ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Матвеева Татьяна Валерьевна

В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта «Страна Книголюбия».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»

В настоящее время в современном мире книги постепенно утратили свою популярность. Для человека лучшими друзьями стали интернет и телевизор. И дети – не исключение. Компьютер в жизни современных детей занимает прочные позиции в познавательной, развлекательной и образовательной сферах деятельности.  Однако, ни одна аудио-сказка или компьютерная игрушка несравнима  с печатными книгами.

Любовь к чтению учит ребенка самостоятельно мыслить, увеличивает его словарный запас и развивает эрудицию. Большинство родителей понимает, что это необходимо, но не все знают, как развить у ребенка не просто желание читать, а главное, как побудить ребенка любить книги.

Перед педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад №202 «Город Чудес» г. Чебоксары была поставлена задача по формированию у воспитанников устойчивого интереса к чтению.  Так на свет появился проект «Страна Книголюбия». Основная идея проекта привитие ребенку любви к чтению с раннего возраста, а не непосредственно перед школой.

Работа по проекту строится по трем направлениям:

•        работа с детьми;

•        работа с родителями;

•        взаимодействие с социумом.

Программа проекта состоит из ежемесячных тематических блоков, каждый из которых посвящен творчеству определенных писателей и поэтов – классиков детской русской и зарубежной литературы.  

К основным формам работы по проекту можно отнести:

•        «Литературные гостиные» - в конце каждого тематического блока одна из групп детского сада приглашает к себе в гости воспитанников других групп, что бы в художественно-творческой форме поделиться своими впечатлениями о прочитанных в течение месяца произведениях.

•        Литературный детско-родительский клуб «Читалочка» -   является формой реализации креативных возможностей воспитанников и их родителей. Каждое открытое заседание клуба это своеобразное театральное действо. Совместно с родителями  создается интерьер, декорации и костюмы  в стиле прочитанного произведения. Для детей это возможность проявить свои творческие способности в драматизации. Это работа над актерским мастерством (сценическая речь, движение, пластика). А также активное сотворчество: ребенок – родитель.

•        Литературные конкурсы – помимо ставших уже традиционными конкурсу чтецов и конкурсу иллюстраций к любимым произведениям, мы добавили конкурс «Нарисуй свой комикс» - совместно с родителями ребята представляли сюжет любимого литературного произведения в виде рисованной истории или рассказа в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.

Не остались без внимания и самые маленькие воспитанники детского сада. Для них был организован семейный творческий конкурс «Лаборатория книги» - каждая семья изготовила книжку-малышку своими руками. Основными задачами конкурса было создание условий  для совместного творчества родителей и детей, а так же  развитие интереса  у детей и родителей к художественной литературе и  к чтению. Итоги подводились с помощью интернет-голосования по следующим номинациям: «Книжка-игрушка» - книжка для чтения и рассматривания детьми младшего возраста; «Необычная книжка» - книги необычной формы и содержания; «Сказочная книга» - книжка иллюстрирующая сказку, а так же были выбраны книжки зрительских симпатий.

Проект «Страна Книголюбия» предусматривает преемственность между воспитанниками старшего и младшего дошкольного возраста. Еженедельно проводится акция «Как хорошо уметь читать», когда ребята подготовительной к школе группы приходят в гости в группу к малышам и читают им книжки.  

В ходе реализации данного проекта творческой группой педагогов разработан цикл консультаций с родителями «Читаем вместе». Из которых родители воспитанников узнали, что любовь к книге у ребенка проявляется, в первую очередь, через слушание. Чем ярче и выразительнее интонации взрослых во время чтения, тем больше будет интерес ребенка к книге. Педагоги объяснили родителям, как вырастить настоящего «книголюба». Для того чтобы чтение стало хорошей привычкой, нужно читать ребенку вслух хотя бы десять-пятнадцать минут в день.  Это лучшее время для общения и для закрепления хорошей привычки - читать, если ребенок имеет пример перед глазами - читающих папу и маму - ему тоже захочется читать. Хорошо, если есть библиотека дома. Рассматривать книжные переплеты, доставать их с полки, шуршать страницами это целый ритуал, предшествующий погружению в чтение.  Также положительное влияние оказывает знакомство ребенка с  любимыми книгами родителей, передача их  как семейной реликвии.

В дошкольном учреждении организована мастерская «Скорая книжная помощь», где совместно с педагогами дети учатся ремонтировать книги. Воспитатель объясняет, что нужно с раннего возраста приучаться к бережному отношению к книгам. Они учат малышей самостоятельно рассматривать книгу, объясняя, что делать это нужно только за столом. Чтобы книга не портилась и не рвалась, приучают ребенка брать её только чистыми руками, аккуратно перелистывать страницы, чтобы уголки не порвать, не разрешают даже маленькому ребенку перегибать переплет книги. Педагоги объясняют, что книги имеют своё - место на полке и приучают ребят возвращать их обратно.

В рамках проекта «Страна Книголюбия» организовано активное взаимодействие с социумом. Ежемесячное посещение молодежной библиотеки им. К. Чуковского, просмотр театральных постановок в театрах города, таких как Чувашский государственный театр кукол, Чувашский государственный театр юного зрителя имени М. Сеспеля и Чувашский государственный театр оперы и балета.  

       В заключении хочется сказать, что литература дает нам широчайший жизненный опыт, делает нас интеллигентными, образованными, помогает увидеть красоту окружающего мира, развивать свой язык, удерживать связь прошлого с настоящим, ведь не зря самые древние записи велись именно в книгах. Кроме того, читая книги, мы получаем фундаментальные знания, которые могут нам пригодиться в реальной жизни.  Коллектив детского сада «Город Чудес» надеется, что данный проект поможет вырастить из воспитанников настоящих книголюбов!

ЛИТЕРАТУРА

1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 3-е изд., доп. и испр. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

2. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / О. Н. Сомкова.; А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.

3. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова  Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – М. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384 с.

4. Ивонина Л. А. Как привить ребенку любовь к чтению с ранних лет? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 746–750. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46324.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа дошкольного учреждения с семьями воспитанников по вопросам здоровья

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то ...

Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....

Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".

Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...

Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой

В статье представлена работа по организации Литературной гостиной для воспитанников и сотрудниковв дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся с особенностями проведения Литературной гостиной &quo...

Перспективный план работы с родителями по знакомству дошкольников с книжной культурой.

Совместная деятельность детей и родителей  (конкурсы, выставки, досуги, развлечения и т.п.)Консультирование  (стенды, буклеты, памятки, папка – передвижка и т.п.)Интерактивные фо...