Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
методическая разработка
Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
А. М. Чеботарева,
Воспитатель МДОУ
«Детский сад №17 с. Пушкарное»
Цель: знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности детей дошкольного возраста, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Форма проведения мастер-класса: проведение с педагогами без участия детей.
Описание мастер-класса: использование технологии сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с технологией сотрудничества для развития навыков совместной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Обучить участников мастер-класса играм, используемых на разных этапах общения и взаимодействия детей со сверстниками.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество, мы должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Реализуемая в нашем детском саду основная общеобразовательная программа, которая основана на примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой так же указывает на необходимость развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста.
Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми, что прописано и в ФГОС в целевых ориентирах в социальных и психологических характеристиках личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования.
Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:
Игра «Пчелы и змеи»
1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы.
2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи.
3. Вам необходимо выбрать своего короля.
4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать полминуточки, я вас позову.
5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу.
(Приглашаем королей)
6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей - ящерицу.
7. А вы Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.
Вопросы:
- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей?
- Ваши группы хорошо вам помогали?
- Вы остались довольны вашими подданными?
- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
- Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?
- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?
1 правило: Определить конкретную цель (задание) (т. е., что нужно было искать конкретно)
Следующее упражнение называется "Неожиданные картинки"
1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.
2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)
3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась)
4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
5. Снова обменяемся рисунками.
Вопросы:
- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
- А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях?
Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.
Игра «Рисунок в два этапа»
1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.
2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза.
3. В течении минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги.
4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге.
5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.
6. Завершить рисунок и решить, как Вы его назовете.
Вопросы:
- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?
- Вы, каким образом, находили общий язык со своими партнерами?
- Насколько Вы довольны своим рисунком?
- Вам, сложно было придумать название вашей картины?
Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.
Поскольку педагогическая технология развития у дошкольников навыков сотрудничества в программе отсутствует, мы предлагаем использовать методические подходы Елены Михайловны Фадеевой.
В основе технологии лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого.
Этих этапов –четыре:
1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.
Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.
Игра «Ласковые имена».
Цель: установление положительного контакта между детьми. Ход игры: взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно». Примечание: в игре можно использовать какой-нибудь предмет, например, игрушку, мячик, цветок. Передавая его соседу, ребёнок называет того ласковым именем.
2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.
По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.
Игра «Запрещенное движение»
(для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности и внимания.
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.
Игра «Копна – Тропинка – Кочки»
(для детей с 5 лет)
Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание.
Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.
Если ведущий говорит: «Копна!», - дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд.
Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову.
Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.
3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.
Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической и пр. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.
Игра «Ковер мира»
Ковер мира лучше изготовить заранее вместе с ребенком. Для этого можно взять кусок ткани и наклеить (а лучше нашить) на нее различные узоры. Можно облегчить задачу, использовав готовый, большой платок, на который можно наклеить какие-нибудь символы мира и согласия. Взрослым об этом напоминают голубь, земной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации. Постарайтесь их учесть. Главное, чтобы полученное творение нравилось вашим сыну или дочери и вызывало у них положительные эмоции.
4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.
А сейчас предлагаю вам всем объединиться в пары, с рядом сидящим.
Поиграем в игру «Сколько?»
Я вам буду задавать вопрос, а вы в своей паре должны показать ответ на пальцах, причем, не договариваясь об этом словесно, а только глядя друг на друга.
- Сколько ушей у зайчат?
- Сколько ножек у стола?
- какая по счету среда?
- сколько будет 5-3?
Данный игровой прием, развивает умение согласовывать действия с партнером, помогает снять эмоциональное напряжение детей.
А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. «Чашки»
Мне нужно 2 педагога
Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот, кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.
Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.
Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимные моменты.
Рефлексия:
Если, вы довольны полученным результатом, то вы - улыбнитесь
Если, вам было не интересно, то вы наклоните голову вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....
Мастер- класс для педагогов «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга».
мастер класс...
Мастер-класс для педагогов "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Целью данного мастер-класса является ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...
Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры"
Мастер-класс для родителей. «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры" Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприят...
Мастер - класс для педагогов : «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Цель : знакомство педагогов с методами развития мелкой моторики рукдетей дошкольного возраста через нетрадиционные техники р исования...