Конспект комплексного НОД по образовательным областям познание и музыка «Приключение в осеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Грушина Оксана Феофановна

Разработано на основе  карельского народного фольклора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного НОД по образовательным областям познание и музыка «Приключение в осеннем лесу»

Воспитатель подготовительной группы коррекционной направленности Грушина О. Ф., (Детский сад № 16 г. Кемь)

Коррекционно-образовательные цели.  Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе, правил поведения в лесу, знание карельских  поговорок и сказок, произведений карельских авторов (В. Линькова).  Закрепление и актуализация словаря по теме «Осень».  Совершенствование  грамматического строя речи  (относительные прилагательные, согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже), совершенствование  синтаксической стороны речи (составление сложноподчинённых предложений). Совершенствование навыка слогового синтеза слов. Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики.

Воспитательные цели.  Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе, своему краю.

Оборудование. Магнитные доски. «Кочка» с силуэтами ягод, сенсорный ящик с шишками, коробка «полянка» с муляжами грибов, загадки о ягодах для чтения детьми, фотографии зимующих и перелётных птиц,  большая корзина, дары леса (берёзовый веник, бусы из рябины, настойка мухомора). Мультимедиа «Осень в лесу» (фото). Инструментальная карельская музыка. Персонаж «Насто», «Хозяйка».

 Предварительная работа. Чтение карельских сказок. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Разучивание  стихов карельских поэтов (В. Линьковой), пословиц и поговорок об осени, разучивание карельской народной игры «Заинька», песни «Осень». Создание творческих работ по теме «Осень».


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

-1-

ДЕТИ сидят на скамеечке

ВЕДУЩИЙ:        Дело было осенью.                                                                                        Небо было с проседью.                                                                                Дождь осенний моросит,                                                                                Под крылечком кошка спит.                                                                        А на лавке возле дома парни, девки собрались,        

Скучной думой задались.                                                                         Терве! (здоровается с ДЕТЬМИ)

ДЕТИ (грустно): Терве

ВЕДУЩИЙ: Отчего вы грустные?

ДЕТИ: Долог день до вечера, коли делать нечего.                                                        

ВЕДУЩИЙ: И правда, больше всего устаёшь от безделья.                        

ДЕТИ: Скучно. Осенние работы закончили.

                    Морковь вырвали.

Картофель выкопали.                                                                                                                Капусту срезали.

Рожь собрали.

Зерно смолотили, в муку превратили.        

ВЕДУЩИЙ: Кончил дело - гуляй смело.  

                    Тётка Наста нас в гости пригласила. Пойдём?

ДЕТИ: Пойдём.

ВЕДУЩИЙ: А удобно ли в гости с пустыми руками идти?  

ДЕТИ: Нет.    

ВЕДУЩИЙ: А, давайте, через лес пойдём и даров наберём. Ведь для нас карелов лес                                                             издавна был кормильцем. Но сначала  вспомним  правила, которые нужно                       соблюдать в лесу.  

ДЕТИ вспоминают правила поведения в лесу

ВЕДУЩИЙ: В  лес нужно идти с добром, тогда и он будет к вам добр.

ВЕДУЩИЙ предлагает взять детям корзину и отправиться в лес

-2-

(Раздаются звуки осеннего леса)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, куда мы попали?

ДЕТИ: В осенний лес.

ВЕДУЩИЙ: А по каким приметам вы догадались, что это осенний лес? Какие поговорки вы знаете об осени?

ДЕТИ отвечают

ВЕДУЩИЙ: Давайте споём песенку об этом чудесном времени года.

ДЕТИ исполняют песню «Осень»

ВЕДУЩИЙ: Давайте попросим хозяина леса, быть с нами щедрым.

ВЕДУЩИЙ и ДЕТИ делают поклон со словами: «Хозяин леса, поделись дарами»

ГОЛОС: Ха-ха-ха!

ВЕДУЩИЙ: Кто это? Неужели злая ведьма Сюоятор? Ну, тогда добра не жди!

ГОЛОС: Ну-ка стройные деревья

                 Встаньте в стену крепче камня.

                 Не пустите в лес детишек-

                        Обломают все вам ветви,

     Перетопчут ваши корни.

                 Слова доброго не скажут.                

(Четверо ДЕТЕЙ встают рядком, изображая деревья (тополь, клён, берёза, рябина), читают стихи об этих деревьях)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, посмотрите листопад, перепутал все листочки. Давайте поможем деревьям найти свои листики. Тополю - тополиные, клёну-……                                                        

ДЕТИ играют в игру «С какого дерева лист»

ВЕДУЩИЙ: Какие ещё листочки остались на тропинке? (дубовые, осиновые).

Землю вокруг деревьев мы на зиму укрыли, а деревья нас всё равно не пропускают. Давайте, мы им ласковые имена подберём, может быть тогда они нас пропустят в лес.

(ДЕТИ подбирают по нескольку ласковых слов каждому деревцу, Деревца перебегают к ДЕТЯМ, пропуская их, оставив подарок - берёзовый веник и бусы из рябины. ВЕДУЩИЙ с ДЕТЬМИ складывают подарки в корзинку и отправляются дальше)

/ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА/

Скалы кругом обойдём,

Болота кочками пройдём,  

Реку вброд перейдём,

В зелен бор мы войдём.

-3-

ГОЛОС: Пробудись-ка мох-лишайник,

                 Спрячь, ты шишки старых сосен,

                 Схорони, ты старых елей.

                 Что бы дети ни сорвали

                 И без спросу ни забрали

                 Семя наших древних стражей.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, что же это за шишки такие спрятала от нас Сюоятор?

                        Что такое шишка?

                         Плоды, каких деревьев вы ещё знаете?

                         Для чего нужны плоды дереву?

                         Кому ещё в лесу нужны плоды и семена деревьев?

                         Мы тогда с вами шишки найдём, а все собирать не станем, зверюшкам и                             птичкам на зиму оставим.

ВЕДУЩИЙ проводит с детьми сенсорную игру «Найди шишку» («Волшебный ящик»).

ДЕТИ находят шишки и пытаются забросить их в корзину

ВЕДУЩИЙ:  Теперь будет чем самовар в гостях растопить.

-4-

ГОЛОС: Дева мглы, тумана дочка,

                  Спрячь ты ягоды лесные,

                  Чтобы детям не достались.

                Пусть они не знают вкуса

                  Леса ягоды чудесной,

                  Пусть забудут их названья.

ВЕДУЩИЙ: Да уж, лёжа ягод не соберёшь, сидя сиднем добра не наживёшь.

ДЕВОЧКА рассказывает стихотворение В. Линьковой  «Царевна морошка»

ВЕДУЩИЙ: Где же твои ягоды, Царевна морошка?

ДЕВОЧКА: Налетела туча чёрная и все ягоды куда-то пропали.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, поможем ягодам? Ой, слышите, кто  это?

РЕБЁНОК рассказывает стихотворение В. Линьковой «Болотце».

Двое ДЕТЕЙ обыгрывают стихотворение

-Где же клюква?

-Где брусника?

ДЕТИ поднимают с кочки чёрные бумажки, на них загадки.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, да это же загадки! Может, если мы их отгадаем, то ягодки порадуют нас своим чудесным вкусом?

«ЮККА» и «МИККА» читают загадки про ягоды  детям, дети отгадывают их и переворачивают отгадки (чёрно-белое изображение цветной стороной).

ЦАРЕВНА МОРОШКА благодарит детей и дарит им ягоды

ВЕДУЩИЙ:  Ребята, тише, кажется, мы кого-то спугнули.

ДЕТИ: Это заяц.

ВЕДУЩИЙ: И интересно, откуда он скачет? Давайте его спросим!

ДЕТИ разыгрывают карельскую народную потешку «Зайка, зайка белый хвост...»

ВЕДУЩИЙ предлагает поиграть в карельскую народную игру «Зайка на лужайке задремал».

-5-

ГОЛОС: Приходите, духи злые.

                 Вас на помощь призываю.

                         Перепутайте названья всех грибов без исключенья,

                  Чтоб их дети не узнали, не поранили грибницы

                  И в лукошки не собрали, ни оставив для зверюшек.

ВЕДУЩИЙ: Как бы нам ни пришлось без грибов из леса прийти. В названьях грибов перепутались все слоги. Назовёшь грибок – положишь в кузовок.

ВЕДУЩИЙ произносит названия грибов: ре-зо-вик-под-бе, до-си-но-вик-по, нуш-ка-вол, лё-нок-мас. ДЕТИ угадывают, находят во мху и кладут в корзинку.

ВЕДУЩИЙ наклоняется к маслёнку на нём сидит мышонок. ДЕТИ обыгрывают карельский народный стишок «Сел мышонок на маслёнок».

ВЕДУЩИЙ предлагает детям положить в корзинку мухомор, поганку.

РЕБЁНОК рассказывает стишок про поганку.

ВЕДУЩИЙ: Как много мы набрали грибов. Что же мы с ними будем делать?

ДЕТИ: Сварим, пожарим, засолим, потушим, засушим...

ВЕДУЩИЙ: Как вы думаете, Наста обрадуется такому гостинцу?

-6-

ГОЛОС: Ты, мороз и ветер злющий,

                  Не пустите пташек певчих

                  Вы запутайте пернатых,

                  Не позвольте лететь к югу,

                  Свою родину покинуть.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, вы поняли, что задумала Сюоятор?

                 Почему некоторым птицам необходимо улетать зимовать на юг?

Все ли птицы улетают?

Давайте поможем птичкам!

ВЕДУЩИЙ проводит игру «Четвёртый лишний» (зимующие и перелётные птицы).

ДЕТИ называют лишнюю (перелётную) птицу, находят её изображение из картинок и перекладывают на панно «Юг».

ВЕДУЩИЙ: Мы, ребята, спасли птиц от голодной и холодной смерти, сделали очень доброе дело. Весной, прилетев снова на родину, птицы отблагодарят нас. Как?

ДЕТИ отвечают

-7-

ГОЛОС: Расступитесь, злые тучи,

                 Солнце в небе, появись ты!

                  Поняла я, что сильнее моих страшных заклинаний,

                  Дружба, знание и сила доброты людской чудесной.

                  Там, под ёлочкой, возьмите от меня подарок Насто,

                 Передайте ей поклон мой.

ВЕДУЩИЙ и ДЕТИ находят под ёлочкой настойку из мухомора и можжевеловый веничек.

 

Дети выходят из лесу, их встречает НАСТА

НАСТА: Терве.

ДЕТИ: Терве.

ВЕДУЩИЙ: Мы к тебе в гости, да не с пустыми руками, а с гостинцами из леса. Говорят                      ты, Наста, славишься своими пирогами.

НАСТА: Пирог бывает с толокном,

                С рыбой, брусникой, черникой, пшеном

                С морошкою сладкой бывает,

                В печь его сперва сажают,

                А как выйдет он оттуда,

               То кладут его на блюдо.

               Ну, зови теперь ребят,

               По кусочку все съедят.

Занятие  заканчивается в группе чаепитием с карельским угощением (ягодным пирогом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» по теме «Зима» для старшей группы

Данный конспект может использоваться в качестве итогового занятия по теме "Зима" в старшей группе детского сада...

Интегрированная образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество») в подготовительной группе "Волшебство зеркал"

развивать сообразительность, память, связную речь, умение логически мыслить, творческое (образное) мышление, умение мимикой и жестами передавать характерные особенности сказочных героев, умение анализ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество»

В нашей республике проживают люди разных национальностей, со своей культурой, обычаями, традициями. И в нашем районе таких людей немало....

Авторский конспект Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе «В поисках клада» интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»

Воспитательные: Воспитывать у детей желание помогать друг другу и действовать сообща.Развивающие: Развивать мелкую моторику. Развивать умение соотносить число с количеством предметов (точки).  Ра...

Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).

Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...