Творческо - исследовательский проект "Картофель"
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Проектная деятельность по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческо - исследовательский проект "Картофель" | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческо-исследовательский проект «Картошка»
Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты.
Основные задачи проекта:
Образовательные. Познакомить детей с овощной культурой картофель, особенностями выращивания, уходом за растением, сбором урожая. Обогатить речь дошкольников, сформировать математические представления, познакомить с окружающим миром.
Воспитательные. Привить трудовые навыки, взаимопомощи (работа на экспериментальном участке детского сада). Организовать совместное творчество родителей и детей.
Развивающие. Развить творческий и исследовательский интерес к предмету «картошка»:
- история картофеля (откуда появился)
- особенности агротехники (сажаем одну - собираем много)
- знакомство с блюдами из картофеля
- знакомство с литературными и музыкальными произведениями о картошке
- изготовление поделок из картофеля
- создание фотовыставки
- знакомить детей с кулинарными рецептами, привлекать детей к приготовлению блюд из картофеля дома.
Участники проекта: воспитатель группы, воспитанники и родители воспитанников
Проблемная ситуация: Откуда берется картошка? (доступно, интересно, познавательно, активно)
Ресурсное обеспечение:
- Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме);
- Материальные ресурсы (экспериментальный участок, посадочный материал, средства ухода, материал для оформления творческих работ)
Этапы проекта:
Организационно-подготовительный этап. Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература о картошке, видеоматериал, музыкальный репертуар. Разработаны необходимые материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности. В рамках взаимодействия- проведена работа с родителями.
- Основной этап. Непосредственная реализация проекта. Знакомство с овощной культурой «Картофель», ее историей, особенностями произрастания, уходом, использованием в пищу человеком. Работа на огородном участке. Эксперимент по итогам урожая. Изготовление поделок из картофеля. Разучивание стихотворений и песен о картошке, танцевальных композиций, игр.
- Заключительный этап. Приготовление картофельных блюд дома, создать книгу рецептов с родителями и детьми. Выставка поделок и рисунков.
Предварительная работа:
- 1. Беседы об овощах, их роли в жизни человека.
- 2. Рассматривание иллюстраций на тему «Посадка и уборка картофеля».
- 3. Использование дидактических игр об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
- 4. Чтение литературы по теме (художественная, энциклопедическая)
- 5. Наблюдение за ростом картофеля.
- 6. “Эта забавная картошка” (сказка)
- 7. Проведение прогулок-наблюдений на огород.
Ожидаемые результаты.
- Дети узнали о свойствах картофеля, в том числе об использовании картофеля в качестве лекарства и могут применять свои знания в повседневной жизни
- Уважение к труду взрослых.
- Получили опыт проведения исследований, экспериментов.
- Получили сведения об историческом происхождении картофеля и о его путешествии в Россию.
Сказка про картошку
Однажды весной, когда промокшая от талой и дождевой воды земля уже согрелась под лучами солнца, крестьянин собрался сажать огород. Вскопал он грядки и небольшое поле, вынес из темного чулана
кульки с семенами, лоток помидорной рассады, ведерко с прошлогодними луковицами и сел передохнуть.
Зашевелился огородный народ. Каждому хотелось на белый свет взглянуть да грядку получше себе выбрать.
- Грядки - вам, а поле - нам, - сразу распорядились пестрые бобы фасоли.
- Как бы не так! - зашелестели рыжими одежками луковицы.- Поле для картошки вскопано, а вам и грядки хватит...
Все с завистью посмотрели на серый холщовый мешок, наполненный темными картофелинами.
- Как она черна и безобразна! - презрительно растопырив листики, хором проговорили нежные ростки помидорной рассады. А огуречные семечки заявили, что ни одно из них не позволит воткнуть себя в землю рядом с такой соседкой.
Промолчал только чеснок. Хозяин маленького огорода и так знал ему цену, и серебристым чесночным долькам всегда находилось немного места на каждой грядке, ведь всякие жучки-червячки, любители сладких корней и листьев, очень не любили едкого чесночного запаха и ползли с огорода прочь...
Крестьянин кончил попыхивать трубкой и принялся рассаживать спорщиков по своему разумению.
К лету огород зазеленел сочной ботвой. Рядом с ажурными пучками моркови росли свекольные, в пунцовых прожилках листья, а на длинных огуречных плетях и вытянувшихся, окрепших стеблях помидоров распустились небольшие желтые цветки.
Пышные картофельные кусты росли у самой дороги. Они тоже цвели, и их верхушки были подернуты дымкой сиреневых соцветий.
Жаркий летний день шел к концу. Крестьянин, вырвав последние сорняки, разогнул уставшую спину. Далеко на дороге клубилась пыль. Заходящее солнце слепило глаза, и крестьянин разглядел белую, с золотым королевским гербом карету только тогда, когда она остановилась рядом. Легкая дверца отворилась, и из нее выпорхнула принцесса.
- Ах, какая клумба! - воскликнула она, посмотрев на картошку.
- Это не клумба, а огород, ваше величество,- поклонился крестьянин.
- Но в огороде не сажают столько цветов,- возразила принцесса.
- Это не цветы, а картошка, ваше величество,- объяснил крестьянин.
- Пусть! Розы на шляпке - до чего надоело! Другое дело - картошка,- сказала принцесса и сорвала несколько картофельных верхушек. Вынув из-под белой ленты бордовую розу, она положила на широкие поля шляпки сиреневое облачко и надела ее на свои напудренные локоны.
Карета покатила дальше, сверкая золочеными гербами.
- Картошку?.. На шляпку?.. Принцессе?! - возмутилась
кудрявая фасоль.
- Кто бы мог подумать, что эти бесформенные клубни
умеют так цвести? - удивилась огуречная плеть, а помидоры незаметно прикрыли листьями свои невзрачные желтенькие цветки.
- Картошка всегда так цветет,- сказала старая тяпка.
- Просто кто-то должен был заметить это первый,- под- ; держало её лохматое огородное пугало.
- И тут все признали, что картошка действительно хороша. Особенно горячая, в лужице растаявшего масла, лежащая в расписной миске посередине широкого крестьянского стола.
Шигырьләр
- Әгәр мине җиргә күмеп куеп,
Кешеләр карамасалар,
Бу кадәрле уңыш булмас иде,
Күммәсәләр, утамасалар.
- Әй бәрәңге, дөрес әйтәсең син,
Көч түкмичә бер ни уңалмый.
Бәрәңгесез яшәү мөмкин түгел,
Бәрәңгесез аш та булалмый.
Бәрәңге
Ифрат Хисамов көеМәхмүт Хөсәен сүзләре
- Вак-вак итеп турап, яшь киленнәр
Табаларда сине биетә;
Кайнар боткаң ашап, эшчән ирләр,
Тәннәренә җылы йөгертә.
Кушымта: Йодрык кадәрле.
Йомры гәүдәле,
Ах, тәмле,
Бигрәк тәмле бәрәңге!
- Күлмәгеңне салып, моңсуланып,
Кайнар шулпаларга төшәсең.
Мич кызуында алсуланып,
Учак көлләрендә пешәсең.
Кушымта: Йодрык кадәрле.
Йомры гәүдәле,
Ах, тәмле,
Бигрәк тәмле бәрәңге!
- Тукай да бит сине җырга керткән,
Бабайлар да мактап сөйләгән;
Бер як та юк сине яратмаган,
Беркем дә юк сине сөймәгән.
Кушымта шул ук.
Песня “Бульба”
- Из мешка бери картошку,
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной,
Иль в мундире запеченной.
Припев:
Трам, там, там, та-ра-та-ра-та-та-там
Без картошки худо нам. 2 раза
- Из картошки сварим кашу,
Всю родню накормим нашу.
Кому каша надоест,
Пусть картошку в супе ест.
Припев.
- Ай, туры да растуры,
Не дворянской мы натуры.
Коль у нас картошки нет,
И обед нам не в обед.
Припев.
Песня о картошке.
- Как любим мы картошку, (2 раза)
Не можем без картошки,
Мы даже дня прожить.
Представьте себе, (2 раза)
Не можем без картошки.
Представьте себе, (2 раза)
Мы даже дня прожить.
- Мы жарим ее, варим,
И в супик ее добавляем.
И можем мы в “мундире”,
Картошку отварить.
Представьте себе, (2 раза)
И можем мы в “мундире”
Представьте себе, (2 раза)
Картошку отварить.
- Любите вы картошку, (2 раза)
И всякие секреты,
Узнаете о ней.
Представьте себе, (2 раза)
И всякие секреты,
Представьте себе, (2 раза)
Узнаете о ней.
«А споёмте - ка, ребята» на сл. и муз. В.Попова
1. А споёмте- ка, ребята,
Жили в садике мы как.
И на солнце, как котята,
Грелись эдак, грелись так.
2. Раз гадали мы с Антошкой,
Что дадут нам на обед.
И решили, что картошки
Лучше блюда в мире нет.
3. Ах, картошка – объеденье,
Наш картошка идеал.
Тот не знает наслажденья,
Кто картошки не едал!
4. Здравствуй, милая картошка,
Низко бьём тебе челом, -
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочём!
С картошкой мы сегодня играли,
Стихи про нее читали.
Ставьте ушки на макушке –
Про нее споем частушки.
Частушки.
Мы картошечку сажали
В огороде у ворот.
Зацвели на ней цветочки.
Пусть любуется народ.
В огород пришла коза,
Растопырила глаза:
- Где же лук? А где горошек?
Все засеяно картошкой!
Ах, картошка, ты картошка,
До чего ты хороша.
И пожаришь, и попаришь,
А как съешь – поет душа!
Повар жарил, повар парил,
На диване задремал,
А потом вместо картошки
Угольки он собирал.
Не хочу я пить компот,
Не хочу варенье.
Ах, картошка, ты картошка -
Просто объедение!
Загадки.
- И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом (картошка)
- Это чудо плод
Ее едим мы круглый год.
Пюре, супы, салат, окрошка
Везде присутствует (картошка)
- Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь, правда, вкусная… (картошка)?
Пословицы и поговорки
- Картошка да каша – еда наша.
- Картошку копать, не руками махать.
- Ели да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
- Без труда картошка не родится никогда.
- Хорош ёрш в ухе, а картошка в бэлэше.
Пальчиковая гимнастика. Тема: ОВОЩИ | |
Чищу овощи для щей, Сколько нужно овощей? Три картошки, Две морковки, Луку полторы головки. Да петрушки корешок, Да капустный кочешок. Потеснись – ка, ты, капуста, От тебя в кастрюле густо. Раз, два, три, огонь зажжён, Кочерыжка, выйди вон! | Вертикальные движения рук, словно отряхиваем землю. Загибаем три пальца левой руки. Плюс ещё два пальца. Загибаем постепенно три пальца на правой руке. Раздвигаем руки в стороны. Выставляем из кулаков большой, указательный и средний пальцы. |
«Хозяйка однажды с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла. Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. ОХ! Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла. ОХ! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свеклу. ОХ! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свекла. ОХ! И суп овощной оказался не плох. | «Шагают» пальчиками по столу.
На каждое название загибают пальчик. Удары по столу кулачками и ладонями На каждое название загибают пальчик. Стучат ребром ладони по столу. На каждое название загибают пальчик. Стучат ребром ладони по столу. На каждое название насекомого загибают пальчик. |
Пальчиковая гимнастика. Тема: ОВОЩИ | |
«У Лариски - две редиски» У Лариски – Две редиски. У Алешки – Две картошки. У Сережки – сорванца – Два зеленых огурца. А у Вовки – Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. |
По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке. |
Игры с картошкой
1. «Соберем урожай» Картошка рассыпана по площадке. Выбрать 2 –х игроков, за определенный промежуток времени они собирают картошку в корзины ( для детей старшего возраста можно во время сбора картошки завязать глаза )
2. «Гусеница» В корзине лежит заранее приготовленный картофель. На столе выбраны самые большие (маленькие) 2 картошки. Две команды ребят (5-8 человек) по очереди должны найти в корзине картошки разные по величине (от большой к маленькой или наоборот). Побеждает та команда, которая быстрее выложит “гусеницу”.
3. «Самый ловкий» Ребята делятся на две команды. Им предлагается пронести на ложке картошку (держать ложку можно в руке, во рту). Можно проходить по прямой дорожке, можно с подъемом, по бревну и т.д. в зависимости от подготовки и возраста детей. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание и меньше раз уронит корнеплод.
4. «Кто больше удержит» Приглашаются папы, а дети пытаются дать папе как можно больше картофелин. Выигрывает тот, кто сумеет удержать больше картошки.
5. Подвижная игра «Огородник»
- Ах, картошка, ты, картошка.
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме,
Будешь сытым целый год!
Дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого – нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.
6.«Горячая картошка»
Опытно- экспериментальная деятельность:
1) Натереть сырой картофель.
Результат: жидкая кашица.
Вывод: в картофеле есть вода.
2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.
Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)
Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.
3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.
Результат: образуется белый осадок.
Вывод: В картофеле есть белое вещество.
4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку.
Воспитатель: Знаете, что это? Это крахмал или картофельная мука.
Повторите слово- крахмал.
Вывод: в картофеле есть крахмал.
Воспитатель: Для чего нам нужен крахмал?
Дети: заваривать кисель, крахмалить бельё, использовать в приготовлении многих блюд, масок для красоты.
Общий вывод: из картофеля мы выделили: воду, крахмал.
Воспитатель: Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества, (витамины С, различные микрочастицы). Но чтобы их увидеть, необходима более сложная аппаратура.
5.Сравнение крахмала с мукой.
Воспитатель: Как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?
Дети: Потому, что крахмал похож на муку.
Воспитатель: У вас на столе стоят формы с мукой и крахмалом. Сравните эти два вещества с полосками белого цвета.
- Что можно сказать о цвете муки?
Дети: мука желтовата. (Воспитатель в таблице сравнения муки и крахмала отмечает все сходства и различия).
Вывод: мука желтоватого цвета.
Воспитатель: Что можно сказать о цвете крахмала?
Дети: Крахмал белого цвета.
Вывод: Крахмал белого цвета.
Воспитатель: Попробуйте пшеничную муку и картофельный крахмал на ощупь. Что можно сказать об ощущениях, когда трогаем муку?
Дети: Она мягкая.
Вывод: Мука мягкая, не скрипит.
Воспитатель: Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?
Вывод: Крахмал хрустит.
Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)
- Что можно сказать о запахе муки?
Дети: мука без запаха.
Вывод: мука не имеет запаха.
- Что можно сказать о запахе крахмала?
Дети: крахмал без запаха.
Вывод: крахмал не имеет запаха.
6.Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета. Капнем на картошку йод. При этом крахмал на картошке становится темно-синего цвета.
Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.
Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.
Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?
Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.
Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.
Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?
Дети: ответы детей.
Вывод: крахмал есть только в картофеле.
Воспитатель: Итак, общий вывод:
- Картофель состоит из воды и крахмала,
- Крахмал содержится только в картофеле,
- Крахмал при взаимодействии с йодом становиться темно синего цвета.
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
●Беседы «Просто картошка» Цель: рассматривание клубней, определение формы и цвета, знакомство с многообразием сортов.
«Выращивание картофеля» Цель: ознакомление с этапами роста картофеля.
«Наши помощники» Цель: ознакомление с инструментами – лопата, грабли, мотыга, ведро.
«Как картошка появилась в России» Цель: ознакомление с историей путешествия картофеля из Америки в Россию.
«Как «умные» машины помогают выращивать растения» Цель: ознакомление с профессиями людей, выращивающих картофель, «Умными» машинами.
«Лекарственные свойства картофеля» Цель: ознакомление с лекарственными свойствами картофеля.
«Блюда из картофеля» Цель: ознакомление детей с многообразием блюд изготовленных из картофеля.
● Образовательная деятельность по ФЭМП « Закрепление» Цель: закрепление умения сравнивать предметы по форме, размеру, разделять в группы по общему признаку, сравнивать по количеству (один – много, больше – меньше), счёт предметов в пределах пяти (старшая группа)
по РиОМ « Дары осени» Цель: закрепление знаний овощных и фруктовых культур.
по РиОМ «Труд людей» Цель: ознакомление и обобщение личного опыта по видам работ в огороде осенью.
по ИЗО деятельности. Рисование штампиками из картофеля Цель: ознакомление с приёмом рисования штампиками из картофеля.
Аппликация «Мешок картошки» Цель: закрепление умения располагать на заготовке мешка готовые детали картофеля.
по развитию речи «Составление рассказа по алгоритму «Картофель» Цель: обучение составлению описательного рассказа по алгоритму
Составление рассказа из личного опыта «Как мы сажали картошку на даче» Цель: формирование умения делиться впечатлениями
●Исследовательская деятельность - опыты с крахмалом Цель: ознакомление со свойствами крахмала, приобщение детей к познанию через исследования.
●Чтение художественной литературы -знакомство с пословицами, поговорками
-чтение и заучивание стихов, загадок
Л.Тихоненко «Мы подумали немножко»
О.Таран «Сижу я дома поздним вечером»
В.Сабиров «На грядке все в порядке»
И.Демьянов «Что черны мои ладошки»
З.Александрова «Мы возьмем ведерки, да и в путь – дорожку»…
-чтение сказок Анастасии Унпелевой «Упрямый Картофель», Сказка о картофеле, луковке и свеколке.
●физминутки
●игры Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Хорошо – плохо», «Чудесный мешочек».
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Поездка на рынок», «Готовим обед».
- Подвижные игры: «Собери урожай», «Посадка и сбор картофеля», «Кто лишний», «Картофельный хоккей», «Печёная картошка», «Горячая картошка», «Перенеси картошку в ложке», эстафета «Посади, поливай, собирай урожай картошки». Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»
• Пальчиковые игры: «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Овощи»
●Музыкальная страничка Частушки, песня «Антошка, Антошка…» «Песня про картошку» (слова: М. Львовский, музыка:В. Шаинский)
Блюда из картофеля.
Ручной труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «МИР КОШЕК»
Проект в подготовительной группе...
Творческо-исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы "Наши верные друзья"
Проект в подготовительной к школе группе. dsc_8981.jpg dsc_8987.jpg dsc_8985.jpg dsc_8992.jpg dsc_8996.jpg dsc_9003.jpg dsc_9005.jpg dsc_9014.jpg dsc_9023.jpg dsc_9026.jpg dsc_9038.jpg dsc_9040.jpg...
Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"
Эта тема была мною выбрана неслучайно.Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками н...
Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей группы «ОВОЩИ». Авторская разработка.
Творческо-исследовательский проект с детьми 2 младшей группы «ОВОЩИ»...
Творческо-исследовательский проект «Для тепла нам пригодится валенок и рукавица»
Творческо-исследовательский проект...
Творчески-исследовательский проект "Капуста-королева питания".
В ходе работы дети ответят на вопросы: Что значит быть здоровым? Что такое здоровое питание?Для чего нужно кушать капусту и пить сок из капусты....
Творческо-исследовательский проект с детьми первой младшей группы на тему: "Фрукты".
Настоящий проект разработан для использования в качестве методического пособия и тематического плана при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе ...