Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой
статья по развитию речи по теме

В статье представлена работа по организации Литературной гостиной для воспитанников и сотрудниковв дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся с особенностями проведения Литературной гостиной "Детском саду общеразвивающего вида №26" города Братска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой.

Шадова Юлия Петровна

МБДОУ «ДСОВ №26» г. Братска

Тихо льется классическая музыка. На маленьком  столике «Волшебное»  зеркало, нарисованный камин. «Богиня поэзии приглашает детей послушать сказки Пушкина. Вот так в  2017 году, с литературно-музыкального вечера о «Встречи на поляне пушкинских сказок»  начала свою историю Литературная гостиная нашего детского сада. С тех пор состоялось уже шесть встреч.  В Литературной гостиной мы отметили  юбилей  братского поэта Юрия Черных, познакомились с произведениями писателей разных национальностей, в Литературной гостиной прошел конкурс стихов, посвященных победе в Великой отечественной войне.

 Но каждое  мероприятие, какие бы темы оно ни затрагивало и в какой бы форме ни происходило, направлено, в первую очередь, на «рекламу» книги приобщения детей и взрослых к чтению.

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к чтению. Становится все очевиднее, что чтение  замещается такими средствами коммуникации, как телевидение, интернет,  видеопродукция.

Наблюдение за работой педагогов показало, что даже педагоги  знакомят воспитанников лишь с содержанием произведения, забывая об эстетическом воздействии художественных произведений на маленьких слушателей.  Не все воспитатели доверяют возможностям детей, поэтому их творческий потенциал остается нераскрытым

При создании нашей Литературной гостиной хотели не только обеспечить освоения программного материала по направлению «речевое развитие», но и  раскрыть творческие возможностей каждого воспитанника. Одна из задач проведения Литературных гостиных в нашем Учреждении – это популяризация такого вида деятельности с воспитанниками, а также поиск контактов, налаживание сотрудничества с  дошкольными и образовательными учреждениями города, средствами массовой информации.

Литературная гостиная  довольно известная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой.  

Известность формы порождает ошибочное представление о ее простоте и доступности для каждого

 Подготовка и проведение литературной гостиной потребовала от нас  навыков разного плана. Во-первых, написания сценария (ведь именно от этого во многом зависит конечный результат), во-вторых, навыков режиссирования, в-третьих, наличие музыкального вкуса, знание методики работы над выразительным чтением.

«Один в поле не воин». Надо было  найти единомышленников из числа педагогов,  создать рабочую группу. А работа предстояла немалая.

Во – первых, это определение темы гостиной. При планировании Гостиной учитываем  знаменательные даты Страны, региона и нашего города, не забываем о реализации долгосрочного проекта  нашего учреждения «Знакомство с национальными культурами народов, проживающих в городе Братске». Именно поэтому,  одна из нашей гостиной была посвящена  произведениям народных писателей

Во- вторых, это организация   места, где будет проводится Гостиная, ее оформление.

«В красоте нужно жить, чтобы узнать ее", - писал Н. Бердяев. Отсюда одна из главных наших задач: создать атмосферу Прекрасного, атмосферу общения с искусством, чтобы каждый участник  ощутил особый эмоциональный настрой - лирический.

 Как мы это делаем? 

Прежде всего мы продумываем музыкальное сопровождение, освещение, декорации. Наша Литературная гостиная приобрела особенную, свойственную только ей специфику и название, когда мы изготовили камин, обстановку дополняет мягкое кресло, подсвечник со свечами, обязательный атрибут – перо в чернильнице.

Таким образом,  важный компонент нашей работы - эстетический. Формирование эстетического вкуса, эстетических взглядов, в перспективе - эстетического мировоззрения. Где, как не в детском саду, может  ребенок всю жизнь приобрести чувство прекрасного. Каждая Литературная гостиная сопровождается музыкой, которая настраивает на восприятие поэтических строчек. Музыкальное сопровождение обеспечивается классической музыкой и музыкой французкого композитора Поля Синневиля.

Затем наступаем время технической организации  мероприятия: изготовление приглашений, программок, афиш, рекламных листовок размещение информации на сайте учреждения, памяток для родителей.

 Основная работа по подготовке к проведению Литературной гостиной проходит в группах, на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности.

Это и предварительное знакомство с  произведениями; чтение беседы, проведение викторин, выставки рисунков по произведениям, изготовление книжек – самоделок.  Проводится работа над выразительностью чтения, репетиции отдельных сценок.

Еще одна особенность при подготовке к проведению Литературной гостиной -  это проведение совместных мероприятий с библиотекой, музеями и другими социальными организациями города. При подготовке к Литературной гостиной, посвященной юбилею братского поэта,  Ю. Черных, проведено совместное мероприятие «Шесть чудес одного дерева» с музеем братских поэтов Дворца творчества детей и молодежи, воспитанники участвовали в  городских  конкурсах «Лучшая книжка – малышка», конкурсе стихотворений «На Кудыкиной горе». Участвуя в конкурсах, дети приобретают первый опыт публичных выступлений. При подготовке к Литературной гостиной, посвященной поэзии военных лет,  воспитанники  подготовительной группы выступили на сцене Школы №5

 Работниками Детской городской библиотекой им Ю. Черных познакомили  нас с  произведениями бурятского, татарского и армянского, украинского  народа, когда мы готовили Литературную гостиную, посвященную художественных произведениям  писателей  разных национальностей.

        В назначенное время двери нашей гостиной открываются

 для детей, родителей, сотрудников, приглашенных гостей. Всем гостям предлагаются  заранее подготовленные программки Гостиной, приглашения на следующее мероприятие.

Наша Литературная  гостиная  объединяет  детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней участвовуют педагоги  и родители, выпускники ДОУ

Каждое  мероприятие носит характер праздника, отличатся разнообразием методов и приемов.

Учитывая возрастные особенности воспитанников, на каждое мероприятие  вводим   элементы театрализации (приход «гостей» из литературных произведений. Это и баба Яга «Балда», и «АБВГДейка», обязательно  используются  видеофрагменты, мультипликация.

 И пусть сотрутся со временем строчки стихов, прозвучавшие на мероприятии , но эмоциональное восприятие от встречи с Прекрасным останется надолго.

Запланирован цикл мероприятий в рамках Литературной гостиной для сотрудников Учреждения.

Первое такое мероприятие состоялось в октябре 2017г и было посвящено 125 летию со дня рождения Марины Цветаевой. Сотрудники библиотеки подготовили рассказ о жизни и творчестве поэта, была представлена слайдовая презентация и выставка ее произведений. Сотрудники Учреждения читали стихотворения Марины Цветаевой, музыкальный руководитель исполнил песню на слова поэтессы.  Вторая Литературная гостиная была посвящена творчеству Анны Ахматовой «Мартовская    элегия» и    прошла также в сотрудничестве с библиотекой Братского педагогического колледжа.      Вечер «Я родом не из детства – из войны», посвященный   творчеству Юлии Друниной     запланирован на май 2018г, и будет проведен совместно с Центром общественных объединений    администрации города Братска.  Таким образом,  решается задача развития социального партнерства.                                        

Мы считаем, что проведение таких мероприятий побуждает понять и почувствовать русскую поэзию. Впереди нас ждут новые встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре, детской литературе

laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок,который мы можем ему сделать»....

Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...

Технология «Развитие связной речи, воспитание зву-ковой культуры у дошкольников, знакомство с книжной культурой, детской литературой» автор О.С. Ушакова

Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком....

ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»

В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...