"Идет волшебница - Зима"- конспект занятия в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
"Идет волшебница - Зима". Уточнить и обобщить знания детей о зимних явлениях в природе, вспомнить и закрепить знакомые стихи о зиме. Воспитывать интерес и желание беречь природу. Наблюдения на прогулках, зимние игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия "Идет волшебница - зима" | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип: обучающий.
Вид: ознакомление с окружающим.
Тема: «Идет волшебница зима».
Возраст: подготовительная к школе группа
Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.
Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.
Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Материал: иллюстрации с изображением русской природы зимой, календарь погоды, оборудование к опытам, рабочая тетрадь.
Словарная работа: вьюга, пурга, метель, лютень, просинец, ветродуй.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, экскурсиях по лесу, парку, рассматривание картин, иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов.
Структура занятий и методические приемы:
I Вводная часть.
а) стихотворения А.С. Пушкина.
б) зимний месяц – декабрь.
в) пословица.
II Основная часть.
а) беседа о месяцах зимы.
б) работа с календарем погоды
в) опыт со снегом.
д) работа в тетради, рассматривание иллюстраций.
III Заключительная часть.
а) обобщающая беседа воспитателя «Одеяло бело,
всю землю одело».
б) анализ занятия.
Ход занятия:
«Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы». А. С. Пушкин
Восп. – О каком времени года это стихотворение А. С. Пушкина?
Дети – О зиме.
Восп. – Да. Это о зиме. У нас наступает зима. Сколько месяцев зимой? Декабрь, Январь, Февраль.
Первый месяц зимы – Декабрь в старину называли Лютень, Студень, Стужайло. О чем говорят нам эти названия? Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо мороз колет».
С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.
Послушайте послвицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети – Белые холсты – это снег, он покрывает всю землю, мосты – это лед.
Восп. – Второй месяц зимы – январь. В народе его называют Просинец. Потому что в январе чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Ребята, а греет ли январское солнце?
Дети – Нет, солнце светит, но не греет.
Восп. предлагает детям по календарю наблюдения за погодой определить в каком из дней был ветер, снег шел, сильный мороз был.
Дети выполняют задание и определяют самый ветреный, снежный и морозный день.
Физкультминутка «Зайка»
«Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодной сидеть –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять –
Надой зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал.
Зайка – прыг! И убежал…»
Восп. – Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. Что это значит?
Дети – После февраля наступает март, а это уже первый весенний месяц. Днем солнце пригревает, но ночью еще холодно.
Восп. – Правильно, дети. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже веет весной. Пословица говорит: В феврале два друга – мороз да вьюга. Вы обратили внимание, как часто мы говорим: вьюга, метель, пурга… А что это такое?
Дети – Это когда дует сильный ветер, поднимает с земли снежинки и несет их. Ветер со снегом – это метель. Бывает, что метель называют вьюгой. Это когда ветер воет «Вьююю-у-уу! Я вьююю-у-уга!» Так метель сама себя называет А бывает, что ветер поднимает снег и крутит, кидает в разные стороны и вверх, метет по земле. В такую метель ничего не видно на несколько метров. Это пурга.
Восп. – А сейчас отгадайте загадку «Одеяло бело, всю землю одело». Что это?
Дети – Снег покрыл всю землю.
Восп. – В начале занятия мы положили в 2 чашки по комочку снега. Одну чашку завернули в шарф, а другую оставили открытой. А сейчас посмотрим, что же произошло со снегом. Как вы думаете, в какой чашке снег растаял быстрее?
Дети – В шарфе.
Восп. – Давайте посмотрим. Снег растаял в открытой, а в завернутой нет, потому что шарф не пропускает комнатное тепло к снежку, задерживает его.
Ребята, а зачем человек зимой надевает шубу?
Дети – Шуба греет.
Восп. – Но шуба не горячая, как батарея или огонь. Почему же в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает в него холод. Бывают шубы из камня, стекла, дерева. Что это?
Дети – Это каменные, деревянные дома, термос.
Восп. – Так почему говорят «одеяло бело всю землю одело»? Почему под снегом теплее? Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? Слой снега не пропускает холод в берлогу медведя, защищает от холода и растения, корни деревьев, которые остались под ним.
Вот сегодня мы с вами поговорили о зиме, прекрасном времени года, вспомнили зимние месяцы, приметы зимы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: « Зима. Новый год»
Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой кат...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Волшебница вода".
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны. Они любят экспериментировать. Для этого мы создали мини-лабораторию, где мы ставили элементарные опыты. В этом занятии дети ставят опыты с...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня Тема: «Зима. Зимние месяцы.»
ТЕМА: Ориентирование во времени: время года "Зима. Признаки времени года"ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие речи, психомоторики учащихся....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе. "Что делают птицы зимой?"
Расширять и обогащать знания детей о зимующих и перелетных птицах, развивать конструкторские способности, развивать тактильные ощущения, формировать качества творческой личности, воспитыва...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»
Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших д...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Весна идет, весне дорогу».
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные). Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове....
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»
Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.Задачи:...