Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема «Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с кукл
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Задачи:
1. Образовательные:
· Знакомство детей с русским бытом, утварью;
· Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
2. Развивающие:
· Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
· Развитие интереса к познанию нового материала.
3. Воспитательные:
· Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
4. Речевые:
· Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
· Словарь: предметный – изба, сени, горница, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
· Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_proshloe_s_kukloy_katey.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе.
Тема «Народная культура и традиции»
«Путешествие в прошлое вместе с куклой Катей»
«Познавательное развитие» на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 3-4лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся с бытом, обычаями, традициями и утварью русского народа.
Задачи:
- Образовательные:
- Знакомство детей с русским бытом, утварью;
- Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
- Развивающие:
- Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
- Развитие интереса к познанию нового материала.
- Воспитательные:
- Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
- Речевые:
- Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
- Словарь: предметный – изба, сени, горница, ухват, чугунок, потешка; определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; плясать, петь, стряпать, обмазывать, месить.
- Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных множественного числа.
- Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
- Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление куклы Кати); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
- Наглядные: изображения русской избы, утвари, одежды.
- Словесные: дидактические игры «Один-много», «Узнай потешку».
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка кукла Катя; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется кукла Катя.
Кукла Катя: Здравствуйте ребята!
Воспитатель: Здравствуй. Какой красивый у тебя наряд. Такие сейчас уже не носят. Наши дети сейчас совсем по другому одеваются.
Кукла Катя: И правда! Ваща одежда совсем другая. А много лет назад одевались именно так. (показать изображения одежды)
Воспитатель: Да с тех времен одежда поменялась. И сейчас люди одеваются совсем по другому. Садитесь на стульчики, будем знакомиться. Как тебя зовут?
Кукла Катя: меня зовут Катя. Но в старые времена говорили-кличут.
Воспитатель: А что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кукла Катя: Кличат – это по-старинному значит «зовут».
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь?
Кукла Катя: много. А вас ребята как зовут (дети называют свои имена)
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кукла Катя: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно хотим!).
Кукла Катя: ну тогда смотрите и слушайте!
Катя вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кукла Катя: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кукла Катя: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кукла Катя: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Куклой Катей поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Куклой Катей
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д. Проводится игра «Один – много».
Кукла Катя: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кукла Катя: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кукла Катя: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кукла Катя: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кати узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Ответы детей (когда тетки засыпают).
Кукла Катя: баю-баюшки-баю, баю Катеньку мою! Чегой-то я спать зохотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.
Воспитатель: иди, Катенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания!
Дети прощаются с Катей. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кати было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они использовались
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно -образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» тема «В гостях у капельки» ( вторая младшая группа)
Конспект проведения занятия с детьми....
Конспект НОД. «Познавательное развитие » (Формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема: «Ягоды».
Цель: формировать знания у детей о ягодах.Задачи:1.Образовательные:Закрепить названия ягод.Учить отличать садовые ягоды от лесных.Учить называть отличительные особенности их внешнего вида;Учить отвеча...
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
1. Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2. Развивающие:Разв...
Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию формированию целостной картины мира, расширение кругозора «Как помочь птицам?»
Расширять и конкретизировать знания детей о зимующих птицах Белгородской области, активизировать в речи и уточнить их названия. Познакомить с зимующими птицами Белгородской области, рассказать о том, ...
Конспект ООД в средней группе по образовательной области «Познавательное развитие»: формирование целостной картины мира на тему «Домашние животные»
Конспект ООД в средней группе "Домашние животные" по ФКЦМ...
Конспект открытого занятия познавательному развитию (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе Тема: «Перелетные птицы»
Конспект открытого занятияпо познавательному развитию(формирование целостной картины мира)во второй младшей группе «Журавлики»Тема: «Перелетные птицы»...