Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших дошкольников. В ходе занятия используется большое кол-во методов передачи наглядной и словесной информации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений);социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы); беседа, вопросы поискового характера, размышление.Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие; позволяет усваивать материал на более высоком уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Зима" | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III год обучения).
Возраст детей: 6 лет.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Используемые интерактивные технологии: «дерево решений», элементы проблемного обучения, ТРИЗ.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- Методы словесной передачи информации: беседа, вопросы поискового характера.
- Методы наглядной передачи информации: наглядный материал.
- Методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха); познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений); социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).
- Методы контроля и самоконтроля: устные, самоконтроль и взаимоконтроль.
Цель: создание условий для развития речевой и познавательной активности
детей 6 лет.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы.
- Упражненять в согласовании прилагательных с существительными в роде (подбор предметов к признакам).
- Продолжать учить детей точно и четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свою точку зрения, делать выводы.
- Закреплять умение детей сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, проявлять любознательность.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи,
доказательную речь.
- Развивать умение формулировать выводы на основе умозаключений.
- Развивать память, внимание, воображение, умение снимать мышечное и
зрительное напряжение во время продолжительной умственной работы.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать, не перебивая друг друга, взаимодействовать в группе.
- Воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию.
- Приобщать к элементарным общепринятым нравственным и безопасным правилам и нормам поведения.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о зиме; беседы о признаках зимы; о безопасном поведении в зимнее время года, закаливании, правильном питании; составление ствола и веток дерева на фланелеграфе.
Демонстрационный и раздаточный материал: наборный фланелеграф «дерево знаний», картинки с изображением предметов, явлений; картинки снежинки для зрительной гимнастики.
Ход занятия:
- Подведение к теме занятия. Побуждение детей к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов. Чтение стихотворений.
Логопед: Ребята, послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила
- О чем это стихотворение? (О зиме.)
- С каким настроением, интонацией я его прочитала? (Радость.)
- Послушайте еще одно стихотворение
Вот, север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима
- А это стихотворение как прочитано? (Настороженно, загадочно.)
- Уточнение словаря по теме. Упражнение в согласовании
прилагательных с существительными в роде (Подбор предметов к признакам.)
Ребята, какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа.)
— Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль.)
— Что происходит зимой на водоёмах? (Вода становится льдом.)
— Какой бывает снег? (Лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный.)
— Как называется маленькая частичка снега? (Снежинка.)
— Что можно сказать про снежинки? Они какие? (Легкие, красивые, хрупкие.)
Давайте вместе подумаем, а зима – это хорошо или плохо?
- Педагог объясняет условие игры. Дети делятся на две команды. Каждой команде (ребенку) выдаются карточки с изображением положительных и отрицательных сторон зимнего периода. Образуют два круга – внутренний и внешний (внутренний – плюс, внешний – минус). Движение начинает внутренний круг – переходя от одного участника к другому, ребята показывают картинку, называя её и спрашивая: «Хорошо или плохо?» (Зимой скользко, можно поскользнуться и упасть – это хорошо или плохо?) Если плохо, то карточку забирает участник из внешнего круга, если плюс – остается у участника внутреннего круга.
После того как все карточки закончились, педагог просит прикрепить карточки к таблицам «+» и «-»
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- Проблемная ситуация «Где снежинки» по рассказу Н. Калининой
- Ребята, а как называется частичка снега (снежинка)
Проблемная ситуация «Где снежинки» по рассказу Н. Калининой
- Леночке очень нравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите какие красивые!» А на рукавицах блестят только капельки воды.
- Где же снежинки? (Ответы детей.)
- Что же делать? Как полюбоваться снежинками? (Ответы детей.)
- Очень хочется полюбоваться снежинками прямо сейчас! Но мы не можем сейчас выйти на улицу. У меня есть снежинки из бумаги, давайте с ними поиграем и полюбуемся ими. Надевайте варежки, внимательно слушайте задание и повторяйте за мной движения.
- Физпауза
Вот моя снежинка – на моей ладошке | Показать ладошки. |
Поднесу поближе, посмотрю немножко. | Посмотреть на руку перед собой |
Вот снежинка далеко | Максимально отвести от себя руку вперед |
А теперь уж – близко | Приблизить руку к лицу |
Снежинка в небе высоко | Поднять руку и посмотреть вверх |
И опустилась низко | Опустить, посмотреть вниз |
Вправо руку отвожу, и на снежинку я гляжу | Отвести руку вправо, проследить взором |
Влево руку отведу, снежинку взглядом провожу | То же движение влево |
Вправо – влево смотрят глазки, Снежинка прямо как из сказки | На каждое слово переводить взгляд вправо – влево |
Снежинке уже спать пора, | Закрыть глаза без напряжения |
Посчитаю: раз, два, три, быстро поморгаю | Моргать глазками |
Раз, два, три, четыре, пять, | Вытянуть руки вверх, потянуться, помахать |
- «Дерево решений»
- Мы выяснили с вами, в каких случаях зима – это хорошо, а в каких плохо. Я предлагаю вам составить дерево решений, с помощью которого мы найдем решение – ответ еще на один вопрос: «Что нужно сделать, чтобы зима приносила нам радость». Посмотрите на наше дерево. Его ствол – это наш с вами вопрос – проблема. Его ветки – это пути решения проблемы – с помощью чего мы её решим. Мы найдем эти пути и подберём примеры – приклеим картинки-примеры. Вспомните ещё раз минусы и плюсы зимы. Найдите и прикрепите картинки с ответами к веткам. (в случае затруднения, педагог помогает детям наводящими вопросами найти пути решения, примеры дети выбирают и наклеивают сами). Молодцы, справились.
- Так что нужно сделать, чтобы зима приносила нам радость?
Обобщающие ответы детей:
- укреплять здоровье (занятие физкультурой и зимними забавами, прививки,
витамины, одежда);
- правильно питаться (кушать больше овощей, фруктов, орехи, мед);
- соблюдать безопасность (не ходить близко под крышей – может упасть снег и сосульки, носить не скользкую обувь, не лазить по сугробам в незнакомых
местах, не толкаться на горке и т.д.);
- оказывать помощь животным (изготавливать кормушки для птиц,
подкармливать бездомных животных вместе со взрослыми).
7. Итог занятия.
Оценка и самооценка деятельности детей.
Молодцы, теперь каждый, кто посмотрит на наше дерево, поймет, что нужно
делать, чтобы зима приносила нам радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему
Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Весна"....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Домашние животные"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"
Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...
Конспект итогового выпускного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) по теме: «Путешествие в страну Знаний»
Конспект: "Путешествие в страну Знаний"...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Сказочное путешествие по морским островам»
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ТНР....