Мастер – класс: «Методика развития навыков рассказывания у детей дошкольного возраста»
материал по развитию речи на тему
Методика развития навыков рассказывания у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smotrela_metodika_razvitiya_navykov_rasskazyvaniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс: «Методика развития навыков рассказывания у детей дошкольного возраста».
Цель: Представить опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с современными методиками обучения рассказывания детей дошкольного возраста Н.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс.
2. Вовлечь педагогов в решение творческой задачи во время проведения мастер-класса, для выявления практической значимости применения в образовательном процессе современных методик обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.
Ход мастер-класса:
1. часть. Презентация педагогического опыта и его актуальность.
Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картинке.
Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по картинке сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов-повторов: «ну», «потом», «вот» и т.д., длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Благое намерение педагога воспитывать волю, сводится к замечаниям скучающим детям типа: «Ребята, слушайте внимательно», «Все глазки на Сашу, он рассказывает». За занятие воспитатель может спросить 4-6 детей, а остальные при этом являются пассивными слушателями. Но трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картинке.
Возникшее противоречие мы попытались решить с помощью методов обучения рассказыванию по картинке Муравшковской Н.Н. и Валюмс Н.П.
Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей.
Кроме того, мы расскажем о репродуктивном методе, т.е. использующем опору в виде рассказывания. Это рассказывание:
1. По мнемотаблице;
2. Описание с помощью схематично изображенных деталей;
3. Составление рассказа по опорным символическим изображениям.
Что такое опора? Это наглядно – пространственная модель, возможность закодировать текст путем использования картинок, символов, пиктограмм, схем. Цель такого кодированно-соотнося слова из текста с опорой, как можно более полно воспроизвести заданный текст.
Но существует и другая цель – создание у ребенка зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах, умению выполнять такую сложную деятельность – как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности и выводит ребенка на новый уровень речевого развития.
2 часть. Имитационная игра с применением метода моделирования ситуации.
Уважаемые участники мастер-класса, сейчас мы наглядно продемонстрируем вам приемы и элементы деятельности при использовании методики обучения рассказыванию детей дошкольного возраста.
- Пошаговый метод – это описание картины по системе ТРИЗ: вычленить предметы, связать их между собой, добавить в картину звуки, запахи, тактильные ощущения.
Моделирование ситуации (творческая работа педагогов присутствующих на мастер-классе., они одновременно выполняют две роли: «детей» старшей группы и «экспертов», присутствующих на открытом занятии). Сейчас вы все превратитесь в детей. Попробуйте взглянуть на представленную мной картину с точки зрения ребенка). На магнитной доске размещена картина «Осень в лесу».
Посмотрим на картину «Осень в лесу». Если мы спросим ребенка «Что нарисовано на картине?» у ребенка возникают сложности. Нарисовано много, все объекты и предметы переплетаются не дают сосредоточиться. При этом как знать, какой из объектов имел в виду воспитатель. Если спросить по другому «Кто нарисован», дети начнут перечислять живых персонажей.
Авторы методики советуют: на помощь приходит волшебник «Дели - Давай». Он в удобной для детского восприятия форме воплощает в себе понятие ТРИЗ - системность. Дели - Давай умеет все на свете делить на части и объединять. Смотрит он на человека и видит сразу все его части тела. Давайте посмотрим на окно и скажем «дели» и обнаружим, что окно состоит из рамы, стекол, креплений, на цветок и видим, что он состоит из стебля, корня, листочков. И на картину посмотрим взглядом и скажем «дели». Для этого сделаем кинокамеру: сложим ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрим через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком. Мы ставили картинки: ёж, медведь, белка, заяц и т.д. Дети стараются выискать что-то такое, чего ещё не заметили другие. Всем интересно, внимание полное.
Итак: Шаг 1 - «Дели» наводит глазок камеры так, чтобы был виден только один объект. Называем и фиксируем на доске. (Желающие педагоги называют то что они увидели)
Дальше необходимо найти связи между объектами, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на доске.
Для этого понадобится умение волшебника «Дели - Давай» объединять. Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать почему так сделал. Итак, объединяем медведя и ветки, ёжика и грибы, мышку и колосок и т.д.
Дети с большим азартом ищут все новые связи. Пока дети заняты выявлением связей, вряд ли они смогут выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Пусть они выплеснут свою поисковую энергию. Самое главное, что нам не нужно напоминать детям чтобы они говорили полным предложениями. Вместо нас это сделал «Дели - Давай».
Шаг 2: «Давай» - соединяем картинки или кружочки и объясняем почему так сделали.
Основу рассказа мы подготовим, но не хватает в нем образов, воображения, чтобы картинка ожила в нашем восприятии.
Шаг 3: Усиление образности характеристики. Используется прием вхождения в картину. Используются все органы чувств поочередно (педагогам предлагается назвать то, что они услышали):
* я слышу звуки ...
* я чувствую запахи ...
* я трогаю руками и чувствую ...
Шаг 4: Копилка образных характеристик: Мишка какой? Ёжик какой? Зайчик какой? (педагоги характеризуют).
Шаг 5: Наша камера с волшебником «Дели - Давай» обследовала все уголки картинки. Давайте передадим её другому волшебнику «Отставай - Забегай» он позволит нам узнать событие предшествующие и последующие, найти начало и конец рассказа.
Для примера можно поговорить с детьми: мы сейчас в детском саду, а где вы были рано утром, что делали? (спали, проснулись, дальше умылись, оделись и т.д.). вот сейчас на картине медведь несет ветки, а что он делал до этого? Фантазируйте. Что будет делать дальше. (педагоги рассказывают).
Шаг 6: Разные точки зрения. Здесь добиваемся, чтобы каждый ребенок использовал свои индивидуальные особенности восприятия. Какое настроение у каждого из героев картинки? Можно изменить это настроение.
У всех детей может быть своя точка зрения.
Итак, переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем события с точки зрения этого героя.
- Описание по мнемотаблице.
По данной методике из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа с помощью ориентиров составляется предметно графическая схема. Мнемотаблицу можно приготовить заранее, можно предложить таблицу загадку и доказать своё мнение по каждой ячейке таблицы.
Вот картина «Кошка с котятами» и мнемотаблица, с помощью которой ребенок легко расскажет о кошке без дополнительных вопросов. (рассказ по мнемотаблице)
- Описание с помощью схематично изображенных деталей.
При помощи схематично изображенных деталей, картинок, символов, пиктограмм очень легко ребенок перескажет любой рассказ т.к. к слуховой памяти присоединяется зрительная и ассоциативная. Таблица позволяет четко организовать воспроизведение текста. Ребенок видит весь ряд, поэтому времени на припоминание текста затрачивается меньше.
- Описание фрукта или овоща по схеме.
Для любого описания предмета можно составить схему, по которой без труда можно рассказать обо всех характерных признаках описываемого предмета. (описание фрукта (яблоко) с помощью схемы).
Рефлексия: Каждому участника мастер-класса было предложено заполнить таблицу из нескольких вопросов: 1. Был ли для меня полезен данный опыт работы? 2. Что мне было известно по данной теме? 3. Что нового я узнала из мастер-класса?
Сроки использования данной методики. Данная методика применяется в образовательной деятельности с 2011 г. в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Возраст детей 5-7 лет.
Результаты использования. По результатам наблюдения и проведенного педагогического мониторинга эффективность применения данной методики подтверждается следующими результатами: дети активны в речевом общении, отвечают на вопросы и задают встречные; научились обследованию предметов, выделению их основных признаков; самостоятельно составляют описательные рассказы об игрушках, предметах, временах года. владеют интонационной выразительностью речи. проявляют активность в работе со схемами, таблицами; улучшилась связная речь. Поэтому использование современных методов обучения формирует все аспекты речевого развития.
Рекомендации по применению: Данная методика может использоваться в непосредственно образовательной деятельности в общеразвивающих группах ДОУ.
Список литературы:
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки /методика рассказа по картине/.- СПб.: Изд-во ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
Дети — это маленькие непоседы, неугомонные исследователи и первооткрыватели, которые постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный эксперимент, сконструировать необычную поделку,...
Мастер-класс по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
Мастер-класс "Речевые игры и упражнения со звучащими жестами в процессе развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....
Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....
Мастер - класс "Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста".
Предлагаю вашему вниманию мастер - класс во время которого педагоги ДОУ познакомятся с методикой проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста....
Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...