Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Колесникова Вера Исаевна

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста  

"Одежда, обувь, головные уборы»

Программное содержание 

     Формировать обобщающее понятия «одежда», «обувь» «головные уборы»

     Расширять и активизировать словарь по теме одежда», «обувь», «головные уборы», упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа, 

     Продолжать обучать составлению распространенных предложений по мнемодорожкам, формировать умение согласовывать слова в предложении;

     Развивать зрительное внимание и восприятие речевого слуха, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    Воспитывать сознательное отношение к использованию одежды для сохранения своего здоровья

Оборудование:

  1. Дидактическая игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  9. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;

Ход непосредственно образовательной деятельности

 Организационный момент

Беседа: Ребята вы знаете, что люди не всегда так выглядели, как сейчас. Древний человек выглядел примерно так

Слайд №1

Он не носил привычной нам одежды, обуви, головных уборов. Но шло время, менялся человек и менялась его одежда

Слайд №2

Воспитатель: как вы думаете современному человеку удобно в такой одежде? (ответы детей)

Воспитатель: менялась жизнь человека, окружающая обстановка и менялась его одежда. Современного человека  привыкли видеть таким

Слайд №3

 Воспитатель: вы догадались, о чём мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

 Воспитатель: да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде, обуви и головных уборах.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Молодцы!

 Игра «Чего нет?» образование  родительного падежа множественного числа (дети рассматривают картинки на столах и слайде, составляют предложения)

У меня нет платья

У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах  у детей,  помещаются на слайде

II. Сообщение темы и задач занятия

Воспитатель: О чем мы будем сегодня говорить?

Воспитатель: Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви и головных уборах.

Воспитатель:  Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей  и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут? (упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам)

Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.

Воспитатель:  Какие шляпы подарили Незнайке друзья? (дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке:

Ответы детей: знайка подарил голубую шляпу и т.д.

 Игра «Письмо от портного Ежика» 

Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать кому какую одежду сшил ежик? (дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки вставляются кусочки материала. Определяют, какой это материал и составляют предложения)

 Воспитатель: Какую юбку сшил ежик для белки? (ёжик для  белки сшил юбку  из шёлка)

     Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице.

  Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались 
(примерный рассказ по мнемотаблице) 

   Ответы детей: я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

(джинсы)

(шапка)

(платье)

Картинки-отгадки помещаются на интерактивную доску

   Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное. Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

   Игра «Письмо от Тани»

 Рассказывание стихотворения по мнемотаблице

 Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.

        Давайте вместе его прочитаем.

        Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить (рассказы детей)

    Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате. Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а  помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие » для детей старшего дошкольного возраста ( 6-го года жизни) Тема: « В гостях у сказки»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста ( 6- го года жизни) " В гостях у сказки". Занятия направлено на решение задачи по  развитию повествовательной речи с испо...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с подготовительными физическими упражнениями к спортивной игре волейбол.Задачи:Обучающие1....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"

Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Одежда, обувь, головные уборы"

Группа: старшая группа (5-6 лет)Тема НОД: «Одежда, обувь, головные уборы»Образовательная область: речевое развитиеВиды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативнаяФорма проведени...

«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду ...