План самообразования воспитателя по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"
материал по художественной литературе (старшая группа)
План самообразования воспитателя старшей группы по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020-2021.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЯ
Баландиной Светланы Петровны
на 2020 / 2021 учебный год
Тема: «Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности»
Актуальность:
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. В современных условиях само понятие "книга" почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами.
Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.
Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга является учителем и другом, который помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию человека, обогащает его эмоции, внутренний мир. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Приобщение к книжной культуре как части духовной культуры, выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного интереса и речевого творчества, должно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.
Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.
Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей, в частности: развития творческих способностей ребенка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.
Цель работы по самообразованию (расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, углубление знаний в области конкретной методики, предмета, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня):
• повышение своего уровня компетентности и профессионализма в формировании у дошкольников устойчивого интереса к художественной литературе;
• создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- составить перспективный план работы с детьми по данной теме;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);
-формировать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
-приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой в семье;
- развить интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, посещения семинаров;
- сплотить детский коллектив;
-стимулировать повышение интереса дошкольников и их родителей к художественной литературе, использование в общении литературной речи, формирование бережного отношения к книге;
- повысить уровень познавательного, речевого развития детей;
- создать предпосылки для реализации творческих способностей детей, самовыражения;
- помочь детям войти в мир книжной культуры и сформировать читательские умения;
-повысить заинтересованность родителей в регулярном чтении произведений художественной литературы в повседневной жизни, проявление интереса к взаимодействию с воспитателем, детьми.
- внедрить эффективные педагогические технологии в работу с детьми.
Дата начала работы над темой сентябрь 2020 года
Предполагаемая дата окончания работы май 2021 года
№ п/п | Форма работы | Срок | Ожидаемый результат |
1 | Информационно-аналитический этап (вводно-ознакомительный) – прохождение курсов повышения квалификации; получение высшего профессионального образования; посещение лекций; изучение научно-методической литературы; детальное ознакомление с вопросом, вызывающим затруднения; и осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных: Изучение методической литературы по данной проблеме: 1. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008. 2.Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению [Текст]. –М.: Изд. Центр «Академия, 2004. 3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999. 4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998. 5.Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук / Чиндилова О. В. - Челябинск, 2011. [Электронный ресурс]. Изучение статей в научно-методических журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» 1.Максименко О.П. Формирование педагогической компетентности родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение. Сб. материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» №5. 2016. - С. 731-736. 2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования. 3.Сомкова О.Н. Проблемы литературного развития детей в современной науке и практике дошкольного образования[Текст] //Детский сад: теория и практика. –2013. –No6.–С.14-24. | С Е Н Т Я Б Р Ь - О К Т Я Б Р Ь | Изучение методической литературы по теме самообразования поможет повысить уровень осведомленности в данной области. |
2 | Внедрение в практику:
развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС ДО.
| сентябрь сентябрь октябрь ноябрь в течение года в течение года декабрь декабрь в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года |
|
3 | Представление опыта работы – доклад на педагогическом совете, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, разработка конспектов мероприятий с детьми и т. д.:
| май | Обмен опытом с другими педагогами ДОУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
План самообразования воспитателя на тему «Использование развивающей игры для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»....
Перспективный план по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе
В плане представлен материал как с детьми , так и родителями на целый учебный год....
План самообразования музыкального руководителя на тему: «Современные подходы при формировании положительного отношения и устойчивого интереса дошкольников к культуре народов Поволжья»
План самообразования музыкального руководителя на тему: «Современные подходы при формировании положительного отношения и устойчивого интереса дошкольников к культуре народов Поволжья»...
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: "Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города."
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного города....
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные образовательные технологии, направленные на формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
В связи с тем, что «читательская грамотность» – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать св...
Консультация для воспитателей «Литературный центр в группе - как средство формирования предпосылок читательской грамотности»
laquo;Литературный центр» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формирования предпосылок читательской грамотности у ...
План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»
План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»...