Тексты сказок и примерные варианты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Тексты сказок и примерные варианты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками.
Примерный конспект образовательной деятельности «Чтение сказки «Однажды».
Смешанный вид сказки: социально-бытовая.
Цель: Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации.
Задачи:
- закрепить знания о значимости видов труда;
- расширять осведомленность о видах труда взрослых;
- воспитывать интерес и ценностное отношение к различным видам труда взрослых;
- формировать желание слушать сказки с общественной тематикой;
- формировать умение воспринимать и пересказывать сказку, не имеющую динамично развивающегося сюжета, изобилия волшебных средств и привычных сказочных превращений;
- развивать воссоздающее воображение;
- развивать способность отображать образные представления в своих рисунках.
Функции педагога: дидактические (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества людей).
Принцип. Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи.
Однажды.
Однажды в селе Белогорье появился странствующий художник. Он принес с собой мольберт, кисточки с красками и несколько холстов для создания своих чудесных картин. В Белогорье жили многие мастеровые: гончары и плотники, сапожники и портные, скотоводы и хлебопашцы, а своих художников не было. Все жители Белогорья считали, что труд художника не приносит пользы людям, в отличие от других профессий. И вот в их селе появился художник-чужестранец. Они настороженно отнеслись к его появлению. Ну какая им от него польза? Никакой пользы, никакой радости, решили селяне. Радость может быть только от труда, которым занимались они.
Жители села Белогорье были людьми воспитанными и культурными, к художнику отнеслись вежливо и приветливо. Предложили поселиться в одном из домов своего села. Накормили, напоили его. Были с ним гостеприимны, как и с каждым гостем села Белогорье.
Художник прожил в селе недолго и, отправляясь опять в путь, поблагодарил сельчан за гостеприимство – подарил им картины, которые написал в их селе. Это были пейзажи с изображениями реки, засеянным пшеницей полем, залитой солнечным светом лесной поляной с распустившимися луговыми цветами, портреты гончара, плотника, портного, плотника за работой. А еще он подарил картину с купающимися в реке деревенскими детьми. Художник оставил на память свои картины. Много картин оставил художник. Так много, что почти в каждом доме на стене появились его полотна.
А художник тот был не простой. Он владел волшебством. Его картины издавали звуки: тихое журчание ручья, шелест листьев, птичий гомон. Цветы, изображенные на его холстах, источали тонкий аромат.
Прошло время. А художника люди не забыли. Каждый день, глядя на подаренные им картины, они с теплотой в сердце вспоминали его. И созерцание картин вызывало в их сердцах чувство радости, что было удивительно для них. На улице зима, а на картине по-прежнему цветущий луг. А вот и сам плотник смотрит на себя, занятого своим трудом. А вот и подросшие ребятишки смотрят, как они играли, будучи еще совсем маленькими. И в каждом доме остался не просто кусочек полотна с нанесенным на него красками изображением, а частица души художника. Его добрый взгляд на людей, природу, который он сумел передать в своих картинах. Начали понимать жители села, что труд художника приносит пользу их душе, вызывает удивительные, возвышенные чувства.
А что же наш художник? А он и дальше странствовал по городам и селам. И в каждом городе или селе оставлял добрую память о себе. А еще изменял души людей. Они полюбили его живопись. И уже никогда не думали, что труд художника не ценен в сравнении с их трудом.
Прошло время, и в Белогорье появились странствующие музыканты, поэты, циркачи, артисты. Жители Белогорья стали понимать все больше и больше, что, кроме их труда, создающего хлеб, сапоги, платье, есть другой труд, результатом которого являются картины, песни, поэзия, музыка, спектакль. Ведь каждый труд ценен.
Ход деятельности
- (Создание интереса к предстоящему чтению сказки.) Рассматривание вместе с детьми иллюстраций к сказке, сделанных педагогом или художником, еще до ее прочтения.
- Первичное прочтение сказки.
- Формирование словаря новыми словами и выражениями (странствующий, источали, гомон, настороженно, частица души).
- Вопросы на выделение главных героев и второстепенных, волшебных средств, использованных в сказке:
- Кого бы вы назвали главным героем сказки?
- О ком еще упоминается в этой сказке?
- Какие волшебные средства действуют в этой сказке?
- Вопросы на краткую характеристику героев:
- Какими были жители села?
- Что вы сможете рассказать о художнике?
- Вопросы на восстановление последовательность ключевых событий сказки:
- Вспомните, как появился художник в селе?
- Чем он занимался, пока гостил в Белогорье?
- Что происходило в селе после его ухода?
- Вопросы на установление причинно-следственных связей в сказке:
- Расскажите, как отнеслись жители села к художнику в самом начале сказки?
- Какое в начале сказки было у них отношение к его труду?
- Как вы думаете, почему это отношение изменилось в конце сказки?
- Вопросы на нравственную оценку поступкам героев:
- Хотя жители села и сомневались в пользе труда художника, но проявили к нему гостеприимство. Как мы можем оценить их поступок?
- Есть ли в этой сказке отрицательные персонажи?
- Вопросы на обратную связь (понимание педагогом, насколько детям понятен смысл сказки):
- Как вы думаете, если бы картины художника не были волшебными и не издавали приятных звуков и запахов, полюбили бы жители села эти картины?
- Почему вы так считаете?
- Вопросы на осмысление нравственной идеи сказки:
- Назови, что является плодами труда гончара, сапожника, хлебороба?
- Что является плодом труда художника, поэта, композитора?
- Подумайте и скажите, какую ценность для людей представляет труд художника?
- Чем ценен труд поэта и композитора?
- Почему жители села стали уважительно относиться к труду художников, поэтов, музыкантов? Что повлияло на изменение их мнения?
- Как вы считаете, какой самый ценный вид труда из существующих на земле?
- Чему учит нас эта сказка?
- Вопросы на формирование словесно-логического мышления:
- Как вы думаете, почему сказка называется «Однажды»?
(Выслушиваются разные мнения детей, обобщаются их ответы).
- Предложите детям придумать разные присказки, зачины и концовки к этой сказке.
Примерный конспект образовательной деятельности
«Чтение сказки «Я и мы».
Педагогическая сказка корректирующей направленности.
Цели:
- Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации;
- Формирование самооценки и образа «Я»;
- Усвоение морально-этических норм индивидуальных действий и коллективного взаимодействия детей, принятых в обществе;
- Воспитание, развитие и совершенствование личностных качеств;
- Становление социально-ценностных, доброжелательных и равноправных взаимоотношений между сверстниками.
Задачи:
- вызывать желания играть не в одиночку, а со сверстниками, формируя привлекательность к коллективным видам детской деятельности, посредством сюжета сказки;
- способствовать формированию положительного образа коллективных игр, желания играть и трудиться сообща;
- прививать чувства скромности и коллективизма;
- подводить от ситуативного, конкретного восприятия к обобщенному пониманию замысла сказки как художественного произведения;
- оказывать мягкое влияние на поведение некоторых детей способом замещения преобладающего в стиле их поведения индивидуализма на позитивность, общительность, дружелюбие, незаносчивость и коллективизм;
- формировать умение запоминать и последовательно пересказывать сказку.
Функции педагога: корректирующие; примера выбора индивидуального и коллективного видов детской деятельности; формирование готовности к совместным видам деятельности со сверстниками.
Принцип. Приобщение детей к социокультурным нормам.
Я и мы.
Была в Белогорье библиотека. На стеллажах стояло много разных книг. И жили в книгах разные слова. Много слов. Но больше всех выделялись два слова: «Я» и «Мы». Слово «Я» означало одного человека, который сам все делал, сам о себе говорил, сам о своих делах рассказывал. Бывало, часто сам себя и хвалил-расхваливал.
А слово «Мы» означало несколько человек. И когда они говорили «Мы», означало, что они сразу обо всех говорили, а не каждый сам о себе. Слово «Мы» означало коллектив, дружбу, единое дело, которым все вместе занимались, общую игру, в которую все вместе весело играли.
Слово «Я» было важным и гордым. «Я» хвасталось всем, что оно умеет что только ни делать: рисовать, лепить, петь, читать, на иностранном языке говорить, фигурным катанием заниматься, из лука стрелять и многое другое.
Вот только спустя какое-то время загрустило слово «Я». Надоело ему быть только с самим собой, когда рисует, когда лепит, когда поет, читает и во всех других делах, которые слово «Я» очень хорошо делало, но в одиночестве. А это стало так грустно, скучно и совсем не интересно.
Захотело слово «Я» в шахматы сыграть. А как одному это сделать? Захотело слово «Я» в теннис поиграть, а как ему это желание осуществить? Захотелось слову «Я» поговорить, пообщаться. А не с кем.
Слово «Мы» вмещало в себя несколько слов «Я». Но только тех «Я», кто не хотел быть в одиночестве. Кто захотел войти в коллектив и называться словом «Мы». «Мы» некогда не бывает скучно, неинтересно и тем более грустно. Разве «Мы» это позволит «Я», входящего в состав слова Мы»? Никогда! «Мы» означает вместе. А вместе всегда бывает лучше, чем одному. «Мы» всегда приходит на помощь каждому «Я», входящему в состав слова «Мы».
Но и все «Я» из слова «Мы» никогда не бывают эгоистами, любящими только самих себя. Они всегда помогают и выручают друг друга.
Вот слово «Я» и решило, что в одиночестве как раз нечем гордиться. В одиночестве получается не гордость, а гордыня. Гордо звучит только слово «Мы». И слово «Я» решило для себя перестать быть только этим словом. А хотя бы изредка объединяться со многими другими «Я» и называться по-настоящему гордым словом «МЫ».
Решило – так и сделало. Позвало к себе из разных книг много других слов «Я», и стали они словом «МЫ».
А вы каким словом сами себя чаще называете: «Я» или «МЫ»? И какое из этих слов больше цените и любите? Подумайте над этим.
Ход деятельности
- Скажите детям, что прочтете им сказку с интересным названием «Я и мы». Предложите им в процессе прослушивания сказки подумать и найти ответ на вопрос: почему она так называется?
- Первичное прочтение сказки.
- Формирование словаря с объяснением значений слов (стеллаж, хвалил-расхваливал, эгоисты, гордость, гордыня).
- Пообщайтесь с детьми, которые захотят ответить на вопрос, заданный перед чтением сказки.
- Вопросы на подведение от ситуативного, конкретного восприятия к обобщенному пониманию замысла сказки как художественного произведения:
- Как вы думаете, кого символизируют в сказке ее герои «Я» и «Мы»?
- Скажите, что вы умеете делать сами?
- Какими делами и играми невозможно заняться в одиночку?
- Любите ли вы чаще играть в одиночестве или с товарищами? Почему?
- Предложите детям рассмотреть иллюстрации к этой сказке и пересказать сказку с опорой на них.
- В следующий раз можете рассказать детям сказку, сопровождая ее показом, используя кружочки разного цвета и величины. Маленькие разноцветные кружочки – «Я» - и большие кружочки одного цвета – «Мы», на которых изображены несколько маленьких разноцветных кружочков, как бы наглядно демонстрируют, что в значении «Мы» заключено несколько «Я».
- Предложите детям придумать другой зачин и концовку к сказке.
- (Создание условий для художественной культурной практики детей и вовлечения родителей в образовательную деятельность.) Предложить детям дома изобразить в рисунках разные виды деятельности, осуществляемые вместе с членами своей семьи или самостоятельно.
- Предложить детям дома совместно с родителями придумать разные присказки и зачины к этой сказке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тексты сказок и примерные варианты организации образовательных ситуаций по ознакомлению детей со сказками.
Примерный конспект образовательной деятельности «Чтение сказки «Однажды».
Смешанный вид сказки: социально-бытовая.
Цель: Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации.
Задачи:
- закрепить знания о значимости видов труда;
- расширять осведомленность о видах труда взрослых;
- воспитывать интерес и ценностное отношение к различным видам труда взрослых;
- формировать желание слушать сказки с общественной тематикой;
- формировать умение воспринимать и пересказывать сказку, не имеющую динамично развивающегося сюжета, изобилия волшебных средств и привычных сказочных превращений;
- развивать воссоздающее воображение;
- развивать способность отображать образные представления в своих рисунках.
Функции педагога: дидактические (формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества людей).
Принцип. Приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи.
Однажды.
Однажды в селе Белогорье появился странствующий художник. Он принес с собой мольберт, кисточки с красками и несколько холстов для создания своих чудесных картин. В Белогорье жили многие мастеровые: гончары и плотники, сапожники и портные, скотоводы и хлебопашцы, а своих художников не было. Все жители Белогорья считали, что труд художника не приносит пользы людям, в отличие от других профессий. И вот в их селе появился художник-чужестранец. Они настороженно отнеслись к его появлению. Ну какая им от него польза? Никакой пользы, никакой радости, решили селяне. Радость может быть только от труда, которым занимались они.
Жители села Белогорье были людьми воспитанными и культурными, к художнику отнеслись вежливо и приветливо. Предложили поселиться в одном из домов своего села. Накормили, напоили его. Были с ним гостеприимны, как и с каждым гостем села Белогорье.
Художник прожил в селе недолго и, отправляясь опять в путь, поблагодарил сельчан за гостеприимство – подарил им картины, которые написал в их селе. Это были пейзажи с изображениями реки, засеянным пшеницей полем, залитой солнечным светом лесной поляной с распустившимися луговыми цветами, портреты гончара, плотника, портного, плотника за работой. А еще он подарил картину с купающимися в реке деревенскими детьми. Художник оставил на память свои картины. Много картин оставил художник. Так много, что почти в каждом доме на стене появились его полотна.
А художник тот был не простой. Он владел волшебством. Его картины издавали звуки: тихое журчание ручья, шелест листьев, птичий гомон. Цветы, изображенные на его холстах, источали тонкий аромат.
Прошло время. А художника люди не забыли. Каждый день, глядя на подаренные им картины, они с теплотой в сердце вспоминали его. И созерцание картин вызывало в их сердцах чувство радости, что было удивительно для них. На улице зима, а на картине по-прежнему цветущий луг. А вот и сам плотник смотрит на себя, занятого своим трудом. А вот и подросшие ребятишки смотрят, как они играли, будучи еще совсем маленькими. И в каждом доме остался не просто кусочек полотна с нанесенным на него красками изображением, а частица души художника. Его добрый взгляд на людей, природу, который он сумел передать в своих картинах. Начали понимать жители села, что труд художника приносит пользу их душе, вызывает удивительные, возвышенные чувства.
А что же наш художник? А он и дальше странствовал по городам и селам. И в каждом городе или селе оставлял добрую память о себе. А еще изменял души людей. Они полюбили его живопись. И уже никогда не думали, что труд художника не ценен в сравнении с их трудом.
Прошло время, и в Белогорье появились странствующие музыканты, поэты, циркачи, артисты. Жители Белогорья стали понимать все больше и больше, что, кроме их труда, создающего хлеб, сапоги, платье, есть другой труд, результатом которого являются картины, песни, поэзия, музыка, спектакль. Ведь каждый труд ценен.
Ход деятельности
- (Создание интереса к предстоящему чтению сказки.) Рассматривание вместе с детьми иллюстраций к сказке, сделанных педагогом или художником, еще до ее прочтения.
- Первичное прочтение сказки.
- Формирование словаря новыми словами и выражениями (странствующий, источали, гомон, настороженно, частица души).
- Вопросы на выделение главных героев и второстепенных, волшебных средств, использованных в сказке:
- Кого бы вы назвали главным героем сказки?
- О ком еще упоминается в этой сказке?
- Какие волшебные средства действуют в этой сказке?
- Вопросы на краткую характеристику героев:
- Какими были жители села?
- Что вы сможете рассказать о художнике?
- Вопросы на восстановление последовательность ключевых событий сказки:
- Вспомните, как появился художник в селе?
- Чем он занимался, пока гостил в Белогорье?
- Что происходило в селе после его ухода?
- Вопросы на установление причинно-следственных связей в сказке:
- Расскажите, как отнеслись жители села к художнику в самом начале сказки?
- Какое в начале сказки было у них отношение к его труду?
- Как вы думаете, почему это отношение изменилось в конце сказки?
- Вопросы на нравственную оценку поступкам героев:
- Хотя жители села и сомневались в пользе труда художника, но проявили к нему гостеприимство. Как мы можем оценить их поступок?
- Есть ли в этой сказке отрицательные персонажи?
- Вопросы на обратную связь (понимание педагогом, насколько детям понятен смысл сказки):
- Как вы думаете, если бы картины художника не были волшебными и не издавали приятных звуков и запахов, полюбили бы жители села эти картины?
- Почему вы так считаете?
- Вопросы на осмысление нравственной идеи сказки:
- Назови, что является плодами труда гончара, сапожника, хлебороба?
- Что является плодом труда художника, поэта, композитора?
- Подумайте и скажите, какую ценность для людей представляет труд художника?
- Чем ценен труд поэта и композитора?
- Почему жители села стали уважительно относиться к труду художников, поэтов, музыкантов? Что повлияло на изменение их мнения?
- Как вы считаете, какой самый ценный вид труда из существующих на земле?
- Чему учит нас эта сказка?
- Вопросы на формирование словесно-логического мышления:
- Как вы думаете, почему сказка называется «Однажды»?
(Выслушиваются разные мнения детей, обобщаются их ответы).
- Предложите детям придумать разные присказки, зачины и концовки к этой сказке.
Примерный конспект образовательной деятельности
«Чтение сказки «Я и мы».
Педагогическая сказка корректирующей направленности.
Цели:
- Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации;
- Формирование самооценки и образа «Я»;
- Усвоение морально-этических норм индивидуальных действий и коллективного взаимодействия детей, принятых в обществе;
- Воспитание, развитие и совершенствование личностных качеств;
- Становление социально-ценностных, доброжелательных и равноправных взаимоотношений между сверстниками.
Задачи:
- вызывать желания играть не в одиночку, а со сверстниками, формируя привлекательность к коллективным видам детской деятельности, посредством сюжета сказки;
- способствовать формированию положительного образа коллективных игр, желания играть и трудиться сообща;
- прививать чувства скромности и коллективизма;
- подводить от ситуативного, конкретного восприятия к обобщенному пониманию замысла сказки как художественного произведения;
- оказывать мягкое влияние на поведение некоторых детей способом замещения преобладающего в стиле их поведения индивидуализма на позитивность, общительность, дружелюбие, незаносчивость и коллективизм;
- формировать умение запоминать и последовательно пересказывать сказку.
Функции педагога: корректирующие; примера выбора индивидуального и коллективного видов детской деятельности; формирование готовности к совместным видам деятельности со сверстниками.
Принцип. Приобщение детей к социокультурным нормам.
Я и мы.
Была в Белогорье библиотека. На стеллажах стояло много разных книг. И жили в книгах разные слова. Много слов. Но больше всех выделялись два слова: «Я» и «Мы». Слово «Я» означало одного человека, который сам все делал, сам о себе говорил, сам о своих делах рассказывал. Бывало, часто сам себя и хвалил-расхваливал.
А слово «Мы» означало несколько человек. И когда они говорили «Мы», означало, что они сразу обо всех говорили, а не каждый сам о себе. Слово «Мы» означало коллектив, дружбу, единое дело, которым все вместе занимались, общую игру, в которую все вместе весело играли.
Слово «Я» было важным и гордым. «Я» хвасталось всем, что оно умеет что только ни делать: рисовать, лепить, петь, читать, на иностранном языке говорить, фигурным катанием заниматься, из лука стрелять и многое другое.
Вот только спустя какое-то время загрустило слово «Я». Надоело ему быть только с самим собой, когда рисует, когда лепит, когда поет, читает и во всех других делах, которые слово «Я» очень хорошо делало, но в одиночестве. А это стало так грустно, скучно и совсем не интересно.
Захотело слово «Я» в шахматы сыграть. А как одному это сделать? Захотело слово «Я» в теннис поиграть, а как ему это желание осуществить? Захотелось слову «Я» поговорить, пообщаться. А не с кем.
Слово «Мы» вмещало в себя несколько слов «Я». Но только тех «Я», кто не хотел быть в одиночестве. Кто захотел войти в коллектив и называться словом «Мы». «Мы» некогда не бывает скучно, неинтересно и тем более грустно. Разве «Мы» это позволит «Я», входящего в состав слова Мы»? Никогда! «Мы» означает вместе. А вместе всегда бывает лучше, чем одному. «Мы» всегда приходит на помощь каждому «Я», входящему в состав слова «Мы».
Но и все «Я» из слова «Мы» никогда не бывают эгоистами, любящими только самих себя. Они всегда помогают и выручают друг друга.
Вот слово «Я» и решило, что в одиночестве как раз нечем гордиться. В одиночестве получается не гордость, а гордыня. Гордо звучит только слово «Мы». И слово «Я» решило для себя перестать быть только этим словом. А хотя бы изредка объединяться со многими другими «Я» и называться по-настоящему гордым словом «МЫ».
Решило – так и сделало. Позвало к себе из разных книг много других слов «Я», и стали они словом «МЫ».
А вы каким словом сами себя чаще называете: «Я» или «МЫ»? И какое из этих слов больше цените и любите? Подумайте над этим.
Ход деятельности
- Скажите детям, что прочтете им сказку с интересным названием «Я и мы». Предложите им в процессе прослушивания сказки подумать и найти ответ на вопрос: почему она так называется?
- Первичное прочтение сказки.
- Формирование словаря с объяснением значений слов (стеллаж, хвалил-расхваливал, эгоисты, гордость, гордыня).
- Пообщайтесь с детьми, которые захотят ответить на вопрос, заданный перед чтением сказки.
- Вопросы на подведение от ситуативного, конкретного восприятия к обобщенному пониманию замысла сказки как художественного произведения:
- Как вы думаете, кого символизируют в сказке ее герои «Я» и «Мы»?
- Скажите, что вы умеете делать сами?
- Какими делами и играми невозможно заняться в одиночку?
- Любите ли вы чаще играть в одиночестве или с товарищами? Почему?
- Предложите детям рассмотреть иллюстрации к этой сказке и пересказать сказку с опорой на них.
- В следующий раз можете рассказать детям сказку, сопровождая ее показом, используя кружочки разного цвета и величины. Маленькие разноцветные кружочки – «Я» - и большие кружочки одного цвета – «Мы», на которых изображены несколько маленьких разноцветных кружочков, как бы наглядно демонстрируют, что в значении «Мы» заключено несколько «Я».
- Предложите детям придумать другой зачин и концовку к сказке.
- (Создание условий для художественной культурной практики детей и вовлечения родителей в образовательную деятельность.) Предложить детям дома изобразить в рисунках разные виды деятельности, осуществляемые вместе с членами своей семьи или самостоятельно.
- Предложить детям дома совместно с родителями придумать разные присказки и зачины к этой сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный вариант организации деятельности по образовательной области «Физическая культура».
Цель:1.Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,.2. Гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:·...
Примерный вариант организации деятельности по образовательной области «Социализация».
Цель:освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к эле...
Примерный вариант организации деятельности по образовательной области «Коммуникация».
Цель:овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми...
Образовательные ситуации по ознакомлению детей с профессией пчеловод в детском саду
Данный материал знакомит детей старшего дошкольного возраста с мало известной профессий пчеловод....
Образовательные ситуации по ознакомлению детей с профессией пчеловод в детском саду
Данный материал для дошкольников, знакомство с профессий пчеловод....
Конспект образовательной ситуации по ознакомлению детей с рассказом Е.Чарушина «Про зайчат» в средней группе
Цель: чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»...
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению детей с образованием числа и цифры 9
Данный сценарий образовательной ситуации разработан для детей подготовительной к школе группы...