Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению детей с образованием числа и цифры 9
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Валитова Гульфинур Нургалиевна

Данный сценарий образовательной ситуации разработан для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_9.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Users\User\Pictures\3.png

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

с детьми   подготовительной группы «Б» комбинированной

«Число9. Цифра 9»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Подготовила: Валитова Г.Н.

Дата проведения: 18 апреля 2021 г.

Надым, 2021 г.

Тема: «Число 9. Цифра 9.»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры 9.

Задачи:

  1. Познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством;
  2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
  3. Тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;
  4. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.

 Материалы к занятию: карточки с числами 6,7,8,10 по 2 штуки каждой (размер небольшой), карточки с числами от 6 до 9 (по 1 штуке); два набора геометрических фигур (2 квадрата, 2 круга, 2 треугольника, 2 овала одного размера желтого и красного цветов на каждого ребенка), …

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(3-4 мин.)

Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, помните мы ездили на бал к королю Кубу и королеве пирамиде?

- Подскажите, пожалуйста, кто занимается разведением цветов в оранжерее и ухаживает за растениями в саду?

- Садовник

- Король Куб просит помочь его садовнику посадить новые цветы.

- Хотите оказать помощь садовнику?

- Сможете это сделать?

Актуализация знаний (5-6 мин.)

Актуализация знаний о порядковом счете до 9

Составление пар путем сравнения численности двух пар

Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, умение ориентироваться в пространстве относительно себя

Дети садятся за столы. У каждого ребенка по два набора фигур, лежащие вперемешку, один набор красного цвета, а другой-желтого. Каждый набор состоит из 2 квадратов, 2 кругов, 2 треугольников, 2 овалов. Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры-цветы. Их садовник будет сажать на клумбы, и мы согласились ему помочь. Король желает, чтобы у него были 2 клумбы. На каждой клумбе должны расти цветы, которые чем-то похожи.

- Есть ли среди цветов чем-то похожие? (есть цветы, похожие по цвету- красные, желтые; некоторые похожи по форме- квадраты, круги и т.д.)

- Какие цветы вы предложите садовнику посадить на одну клумбу и на другую? (на одну надо посадить красные, на другую-желтые)

- Положите красные цветы справа от себя, а желтые-слева

-Сколько красных цветов, сколько-желтых? (красных -8, желтых-8)

- Что можно сказать о количестве красных и желтых цветов?(их поровну)

Но садовник этого королевства не умеет считать. Он беспокоится, что посадит не поровну цветов и король не будет доволен его работой.

- Что нужно сделать, чтобы было видно, что красных и желтых цветов действительно поровну?(нужно желтые и красные цветы поставить парами)

Дети выкладывают цветы парами.

- Почему вы считаете, что красных и желтых цветов поровну? (потому что у каждого красного цветка есть пара-желтый )

Садовник нашел в ящике ы ящике еще один красный цветок. Воспитатель кладет на стол по одному красному прямоугольнику на каждого.

- Каких цветов теперь больше? (красных)

- Как узнать, сколько красных цветов?(пересчитать)

Дети начинают считать. От 1 до 9.

Воспитатель делает вывод: при счете предметов после числа 8 идет число 9.

- Как получили число9? (было 8, добавили еще1)

- Что нужно сделать, чтобы красных и желтых было поровну? (добавить один желтый или убрать один красный цветок)

Решаем посадить еще один желтый. Воспитатель кладет на стол желтые прямоугольники. Каждый ребенок берет по одному прямоугольнику.

- Поровну ли теперь желтых и красных цветов? (поровну)

- Сколько красных цветов? Красных? (9)

Воспитатель делает вывод: 9 и 9- поровну

 

Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели

Вопросы: Хотите?

Сможете

Фиксирование в речи затруднения и его причины

Затруднение в ситуации (3-4 мин)

Открытие нового знания

Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением.

Создать мотивационную ситуацию для введения числа 9

Формировать умение различать цифру 9. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение

Воспитатель говорит, что король хочет написать письмо королю соседнего государства и рассказать о том, сколько красивых цветов растет на каждой клумбе.

Как называют знаки, которыми обозначают количество предметов? (цифры)

Воспитатель предлагает выбрать карточку с записью числа 9, кладет на стол карточки с цифрами 6,7,8,9 причем карточек с числами 9 столько сколько детей. Как правило кто-то из детей не знает цифры 9 и берет карточку, на которой неправильное число. Если этого не происходит, тогда воспитатель берет неправильную и предлагает детям рассмотреть карточки, которые они выбрали.

- Какую карточку вложит король в конверт?

- Сумели ли вы помочь королю?

-Почему не сумели?

- Что же нам нужно сделать?

 

- Как можно узнать то, что не знаешь? (можно спросить у того, кто знает, можно спросить у родителей, у взрослых или посмотреть в учебнике)

- Откройте свой учебник там, где закладка. Найдите цифру 9.

Воспитатель хвалит детей и делает вывод: число 9 записывается с помощью цифры 9

Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания

Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения

Практическое выполнение задания

Целеполагание

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Мотивация к самостоятельной деятельности

Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели

Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия

Выявление уровня затруднения

Теперь вы знаете как?

Включение нового знания в систему знаний

Организовать активный отдых детей

Тренировать умение соотносить цифру с количеством, выполнять взаимоконтроль, развивать мелкую моторику

Игра «В группы соберись»

- Как вы понимаете выражение «Сделал дело-гуляй смело»?

Воспитатель предлагает после нелегкой работы по посадке цветов и разбору семян поиграть. Дети двигаются по группе под музыку, ….

Дети садятся за столы

Задание 1. В пустой клетке нарисуй столько точек, сколько показывает число, которое стоит рядом.

Садовник просит навести порядок с семенами и положить в коробки столько семян цветов, сколько показывает число, написанное на коробке.

(Проверка документкамерой работы одного ребенка)

Задние 2. «Запомни и выложи»

Дети садятся за столы, на которых находится большой зеленый квадрат и по 6 желтых кругов и квадратов одного размера. Кроме того, у каждого ребенка имеется набор карточек с числами. Воспитатель предлагает детям представить, что после прогулки они пришли домой и решили зарисовать клумбы, которые посадил садовник. Воспитатель показывает документкамерой детям на короткое время лист №1. Затем лист закрывает, и дети должны выложить на своих листах точно такой же узор.

После выполнения всеми детьми образец снова выставляется.

- Кто из вас выполнил задание правильно?

- Кто допустил ошибку?

Дети исправляют ошибки.

- Сколько цветов посажено в верхнем правом углу?

- Сколько посажено в нижнем левом углу?

- Сколько всего посажено цветов на клумбе?

Дети должны из разложенных на столе карточек выбрать нужную и показать ответ.

Второй раз игра проводится с использованием Д-1

Осмысление (3  мин)

Побуждение детей к осмыслению своей деятельности.

Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха

Воспитатель собирает детей около себя.

- У кого сегодня в гостях мы побывали?

- Чем вы помогли королю и садовнику?

- Что вам было трудно?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь садовнику разложить семена в коробочки, помогли королю написать письмо, потому что умеют считать до девяти и знают, как записывается число 9 и цифру9.

Рефлексия (личная оценка)

Умение достигать поставленной цели

Что хотели сделать? Получилось? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе «Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2»

Цели: познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных первый, второй; учить ориентироваться в пространстве, Материалы и оборудование: кубики, карточки с цифрами 1, 2,...

конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему: "Образование числа 3. Цифра 3.

конспект по познавательно - исследовательская деятельность (Формирование элементарных математических представлений) на тему «Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2.» На данном занятие дет...

Конспект по математическому и сенсорному развитию в средней группе на тему «Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счёт 2.»

познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных первый, второй; учить ориентироваться в пространствепознакомить с новой фигурой – треугольником,закрепить по...

Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром «КАРТА – ГЛОБУСА СЕСТРИЦА» возрастная категория: дети 5-6 лет

laquo;Географии основы заставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словом нашу яркую планету…»И.И. ЛандоИгра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоят...

Образовательная ситуация 17. Счет до шести.Число и цифра 6 ( технологическая карта)

Образовательная ситуация 17. Счет до шести.Число и цифра 6 ( технологическая карта)...

Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с баснями И.А. Крылова ( подготовительная к школе группа)

Представленный конспект является авторской разработкой. Образовательная ситуация развивает интерес детей к басням И.А. Крылова, к слушанию литературных произведений; воспитывает чувство патриотизма че...