Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе " Полет в космос"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Михайленко Ольга Анатольевна

развитие речи и обучение грамоте 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей в старшей группы

 « Полет в космос»

Ведущая образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепление ранее усвоенных знаний по обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные: 

Упражнять в согласовании существительных с числительными.

Совершенствовать умение делить слова на слоги и сравнивать их по протяженности.

Совершенствовать умение выделять первый звук в словах, подбирать слова на заданный звук.

Упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных.

Упражнять детей в составлении предложений с опорой на схему.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, согласные звуки.

Закрепить понятия: предмет, признак предмета, действие предмета, посредством составления синквейна с помощью моделей.

Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Закреплять умения отгадывать загадки.

Развивающие:

Развивать речь, внимание, мышление, умение слушать и слышать произносимые слова

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, двигательную активность, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно, усидчивость, познавательный интерес к происходящему.

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

интерактивная доска, презентация, музыкальное сопровождение, пособие «Всезнайка» по типу кругов Луллия (на кругах буквы), ракета, модели: предмет, признак предмета, действие предмета, модель-алгоритм синквейна, фотография Лунтика, письмо, метеориты,

карточки с изображением предмета в единственном и во множественном числе, карточки со схемой и картинкой слова ДЫРА, фишки (красные, синие),магнитные доски (планшеты).

                                            Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются)

Сигнал компьютера.

Воспитатель: Ребята вы слышите? Что это за звуки раздаются? Хотите узнать?

Оказывается, это сигналы о помощи с далекой планеты. Что нам делать?

Дети: Давайте полетим на помощь.

Воспитатель: Конечно, ребята, мы можем отправиться на помощь в космос и узнать кто и зачем посылает нам эти сигналы.

Путь предстоит не легкий, ведь в космическом пространстве много разных опасностей. Вы готовы?

Дети:Да!

Воспитатель: Тогда нужно лететь.

Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

                        К звездам улетим легко

                        Не в трамвае, не в метро,

                        Не в такси, не на мопеде,

                        А в космической

Д (хором) : – Ракете

Воспитатель: Правильно, мы полетим на ракете.

А как называется человек, который летит в космос? (Космонавт)

Как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Космонавты должны  быть  смелыми, сильными, дружными. здоровыми, выносливыми, решительными, внимательными, грамотными умными,…)

А вы такие?

Сейчас мы проверим ваши знания.. Полетит тот, кто ответит на мой вопрос. (раздать картинки)  

Игра «Один-много»

У меня 1 бабочка. А у тебя? А у меня 3 бабочки. (бабочка, кукла, самолет, пальто, колесо, мяч)

Игра с кубиком.  Деление слов на слоги.(дети берут кубики с картинками)

Воспитатель: По очереди кидаем  кубик, произнося считалку:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем кубик мы кидать!

Разделим слова на слоги. Но считать слоги мы будем по-особому    

/Дети считают слоги разными способами индивидуально: 1) хлопнуть в ладоши, 2) кивнуть головой, 3) топнуть ногой, 4) поднять плечики, 5) прошагать, 6) подпрыгнуть, 7) присесть, 8) моргнуть глазами./

 

Воспитатель: А можно ли лететь в космос в повседневной одежде? Что необходимо надеть для космического путешествия?

Дети: Скафандры.

Воспитатель: Давайте наденем скафандры (имитация надевания)

Ты в чем?  (спрашиваю 2-3 детей)

Дети : В скафандре.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в полёт, предлагаю вам познакомиться с языком инопланетян. Наверняка он нам в полёте пригодится, повторяйте за мной.

Артикуляционная гимнастика 

                                                     Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.

                                                     Им - им - им, на ракете полетим.

                                                     Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.

                                                     Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой

Воспитатель: С языком ознакомились, можно отправляться. Занимайте свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не взлетит пока мы не отгадаем пароль. (Работа с пособием «Всезнайка» Воспитатель показывает картинку, дети называют первый слог и собирают его на кругах из букв. Воспитатель показывает вторую картинку, дети собирают слог и т.д.  Пароль РАКЕТА( картинки: рама, кеды, тарелка.)

У нас получилось. Молодцы! Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт.

Звук запуска ракеты

Ах какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами, над высокими горами

Ребята, нам дают радиосигналы с заданием. Мы должны из космоса сфотографировать на Земле определенные места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?

Яблоня, сад –яблоневый сад

Сосна, лес-сосновый лес

Береза, роща-березовая роща

Цветы, поляна-цветочная поляна

На нашем пути угадайте что

                         В космосе сквозь толщу лет

                         Ледяной летит объект.

                         Хвост его - полоска света,

                         А зовут объект (комета)

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый длинный огненный хвост у кометы. Я вижу какие-то странные черточки.

Дети:(Это схема предложения).

Воспитатель: Давайте составим предложение по этой схеме и узнаем куда летит комета.

 ( На экране схема)

(Комета летит к солнцу.)

Летим дальше

Ребята в космосе нет притяжения Земли, и мы в состоянии невесомости. Давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости!

Упражнение «Невесомость» (Дети расходятся стоя на одной ноге делают медленные движения руками вверх с выносом прямой ноги. Затем предлагаю сесть)

На нашем пути отгадайте что.

                               Всё комета облетела,

                               Всё на небе осмотрела.

                               Видит, в космосе нора -

                               Это чёрная (дыра)

Звуковой анализ слова

Нам нельзя приближаться близко иначе черная дыра нас затянет.

Чтобы нас не затянуло в эту дыру, сделаем звуковой анализ этого слова.

Возьмите ваши бортовые планшеты и космические фишки. (Анализ слова дыра). 

Скажите, что это за клеточки под картинкой? ( Сколько клеточек, столько звуков.) Совершенно верно. Давайте сосчитаем, сколько клеточек? (4)

Значит, сколько звуков в слове дыра? (4)

Произнесите слово по слогам(ДЫ-РА)

Произнесите каждый звук. (Д-Ы-Р-А)

Произнесите первый звук. (Д)

Как он произносится? (с преградой, мешает язычок)

Какой первый звук? ( согласный)

Каким цветом обозначим его? (синей фишкой)

Произнесите второй звук. ( Ы)

Как он произносится? (свободно, без преграды, можно петь.)

Какой второй звук? (гласный)

Каким цветом его обозначим? (красной фишкой)

Аналогично проводится работа над третьим и четвертым звуками.

Сколько гласных звуков в слове Д-Ы-Р-А? (два звука Ы и А)

Сколько согласных звуков? (два звука – Д и Р)

Благополучно пролетели мимо чёрной дыры.

Воспитатель: Ребята я вижу красивую планету и даже слышу веселую музыку. Давайте высадимся и немного отдохнем.

Физкультминутка.

Воспитатель: Отправляемся дальше.

Внимание астероиды! Будим их сбивать. Громко кричать звук который обозначается буквой на камешке!

Катя, сбивай черный камень-А

Вова, сбивай синий камень-И

Таня, сбивай серый камень-Э

Амир. Сбивай желтый камень-О

Данил, сбивай коричневый камень-У

Егор, сбивай зеленый камень-Ы

Воспитатель: Какие звуки мы кричали

Дети: Гласные

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Они легко, тянутся, поются.

Воспитатель: Путь свободен можно лететь дальше Ребята посмотрите, моргает маячок. Давайте ответим ему.

Гимнастика для глаз (моргают глазами)

Воспитатель: Мне кажется именно с этой планеты нам прислали сигнал о помощи. Давайте пойдем посмотрим может быть, что ни будь, увидим.

Не спешите, вас могут подстерегать опасности. Будьте осторожны! Помогайте друг другу!

Ребята посмотрите, кругом метеориты. Эту планету атаковал метеоритный дождь. Давайте их соберем для исследовательской работы на Земле.

 (На своем пути «юные космонавты» встречают инопланетянина. На экране)

Ребята, а вот инопланетянин Лолик , но что-то он грустный…. 

Давайте спросим его, почему он грустит? Он молчит. Ой, смотрите здесь  конверт  с надписью «SOS», должно быть, это просьба о помощи.

(Ребята открывают конверт и находят фотографию Лунтика, модели: предмет, признак предмета, действие предмета, модель-алгоритм синквейна,  

Воспитатель:Я кажется догадалась это письмо Лолику. Он не может его прочитать. Давайте ему поможем. От кого письмо? (от Лунтика)

(Дети составляют синквейн по алгоритму.

В это время  меняется слайд грустное выражение лица инопланетянина на веселое.)

Воспитатель: Посмотрите наш инопланетянин улыбается и благодарит вас!

Воспитатель: Ребята, а теперь, нам пора возвращаться домой.

(Дети садятся в ракету Запуск ракеты)

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Дети, вы очень устали от путешествия. Ложитесь удобно на коврики, и послушайте, что я расскажу.

(Звучит спокойная музыка. Релаксация сопровождается рассказом воспитателя.)

Воспитатель: История эта началась очень давно, и до сих пор продолжается. Был у матери природы звездный сын. Он вырос и пришла ему пора царствовать. Подарила ему мать природа маленькую и хрупкую планету Земля. Стал он ее беречь, заботиться о тех, кто жил на ней, сажал леса, помогал животным. И был за всех и за все в ответе. Помнил он, что ни за какие богатства нельзя купить пение птиц, чистый воздух и счастье жить среди такой красоты.

(Музыка прекращается.)

Воспитатель: Мы летали на другую планету. Но в каких бы далеких далях не побывали, прекраснее нашей планеты нет.

А теперь давайте вспомним, где мы сегодня с вами побывали?  Что делали? Что вам больше всего понравилось?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на наши камни, что же в них такого загадочного?

(Воспитатель вместе с детьми раскрываем фольгу, в которой находятся конфеты.)

Воспитатель: Ребята, угощайтесь космическими конфетами и угостите наших гостей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Полет в космос». Воспитатель: Ивлева Татьяна Иосифовна

Познавательное развитие: предоставить детям возможность принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу;упражнять детей в счете на слух;закреплят...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Полет в космос». Воспитатель: Ивлева Татьяна Иосифовна

Задачи.Познавательное развитие: предоставить детям возможность принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу;упражнять детей в счете на слух;за...

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе "Полетим в космос"

Дети познакомятся с историей возникновения праздника День космонавтики. Получат первоначальные  сведения о планетах, Солнце, Луне...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в космос»

организация и проведение непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конструкт организации непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Полет в космос»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности МБДОУ: «Детский сад № 72»Воспитатель: Анчугова Александра Валерьевна.Группа: старшаяОбразовательная область: художественн...