«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
статья
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение развитию речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь – это залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.ppt.pptx | 2.91 МБ |
rmo-doklad_yakimycheva.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету» К.Д. Ушинский
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами»
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Л.В. Эльконина и др.- это наглядность. Вторым вспомогательным фактором является план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский.
Воробьёва В.М. - сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями , Глухов В.П. - блоками –квадратами , Большева Т.В. - коллажем , Ефименкова Л.Н. - схемой составления рассказа .
МНЕМОТЕХНИКА МНЕМОКВАДРАТ – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. МНЕМОДОРОЖКА – на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. МНЕМОТАБЛИЦА - это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: Предметные картинки; Силуэтные изображения; Геометрические фигуры.
Составление схемы рассказа о диком животном
СТИХОТВОРЕНИЯ Пять цыплят, пять утят и гусят, Пять телят, жеребят и козлят, Пять мышат и котят, семь ежат И пятнадцать смешных лягушат. Я рисую лето Я рисую лето – А какого цвета? Красной краской – Солнце, На газонах розы, А зеленой – поле, На лугах покосы. Синей краской – небо И ручей певучий. А какую краску Я оставлю туче? Я рисую лето – Очень трудно это… П. Прануза
Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева
ПОТЕШКИ, ЧИСТОГОВОРКИ
ЗАГАДКИ Сидит девица в темнице, А коса – на улице. Кто это? (морковь) Без окон, без дверей Полна горница людей. Что это? (огурец)
ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК
ВЫВОД В результате использования схем, таблиц и мнемотаблиц : Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; Появляется желание пересказывать – ребенок понимает, что это совсем не трудно; Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям; Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить , что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут Вам в развитии речи дошкольника. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8
Выступление из опыта работы
«Использование схем и моделей при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель
Якимычева В.В.
г. Апшеронск, 2021 г.
слайд 2
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение развитию речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь – это залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.
слайд 3
Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора, телефона или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы, мало разговаривает с ними на различные темы.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
слайд 4
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс развития речи. Один из таких факторов, по мнению отечественных учёных - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
Схемы и методы помогают детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем; обогащают словарный запас детей, развивают связную речь; учат последовательности, логичности, полноте и связности изложения; развивают мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память; снимают речевой негативизм, воспитывают у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе; развивают мелкую моторику у детей.
слайд 5
Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев эффективность наглядного материала, я в своей работе использую готовые схемы и модели в течении учебного года при организации образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Использование схем и моделей в развитии речи детей в дошкольной педагогике называют по-разному. Так:
Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями,
Глухов В.П.- блоками –квадратами,
Большева Т.В.-коллажем,
Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
слайд 6
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей.
Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
При работе с мнемотаблицами нужно придерживаться следующей последовательности:
1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2) Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
слайд 7
Так при составлении описательного рассказа. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Для этого использую схемы для составления описательного рассказа.
слайд 8
Но после того как дети научились выделять признаки предмета, они могут сами составить схему-таблицу описательного рассказа о предмете.
слайд 9
При заучивании стихотворений также можно использовать схемы. Этапы работы над стихотворением:
1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
слайд 10
По началу взрослый рисует или берет готовую схему-таблицу к стихотворениям, потом дети сами делают схему к стихотворению.
слайд 11, 12
Так же как и при заучивании стихотворений, можно использовать схемы и при заучивании чистоговорок, потешек, загадок.
слайд 13
Пересказ. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
слайд 14
Вывод. В результате использования схем, моделей и мнемотаблиц:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.
слайд 15
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники.
закреплять умение составлять сказку, используя мнемотаблицы....
Образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста с использованием разных видов театра.
развивать умение инсценировать сказку с помощью разных видов театра....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)
Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа
Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Пересказ сказки "Как ежик шубу менял"
Продолжать учить детей в пересказе небольшого литературного произведения, передаваю сюжет, диалоги героев....
Использование потенциала театрализованной деятельности для развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Презентация опыта работы по театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ...
Использование театрализованной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Развивать и совершенствовать речь детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности....
- Мне нравится (1)