Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению детей с образованием числа и цифры 9
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Данный сценарий образовательной ситуации разработан для детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_9.docx | 58.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы «Б» комбинированной
«Число9. Цифра 9»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Подготовила: Валитова Г.Н.
Дата проведения: 18 апреля 2021 г.
Надым, 2021 г.
Тема: «Число 9. Цифра 9.»
Возрастная группа: подготовительная группа
Цель: ознакомление с образованием и написанием числа и цифры 9.
Задачи:
- Познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9, сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает»;
- Тренировать умение сравнивать численность двух групп предметов путем пересчета и составления пар, различать изученные геометрические фигуры, умение ориентироваться в пространстве относительно себя;
- Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию: карточки с числами 6,7,8,10 по 2 штуки каждой (размер небольшой), карточки с числами от 6 до 9 (по 1 штуке); два набора геометрических фигур (2 квадрата, 2 круга, 2 треугольника, 2 овала одного размера желтого и красного цветов на каждого ребенка), …
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию (3-4 мин.) | Мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире | Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, помните мы ездили на бал к королю Кубу и королеве пирамиде? - Подскажите, пожалуйста, кто занимается разведением цветов в оранжерее и ухаживает за растениями в саду? - Садовник - Король Куб просит помочь его садовнику посадить новые цветы. - Хотите оказать помощь садовнику? - Сможете это сделать? | |||
Актуализация знаний (5-6 мин.) | Актуализация знаний о порядковом счете до 9 Составление пар путем сравнения численности двух пар Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, умение ориентироваться в пространстве относительно себя | Дети садятся за столы. У каждого ребенка по два набора фигур, лежащие вперемешку, один набор красного цвета, а другой-желтого. Каждый набор состоит из 2 квадратов, 2 кругов, 2 треугольников, 2 овалов. Воспитатель предлагает детям представить, что лежащие на столе фигуры-цветы. Их садовник будет сажать на клумбы, и мы согласились ему помочь. Король желает, чтобы у него были 2 клумбы. На каждой клумбе должны расти цветы, которые чем-то похожи. - Есть ли среди цветов чем-то похожие? (есть цветы, похожие по цвету- красные, желтые; некоторые похожи по форме- квадраты, круги и т.д.) - Какие цветы вы предложите садовнику посадить на одну клумбу и на другую? (на одну надо посадить красные, на другую-желтые) - Положите красные цветы справа от себя, а желтые-слева -Сколько красных цветов, сколько-желтых? (красных -8, желтых-8) - Что можно сказать о количестве красных и желтых цветов?(их поровну) Но садовник этого королевства не умеет считать. Он беспокоится, что посадит не поровну цветов и король не будет доволен его работой. - Что нужно сделать, чтобы было видно, что красных и желтых цветов действительно поровну?(нужно желтые и красные цветы поставить парами) Дети выкладывают цветы парами. - Почему вы считаете, что красных и желтых цветов поровну? (потому что у каждого красного цветка есть пара-желтый ) Садовник нашел в ящике ы ящике еще один красный цветок. Воспитатель кладет на стол по одному красному прямоугольнику на каждого. - Каких цветов теперь больше? (красных) - Как узнать, сколько красных цветов?(пересчитать) Дети начинают считать. От 1 до 9. Воспитатель делает вывод: при счете предметов после числа 8 идет число 9. - Как получили число9? (было 8, добавили еще1) - Что нужно сделать, чтобы красных и желтых было поровну? (добавить один желтый или убрать один красный цветок) Решаем посадить еще один желтый. Воспитатель кладет на стол желтые прямоугольники. Каждый ребенок берет по одному прямоугольнику. - Поровну ли теперь желтых и красных цветов? (поровну) - Сколько красных цветов? Красных? (9) Воспитатель делает вывод: 9 и 9- поровну
| Обсуждение возможных вариантов решения ситуации, постановка детской цели | Вопросы: Хотите? Сможете Фиксирование в речи затруднения и его причины | |
Затруднение в ситуации (3-4 мин) Открытие нового знания | Моделирование ситуации, где дети встречаются с затруднением. Создать мотивационную ситуацию для введения числа 9 Формировать умение различать цифру 9. Формировать опыт целеполагания и закреплять умение преодолевать затруднение | Воспитатель говорит, что король хочет написать письмо королю соседнего государства и рассказать о том, сколько красивых цветов растет на каждой клумбе. Как называют знаки, которыми обозначают количество предметов? (цифры) Воспитатель предлагает выбрать карточку с записью числа 9, кладет на стол карточки с цифрами 6,7,8,9 причем карточек с числами 9 столько сколько детей. Как правило кто-то из детей не знает цифры 9 и берет карточку, на которой неправильное число. Если этого не происходит, тогда воспитатель берет неправильную и предлагает детям рассмотреть карточки, которые они выбрали. - Какую карточку вложит король в конверт? - Сумели ли вы помочь королю? -Почему не сумели? - Что же нам нужно сделать?
- Как можно узнать то, что не знаешь? (можно спросить у того, кто знает, можно спросить у родителей, у взрослых или посмотреть в учебнике) - Откройте свой учебник там, где закладка. Найдите цифру 9. Воспитатель хвалит детей и делает вывод: число 9 записывается с помощью цифры 9 | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания Анализ детьми возникшей ситуации Формирование опыта успешного преодоления затруднения Практическое выполнение задания | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий Мотивация к самостоятельной деятельности Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину Умение определять способы и средства для достижения цели Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Выявление уровня затруднения Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний | Организовать активный отдых детей Тренировать умение соотносить цифру с количеством, выполнять взаимоконтроль, развивать мелкую моторику | Игра «В группы соберись» - Как вы понимаете выражение «Сделал дело-гуляй смело»? Воспитатель предлагает после нелегкой работы по посадке цветов и разбору семян поиграть. Дети двигаются по группе под музыку, …. Дети садятся за столы Задание 1. В пустой клетке нарисуй столько точек, сколько показывает число, которое стоит рядом. Садовник просит навести порядок с семенами и положить в коробки столько семян цветов, сколько показывает число, написанное на коробке. (Проверка документкамерой работы одного ребенка) Задние 2. «Запомни и выложи» Дети садятся за столы, на которых находится большой зеленый квадрат и по 6 желтых кругов и квадратов одного размера. Кроме того, у каждого ребенка имеется набор карточек с числами. Воспитатель предлагает детям представить, что после прогулки они пришли домой и решили зарисовать клумбы, которые посадил садовник. Воспитатель показывает документкамерой детям на короткое время лист №1. Затем лист закрывает, и дети должны выложить на своих листах точно такой же узор. После выполнения всеми детьми образец снова выставляется. - Кто из вас выполнил задание правильно? - Кто допустил ошибку? Дети исправляют ошибки. - Сколько цветов посажено в верхнем правом углу? - Сколько посажено в нижнем левом углу? - Сколько всего посажено цветов на клумбе? Дети должны из разложенных на столе карточек выбрать нужную и показать ответ. Второй раз игра проводится с использованием Д-1 | |||
Осмысление (3 мин) | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности. Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха | Воспитатель собирает детей около себя. - У кого сегодня в гостях мы побывали? - Чем вы помогли королю и садовнику? - Что вам было трудно? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь садовнику разложить семена в коробочки, помогли королю написать письмо, потому что умеют считать до девяти и знают, как записывается число 9 и цифру9. | Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в средней группе «Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2»
Цели: познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных первый, второй; учить ориентироваться в пространстве, Материалы и оборудование: кубики, карточки с цифрами 1, 2,...
конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе на тему: "Образование числа 3. Цифра 3.
конспект по познавательно - исследовательская деятельность (Формирование элементарных математических представлений) на тему «Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счет до 2.» На данном занятие дет...
Конспект по математическому и сенсорному развитию в средней группе на тему «Образование числа 3. Цифра 3. Порядковый счёт 2.»
познакомить с образованием числа 3 и цифрой 3; упражнять в назывании числительных первый, второй; учить ориентироваться в пространствепознакомить с новой фигурой – треугольником,закрепить по...
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром «КАРТА – ГЛОБУСА СЕСТРИЦА» возрастная категория: дети 5-6 лет
laquo;Географии основы заставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словом нашу яркую планету…»И.И. ЛандоИгра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоят...
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с детской литературой на тему: "Рассказывание русской народной сказки "Жихарка"
Конспект занятия для детей средней группы...
Образовательная ситуация 17. Счет до шести.Число и цифра 6 ( технологическая карта)
Образовательная ситуация 17. Счет до шести.Число и цифра 6 ( технологическая карта)...
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с баснями И.А. Крылова ( подготовительная к школе группа)
Представленный конспект является авторской разработкой. Образовательная ситуация развивает интерес детей к басням И.А. Крылова, к слушанию литературных произведений; воспитывает чувство патриотизма че...