы (зима) в нашем лесу?» , «Дрова надо... (пила)».
Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма (построение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений), развивает самоконтроль, использование синонимических синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.
Развитие связной речи. Эта задача тесно связана со всеми другими задачами: овладением словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. В развитии связной речи на первый план выступает формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Дети должны осмысленно анализировать структуру любого высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Развитие умения связно выстраивать высказывание обеспечивается обучением, включающим формирование элементарных знаний о теме высказывания, расположении его структурных частей, умений использовать разнообразные средства связи в описательных и повествовательных текстах.
Занятия по развитию связной речи (как и в предыдущих группах) включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине, на темы из личного опыта, самостоятельно выбранную тему, однако задачи усложняются.
В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяются варианты показа картин. Сначала детям показывается только одна открытая картина, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей уже составила рассказ, открывается следующая картина. Рассказ составляет другая группа (команда) детей. И, наконец, открываются все картины, и дети составляют коллективный рассказ. Варианты показа картин могут быть разными: открывается последняя картина (дети видят, чем заканчивается сюжет), а затем открываются все остальные; открываются 1-я, 3-я и 5-я картины. Распределение детей для рассказывания по первой, второй или последней картине развивает у них представление о композиции рассказа. Кроме того, такая деятельность развивает у детей умение договариваться между собой, уступать товарищам.
Дети могут нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине. Например, могут нарисовать начало или конец предложенного сюжета или нарисовать на четырех маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого рассказать взрослому последовательно свое высказывание. Такие упражнения четко демонстрируют умение ребенка выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.
Развитие умения выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное понимание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.
Развитие образной речи и ознакомление с художественной литературой. В подготовительной к школе группе перед педагогом стоят задачи: воспитывать у детей любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи); воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка и способствует использованию его в обыденном речевом общении и самостоятельном словесном творчестве. В этом возрасте у детей формируется способность наслаждаться художественным словом, прививается любовь к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности.
Прежде всего, образная речь развивается при ознакомлении детей с разными жанрами художественной литературы, в том числе с произведениями малых фольклорных форм (пословицами, поговорками, загадками) и с фразеологизмами. После чтения литературных произведений всех жанров необходимо проводить такой их анализ, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных форм. Разнообразные задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности значительно влияют на развитие образной речи. Прекрасной основой служат также лексические и грамматические упражнения.
Дети знакомятся с произведениями разных литературных жанров (сказками, рассказами, стихотворениями, произведениями устного народного творчества), их художественными достоинствами, учатся понимать значение образных выражений и целесообразность их использования в тексте. Специальные творческие задания на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм (зарубить на носу запомнить навсегда; повесить голову — загрустить). Образная речь должна развиваться в единстве с другими качествами связного высказывания, основанных на представлениях о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточном запасе образной лексики и понимании целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Развитие словесного творчества включает все направления работы над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок.
Образность речи должна формироваться в единстве с другими качествами связного высказывания, опирающимися на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях. Проблема развития словесного творчества включает в себя все направления работы над словом лексическую, грамматическую, фонетическую. Лексическая сторона речи — составная часть образности, так как работа над смысловой стороной слова помогает ребенку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Грамматический аспект развития образности также очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона включает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.
Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, то дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.
При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к своей речи.
Развитие коммуникативных способностей. В подготовительной к школе группе общение с педагогом и детьми достигает довольно высокого уровня. Ребенок может не только отозваться на просьбу, подать реплику, пояснить, возразить, но и ясно, последовательно выразить свои мысли, он свободно и правильно умеет пользоваться словами речевого этикета.
Для развития культуры общения воспитатель создает специальные ситуации (во время игры, на занятии, на прогулке), упражняя детей в употреблении вежливых форм обращения.
Старший дошкольник имеет представление о понятиях «вежливый» (отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо себя вести), «грубый» (недостаточно культурный, неучтивый, неделикатный в обращении с кем-нибудь), соотносит эти понятия со своим поведением.
Развитие эмоциональной стороны речи. Речь старших дошкольников развивается не только на занятиях, но и в разных видах деятельности. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивая его высказывания. Если на специальных занятиях по развитию речи во взаимосвязи решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи, то в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься с ребенком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у него затруднения. При этом эмоциональный аспект развития играет важную роль.
Формирование звукового анализа как предпосылки к обучению грамоте. Задача формирования у детей первоначальных лингвистических представлений включает развитие понимания того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводят детей к порогу овладения грамотой и главное — закладывают основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой к успешному школьному обучению.
Планируемые результаты:
К 7-ми годам:
- ребенок владеет литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- у ребенка развита культура общения, умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, обьяснить, подавать реплики;
- ребенок знает нормы и правила речевого этикета, умеет пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным.
Объем образовательной нагрузки
По действующемуСанПИН (2.4.1.3049-13) длительность НОД для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
Количество НОД:
- в неделю – 1 – развитие речи;
- в год – 36 – развитие речи.
Тематический план
(подготовительная группа)
(6-7 лет)
№ п/п | Тема НОД | Планируемый результат | Характеристика основных видов деятельности детей |
1 | Пересказ сказки «Лиса и козел». | Закрепились представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); научились использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно диалоги персонажей; научились подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; учились отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму. | Рассказ сказки «Лиса и козел». Пересказ сказки по ролям выразительно с интонацией. |
2 | Составление рассказа по картине «В школу». | Научились составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывали события, предшествовавшие изображенным; активизировали в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учились сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учились подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировались в дифференциации звуков[c]и [ш]; развивали интонационную выразительность речи. | Описательный рассказ по картине «В школу». Индивидуальное и коллективное придумывание рассказа по картине «В школу». Игра «Идет – стоит». |
3 | Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» | Научились передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; учились разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учились подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; учились не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | Чтение рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Пересказ текста последовательно и точно. Словесная игра «Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах». |
4 | Составление текста – рассуждения. | Учились употреблению сложноподчиненных предложений; учились подбирать определения к заданным словам; учились согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учились подбирать однокоренные слова. | Описательный рассказ картины «Зайцы». Текст – рассуждение на тему «Почему зайца называют трусливым?». Запись текста под диктовку с дополнениями. |
5 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Научились развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; давались задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; уточнялись и закреплялись правильное произношение звуков [з]и[ж], учились дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. | Чтение рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Пересказ рассказа. Проговаривание скороговорки. |
6 | Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные». | Научились составлять рассказ по одной из картин, придумывались предшествовавшие и последующие события; учились оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; учились употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирались определения; учились образовывать относительные прилагательные; формировали умение сравнивать; учились подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесенные их в разном темпе и с разной силой голоса. | Составление рассказов по картинам: «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком». Словесная игра «Придумай вторую строчку». |
7 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | Научились составлять коллективный рассказ, давали ему точное название; учились заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; развивались чувства ритма и рифмы. | Описательный рассказ сюжетных картин : «Девочка с корзинкой», «Она встречает ежей», «Ежи помогают девочке собирать грибы». Составление рассказа по картинке. Игра «Как сказать правильно?». Словесная игра «Закончите предложение». |
8 | Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду». | Научились составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; учились образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировались в словообразовании; научились дифференцировать звуков [ц] и [ч], отрабатывалась четкая дикция. | Составление рассказа по плану, предложенному воспитателем. Придумывание сказки «Таня и ее друзья». Игра «Магазин посуды». |
9 | Составление текста – поздравления. | Научились составлять текст – поздравление; закрепили правильное произношение звуков [c]и [ш], научились дифференцировать эти звуки на слух и произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. | Игра «Закончите предложение». Игра на музыкальных инструментах. Игра «Парные картинки». Отгадывание загадок. |
10 | Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца». | Научились придумывать сказку на заданную тему, описывали внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивали рассказы друг друга; учились подбирать однокоренные слова; учились подбирать синонимы и антонимы; воспитывали чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовали усвоению значений многозначных слов; учились регулировать силу голоса. | Отгадывание загадок. Описание зайца и ежа. Игра «Шишка». |
11 | Сочинение сказки на тему «День рождение зайца». | Учились самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовали описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; учились образованию формы винительного падежа множественного числа существительных; учились отчетливому произнесению потешек, различию ритма, темпа речи и силы голоса. | Придумывание сказки «День рождения зайца». Игра «Кто больше увидит и назовет». Проговаривание потешек. |
12 | Составление рассказа с использованием антонимов. | Научились составлять рассказ, используя антонимы; учились выделять существенные признаки предметов; побирались синонимы к прилагательным; оценивались предложения по смыслу и вносились исправления. | Сравнивание предметов по цвету, форме, по размеру. Рассказ , где встречаются слова противоположные по смыслу. |
13 | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами». | Учились составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность; учились подбирать определения, составлялись словосочетания с заданными словами; тренировались в словообразовании; развивались интонационную выразительность речи; тренировались в изменении силы голоса. | Картина «Лиса с лисятами». Описание лисы с лисятами. Отгадывание загадок. |
14 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». | Учились пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; обратили внимание на то, как меняется смысл от употребления разных суффиксов; тренировались в подборе синонимов; учились оценивать словосочетания по смыслу. | Чтение рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка». Пересказ рассказа. |
15 | Составление рассказа по картине «Не боимся мороза». | Учились рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг у друга; использовались для описания зимы образные слова и выражения; учились выделять при сравнении явлений существенные признаки; давались задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомились с многозначностью слова; учились правильному произношению звуков [с] – [с] [з] – [з], дифференцированию их на слух, подбирались слова с этими звуками, изменяли силу голоса, темп речи. | Описательный рассказ картин «Не боимся мороза», «Саша и снеговик». Загадывание загадок на тему зимы. Игра «Кто больше». |
16 | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». | Учились отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывали связно, полно и выразительно, четко выстраивая композицию рассказа; учились подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировались знания о способах словообразования; закреплялись правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирались и правильно произносились слова со звуками [в] и [ф]. | Описательный рассказ игрушки. Отгадывание загадок. |
17 | Пересказ сказки «У страха глаза велики» | Учились пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей . | Чтение сказки «У страха глаза велики». Игра «как сказать правильно?» Игра «Дом – домище», Игра «Закончи предложение» |
18 | Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» | Учились развивать предложенный сюжет; активизировали в речи союзы и союзные слова; учились дифференцировать звуки [ш] и [ж]. | Придумывание рассказа «Четвероногий друг». Игра «Четвероногий друг» |
19 | Сочинение сказки на предложенный сюжет | Учились составлять коллективный по предметным картинкам, сочинять сказку на заданный сюжет; Учились выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; Уточнять родовые понятия «мебель», «игрушки». Активизировали глаголы, выражающие разные состояния. | Работа с картиной. Игра «Скажи точнее». Сочинение сказки. |
20 | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | Учились отбирать для рассказа самое интересное и существенное; учились составлять два- три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. | Придумывание 2-3 предложения. Игра « Брат-братец-братик» |
21 | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. | Учились передавать сюжет заложенный в серии картинок , определять основную идею сказки. Подбирали синонимы и антонимы к заданным словам, а так же называли действия персонажей; составляли сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. | Работа с серией сюжетных картинок. Составление рассказа «Шишка» |
22 | Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картинок. | Учились строить текст соблюдая логическую и временную последовательность. Подбирали антонимы и синонимы к заданным словам. | Работа с серией сюжетных картинок. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» |
23 | Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» » по серии сюжетных картинок. | Учились составлять связные высказывания по серии сюжетных картинок, связывая его содержание с предыдущими сериями. Подбирали антонимы и синонимы к заданным словам. | Работа с серией сюжетных картинок. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» |
24 | Составление рассказа «Мишуткин день рождение» по серии сюжетных картинок. | Научились следить за сюжетом, подбирали определения, сравнения, антонимы, синонимы к заданным словам. | Работа с серией сюжетных картинок. Составление рассказа «Мишуткин день рождение» |
25 | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам | Учились составлять сюжетный рассказ по картинкам, называли детенышей в родительном падеже единственном и множественном числе. Закрепляли правильное произношение звуков [р] и [л]. | Игра «Кто у кого», Игра «Выбери начало», Игра «Учимся рассуждать», Игра «Составь рассуждение» |
26 | Пересказ рассказа М.Пришвина «Еж».Составление рассказа на тему из личного опыта. | Учились пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывали самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями. Учились подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. | Чтение рассказа М.Пришвина «Еж». Пересказ рассказа . Игра «Что приготовить лисятам на обед» |
27 | Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» | Учились пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи. | Чтение сказки Л.Толстого «Белка и волк» Беседа по прочитанной сказке. Пересказ сказки. |
28 | Сочинение сказки на заданную тему | Научились придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. | Чтение стихотворения. Работа с картиной В.Бакшеева «Голубая весна» Игра «Прыгает - скачет», Игра «Летит Пулей», Игра «Лить- поливать» |
29 | Пересказ сказки «Как аукнется , так и откликнется» | Учились выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста, правильно произносить звуки [ш] [ж] и [р] , изменять силу голоса и тембр. | Чтение сказки «Как аукнется , так и откликнется» Игра «Как сказать правильно» |
30 | Описание пейзажной картины | Учились правильно передавать словами настроение отраженное художником в пейзаже; придумывали предложения с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | Чтение отрывка рассказа И. Соколова –Микитова. «Лесные картинки» |
31 | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | Учились составлять коллективный рассказ-описание, составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении. | Игра «Если бы мы были художниками» |
32 | Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» | Учились пересказывать от третьего лица, подбирали определения и сравнения. | Чтение рассказа «Золотой луг» Пересказ рассказа. |
33 | Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Еж», «Белка с бельчатами» | Учились составлять связный рассказ по картине, придумывали загадки о животных на основе выделения существенных признаков. | Рассматривание картины «Лиса с лисятами», Игра «Шишка» Составление рассказа. |
34 | Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | Научились составлять рассказ на заданную тему. | Игра «Задумай слово», Игра «Ручка», Игра «Ножка» Составление рассказа. |
35 | Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему | Научились придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему ( по аналогии),подбирать антонимы и синонимы, названия животных. | Составление рассказа. |
Методическая литература
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М:ТЦ Сфера, 20125.Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
- Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста Издательство: ТЦ Сфера,: 2013
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Издательство: ТЦ Сфера,: 2013
- Ушакова О.С.Развитие речи 5-7 лет. 3-е издание, дополн./-М.: ТЦ Сфера,2015.-272 с.
- О.С.Ушакова. Придумай слово. Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2016.- 208 с.
- О.С.Ушакова . Развитие речи детей 3-5 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2016.- 192с.
- О.С.Ушакова. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. Педагогические условия. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 96с.
- О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий . М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 176с.
Материально-техническое оснащение
- Картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные» (автор П.С. Меньшиков, С.А. Веретенникова)
- Картины В.А. Езикеевой, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой О.И. Соловьевой,
- Картины из пособия «Звучащее слово» автор Г.А. Тукмакова, Г.А. Гумакова
- Развитие речи в картинках: животные. Демонстрационный материал к «Программе развитие речи дошкольников» и пособиям О.С.Ушаковой по развитию речи: детей 3-5 лет (кн. 1), детей 5-7 лет (кн.2), ООО «ИД Сфера Образования» 2013.
- Развитие речи в картинках: живая природа. Демонстрационный материал к «Программе развитие речи дошкольников» и пособиям О.С.Ушаковой по развитию речи: детей 3-5 лет (кн. 1), детей 5-7 лет (кн.2), ООО «ИД Сфера Образования» 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.
Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы комбинированной направленности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группы ком...