Творческо – исследовательский проект "Свет вечной мудрости народной"
материал (подготовительная группа) по теме
Эта тема была мною выбрана неслучайно.
Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками народов мира.
Во – вторых, на фоне изменения реформирования системы народного образования уделяется внимание нравственному, духовному становлению личности, построенному на принципах не насилия, а также эмоциональной сфере ребенка.
В – третьих, обращение к героям сказок в настоящее время приобретает особую значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами и кинофильмами приводить к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются неосвоенными и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение от духовного наследия приводить к духовной нищете и растущему чувству страха. Сказкам учит нас быть добрыми, бескорыстными, честными, умными, мудрыми. Живой дух сказки очень нужен человеку именно сейчас, в XXI, чтобы мы не забывали наше прошлое, чтобы не стали бездушными роботами.
В – четвертых, о роли сказок в нравственном воспитании детей писали многие ученые, педагоги, писатели: М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинский,
Е. И. Водовозова, А. М. Горький, В. А. Сухомлинский, О. Л. Князьева, З.А. Гриценко. Интересна своей новизной работа О. А. Шороховой «Играем в сказку», и опыт работы В. Г. Маралова по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста
( программа «Ненасилие» под редакции В. Г. Маралова, Череповец, 1998). Эту программу сделала своей помощницей в решении многих проблем в воспитании нравственных качеств и развитии ребенка – дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvocheskaya_rabota.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческо – исследовательский проект
Автор: Уколова Татьяна Ивановна,
воспитатель
МДОУ №217 «Ягодка»
г. Саратова.
В основе положена программа «Ненасилия» по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста и материала
В. Г. Маралова.
Сказка позволяет малышу
впервые испытать стойкость
и храбрость, увидеть добро и зло.
Сказки утверждают ребенка
в нравственном отношении к миру.
Л. Н. Толстой.
Введение.
Эта тема была мною выбрана неслучайно.
Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками народов мира.
Во – вторых, на фоне изменения реформирования системы народного образования уделяется внимание нравственному, духовному становлению личности, построенному на принципах не насилия, а также эмоциональной сфере ребенка.
В – третьих, обращение к героям сказок в настоящее время приобретает особую значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами и кинофильмами приводить к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются неосвоенными и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение от духовного наследия приводить к духовной нищете и растущему чувству страха. Сказкам учит нас быть добрыми, бескорыстными, честными, умными, мудрыми. Живой дух сказки очень нужен человеку именно сейчас, в XXI , чтобы мы не забывали наше прошлое, чтобы не стали бездушными роботами.
В – четвертых, о роли сказок в нравственном воспитании детей писали многие ученые, педагоги, писатели: М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинский,
Е. И. Водовозова, А. М. Горький, В. А. Сухомлинский, О. Л. Князьева, З.А. Гриценко. Интересна своей новизной работа О. А. Шороховой «Играем в сказку», и опыт работы В. Г. Маралова по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста
( программа «Ненасилие» под редакции В. Г. Маралова, Череповец, 1998). Эту программу сделала своей помощницей в решении многих проблем в воспитании нравственных качеств и развитии ребенка – дошкольника.
I. Теоретическое обоснование проекта.
Проблема.
В нашем современном мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки… Душа просит сказки или того особенного состояния, которого одни называют счастьем, другие - ожиданием, третьи – ощущением детства. В народном творчестве сказки, вероятно, самое большое чудо. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Наблюдая за взаимоотношениями детей, я обратила внимание на то, что далеко не всегда дети были способны сотрудничать друг с другом, понимать друг друга и достойно выходить из конфликтных ситуаций. Можно было даже встретиться с отдельными проявлениями агрессии, враждебности и, как следствие этого, обида, мстительность, стремление силой утвердить своё «Я». По мере взросления, у каждого из детей находили выражения разные свойства личности: вежливость-грубость, уверенность-неуверенность, любовь-нелюбовь.
Вот что удивительного я заметила: дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям, их низкий уровень поведения указывает на отсутствие духовных интересов.
На протяжении всей своей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы общение и встречи детей друг с другом были радостными и желанными.
Показатели о свойствах личности и этических норм поведения всегда были в центре моего внимания. Невысокие показатели педагогической диагностика по социально – личностному развитию и формированию нравственных качеств у детей меня подвигло на поиск эффективных методов, средств, приемов образовательной деятельности. Изучив новые технология, методики, я разработали стратегию моей деятельности. Особое внимание я уделила этой проблеме последние три года работы с детьми старшего дошкольного возраста. Результатом моих педагогических поисков является творческая работа.
Гипотеза.
Я предположила, что сказки будут являться мощным средством формирования личности ребенка. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз, что хорошо быть лучшим, чем плохим.
- Сказка – наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть национальной культуры и, знакомясь со сказкой, ребёнок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений;
- Русские народные сказки несут в себе, то тепло, которого так не хватает сейчас детям, а мелодия их языка пробуждает глубинные чувства, рождает эмоционально-душевный отклик;
- Сказочные образы эмоциональны, насыщены, красочны и, в тоже время, просты, доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны;
- Сказки не только развлекают, радуют детей, но и уму-разуму учат, закладывают нравственные основы личности;
- Сказка учит успешно действовать в житейских ситуациях. В детстве человек накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций» и ребёнок способен усвоить типичные образцы и модели поведения. Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией, на них выросло ни одно поколение людей.
Предполагаемые результаты.
Благодаря творческому погружению детей в мир сказок, картин, стихов, игр, музыки у детей появиться интерес к сказкам!
Дети научаться выражать своё эмоциональное отношение к добру и злу, любви и ненависти, горю и радости, хитрости, коварству.
Научаться понимать и оценивать характеры и поступки персонажей сказок и следовать положительным примерам своих героев.
Позитивно относиться к себе, оценивать свои поступки, станут более активными и уверенными в себе.
Дети станут более смелыми, общительными, терпимыми, радостными, доброжелательными, деликатными.
Хорошо овладеют этические нормы поведения и развили в себе способность к принятию и пониманию другого человека.
Приобретенные личностные качества этические нормы поведения помогут детям сотрудничать друг с другом и избегать конфликтных ситуаций.
Продукты проекта.
- Банк конспектов по старшей, подготовительной группах.
- Банк малых фольклорных форм по сказкам.
- Картотеки: литературных загадок по сказкам, кроссвордов, ребусов, присказок, сказочных зачинов, концовок, игр.
- Театры: пальчиковые, настольные, перчаточные, мягкой игрушки, би – ба – бо, фланелеграф, лошковый, семейный.
- Альбомы иллюстраций известных художников, фотоальбомы.
- Выставки детских работ и их родителей по сказкам.
- Презентации русских народных сказок, CDC диски.
- Итог проекта – праздник игр и сказок.
Объект исследования.
Дети старшей, подготовительной групп.
Предмет исследования.
Влияние сказки на формирование нравственно – этических норм поведения.
Цель исследования.
Социально – личностное и познавательное развитие ребенка через ознакомление детей со сказками.
Задачи исследования.
- Закрепить понятия «устное народное творчество».
- Учить видеть изобразительно – выразительные средства сказки, особенности стиля.
- Формировать понятие о литературных героев сказок – положительных и отрицательных.
- Формировать и развивать эмоционально чувственные отношения к художественным произведениям.
- Активизировать творческие и коммуникативные способности детей, создавать условия для интеллектуального развития детей, для развития их индивидуального потенциала.
Методы исследования.
- Диагностика.
- Наблюдения.
- Беседы.
- Решение проблемных ситуаций.
- Разные виды игр.
- Физкультминутки
- Пальчиковая гимнастика.
- Обучающие и игровые ситуации
- Моделирование
- Коллаж
- Пиктограммы.
Сроки реализации проекта.
С сентября 2009 года – май 2011 года.
Календарный план реализации проекта.
№ | Этапы проекта | Содержание | Сроки реализации |
1. | Погружение в проект | Сбор материала: программы, учебники, журналы, методические пособия, разработка гипотезы. | Август – сентябрь 2009г. |
2. | Организационный | Подборка диагностического материала, литературы для диагностики, составления плана, разработок, создание конспектов. | Сентябрь 20009г. |
3. | Диагностический | Первичная диагностика (обследование знаний, умений, навыков на начальном этапе); Промежуточная диагностика; Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. | Сентябрь- октябрь 2009г. Май 20010г. Май 20011г. Сентябрь2009г.; Май 2011г. |
4. | Практический | Два плана воспитательно – образовательной работы по старшей группе 2009- 20010год.; по подготовительной группе 20010- 2011год. Серия конспектов занятий. | 2009 – 2011год. |
5. | Обобщающий | Выставка совместных работ детей взрослых, родителей на тему: «В мире сказок». Обобщающее мероприятие на тему: «Тайна сказочного вечера». Оформление картотек, игр, загадок по сказкам, физкультминуток, пальчиковых гимнастик, обобщение и оформление материала по данной работе и рекомендаций его для воспитателей. | Май 2011год. |
6. | Внедренческий | Организация консультаций, совместные выставки, открытые занятия в течении учебного года. Представления опыта работы по теме «Роль сказки в формировании у детей нравственно – этический норм поведения» - на итоговом педсовете, - на методическом объединении, на открытом занятия для воспитателей детских садов Ленинского района на тему «Путешествие колобка» и подготовила коллаж по данной теме. Провела родительское собрания на тему «Папа, мама и я читающая семья». Опыт работы был размещение на сайте. |
II. Практическая реализация проекта.
В своей практике я применяла наиболее эффективные формы проведения занятий по сказкам:
- Комплексное занятие, которое я строила по сюжету одной сказки с использованием музыки, изобразительных средств, драматизации, спектаклей, дидактических и подвижных игр. Темы занятий: «Мудрость добра», «В гостях у Снегурочки», «Гадкий утёнок Г.Х.Андерсена» (см. приложение №3)
- Тематическое занятие: «Добро и зло в русских народных сказках», «Мудрость волшебника С.Я.Маршака», итоговые тематические занятия, викторины по сказкам Г.Х.Андерсена, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина (см. приложение №3)
- Занятие-досуг: «Бабушка-загадушка в гостях у детей»; «Страшные сказки»; совместное занятие старших детей с детьми младшей группы «В гостях у дедушки Корнея». (см. приложение №3)
- Занятие-моделирование по русским народным сказкам: «Волк и Козёл», «Хаврошечка», по украинской народной сказке «Колосок» (см. приложение №3) По графическим изображениям дети охотно рассказывали сказки.
- Занятие-путешествие по сказкам: «Путешествие в страну математических сказок», «Путешествие по снежным сказкам» (приложение №3)
- Салат из сказок: русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и козы» (приложение №3)
- Театрализованные занятия по сказкам: «В гостях у русской сказки» (старшая группа), «Интегрированное театрализованное занятие по сказке К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» (подготовительная группа)
- Занятия-конкурсы знатоков сказок: «Любознайка», «Шкатулка со сказками», «Литературный калейдоскоп», занятие-соревнование «Радость – грусть», «Короб чудес» (приложение №3)
- Занятие – викторины.
- Интеллектуальные игры.
Остановлюсь подробнее на тех нетрадиционных методах и приёмах работы, которые я применяла на занятиях по сказкам для того, чтобы дети лучше понимали идею произведения, суть конкретных поступков сказочных персонажей, стремились понять их чувства, трудности, характер взаимоотношений друг с другом; испытать сочувствие и сострадание к героям сказок, уметь отождествлять себя с полюбившимся героем сказок, а также для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и радостным:
- В уголок сказок я помещала новую красочную книгу и обращала внимание детей на её обложку, помня слова Е.Долматовского о том, что «обложка – как маленькая дверца, приоткрывает вход и доступ в область сердца!»
- В марте ко дню рождения К.И.Чуковского я организовала выставку на тему: «В гостях у дедушки Корнея», я выставила портрет писателя, его фотографии с детьми, детские рисунки по известным произведениям писателя, маски с изображением животных, которые приготовили родители; крылья бабочки, дидактическую игру «Чудо-дерево».
- Вместе с детьми создавали обстановку, согласующуюся с характером занятий по сказкам: из любых перегородок делали «избушку», «замок», «горы», «поляну», обозначая, таким образом, место действия.
- Понимая, какое большое значение имеет радость общения в сфере эмоционально-коммуникативного развития старших дошкольников, некоторые занятия я начинала с ритуального приветствия, включающего пожелания друг другу добра, любви, здоровья, открытого сердца. Дети, держась за руки, говорят друг другу добрые, ласковые слова, передавая с этими словами тепло своих рук – это сплачивает детей. Иногда начинала занятия с упражнений: «Улыбка», «Приветствие», «Давайте познакомимся», «Назови друга ласково» и др.
- Дети любят чудеса, неожиданности, сюрпризные моменты, поэтому некоторые занятия я начинала так: «Много было здесь конфет, в каждой спрятан был секрет…» или «Посылаю тебе, друг, замечательный сундук!» (см. приложение №6)
- Порой приходилось менять свою внешность, добавляя какую-нибудь «сказочную деталь», менять силу голоса. Иногда включала магнитофон с записью своего голоса, создавала необычные ситуации, например, под музыку входили дети, переодетые в персонажей сказки. Занятие я могла начать с пальчиковой гимнастики: «Замочек», «Дружба», «Семья» и др. (см. приложение №7)
- Бурный восторг вызывал у детей приход «глашатая», который читал шутки, прибаутки, пел «Песенку про сказку» Ю.Мориц (приложение №3 конспект «Мудрость добра»)
- Читая по главам произведения А.С.Пушкина, П.П.Ершова, я делала «пропуск» в сказку, который дети получали необычным способом: по жребию, по нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником. Пропуск был индивидуальным и групповым.
- Иногда я просила детей позвать сказку мелодичным, монотонным голосом, предлагала придумать эпитеты и ласковые слова для неё. Каждый ребёнок зовёт сказку про себя и добавляет вслух, какую сказку он ждёт: ласковую, увлекательную, мудрую, неизвестную, справедливую, чуть-чуть страшную, красивую, солнечную и т.п.
- На занятиях я давала детям ключевые фразы начала сказки по своему усмотрению, например: «В неизвестном царстве…»; «Когда-то давно…»; «В одной стране, в прекрасном городе…»
- Перед чтением русской народной сказки полезно предложить присказку. Я видела, как дети замирают, их глаза сверкают радостью, ожиданием, счастьем, когда они слышали: «А это было, голубчик, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакал, да в мешок сказки собирал». Я собрала много интересных присказок, докучных сказок, стихов (см. приложение №6)
- Знакомя детей с текстом (содержанием) сказок, я старалась не разрушать сказочную атмосферу, формировать у детей своё эмоциональное отношение к сказке, конкретному поступку сказочного персонажа.
- До работы с основной сказкой, я выбирала другую небольшую, всем детям хорошо известную сказку, и они пробовали с ней поиграть. В качестве игры я применяла изложение сказки с другой точки зрения. Так, сказку «Репка» я просила рассказать с позиции внучки, мышки, самой репки. Иногда я даже заменяла персонажей сказки или добавляла новые, например, в «Путешествие Колобка по весеннему лесу».
- На занятиях я использовала метод «ледокола» и «шаг назад, два шага вперёд», т.е. занятие по ознакомлению детей со сказкой начинала с повторения: «Сегодня мы познакомимся с новой сказкой К.И.Чуковского, а какие сказки этого писателя вам уже знакомы?»
- Часто я проводила драматизацию отрывков из сказок. Во время драматизации или спектакля по сказкам большинство ребят умели чувствовать и понимать внутреннее состояние героев, легко выделяли положительных и отрицательных персонажей, но во время чтения сказки братьев Гримм «Заяц и ёж», дети не смогли правильно дать характеристику образов героев сказки. Так, зайца они считали лучшим, а это плохо. Я спросила детей: «Разве Заяц сам себя не наказал? Разве не надо перевоспитывать грубиянов и невеж?» Дети отвечали по-разному, и я повторно зачитала начало сказки и провела игру-драматизацию, тогда мнение детей о зайце-страдальце изменилось. Проигрывались эпизоды из сказок «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (см. приложение №3 и №5)
- Русскую народную сказку «Снегурочка» проигрывали как спектакль-экспромт.
- «Сказку о глупом мышонке» С.Я.Маршака и «Тараканище» К.И.Чуковского читала по цепочке, детям особенно полюбился этот приём.
- В подготовительной группе сказку С.Я.Маршака «Кошкин дом» читали по ролям.
- Понять образ героев сказки, испытывать к ним сострадание, сочувствие, отождествлять себя с полюбившимися персонажами сказки помогают и образные литературные загадки по темам: «Узнай нас»; «Узнай героя»; «Доскажи словечко» (см. приложение №3 конспект «Короб чудес»)
Наблюдая за детьми, я видела, как они радовались, когда угадывали своего любимого героя и как хмурились, сердились, печалились, ворчали, когда речь шла об отрицательных персонажах.
- Особенно много радости доставляет детям динамическая пауза, которую проводит сам герой сказки, например Буратино:
Буратино потянулся, Чтобы ключ ему достать
Руки в стороны развёл, Надо на носочки встать
Низко над землёй нагнулся – Крепче, Буратино, стой,
Видно ключик не нашёл. Вот он ключик золотой!
- Очень эффективными приёмами являются здоровьесберегающие технологии, психоритмические упражнения, пантомимические этюды, пиктограммы. Они помогают понять внутреннее состояние героев, очеловечить их чувства, вжиться в образ персонажей. Так на занятии по теме: «Доброта – злобность» я предлагала детям как можно точнее передать позу, мимику, жесты, эмоциональное состояние Алёнушки с картины В.Васнецова «Алёнушка». На том же занятии предлагала детям упражнение на ритмизацию: дети кладут руки на стол и в такт со мной тихо отстукивают пальцами, как капают горькие слёзы Алёнушки, сидящей у воды.
- К месту и времени вспоминала с детьми русские народные пословицы и поговорки, учила детей применять их адекватно ситуации. (см. приложение №6)
- Использовала блиц-опрос (см. приложение №3 конспект «Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена»)
- Приём выборочное чтение также использовался на моих занятиях. Предлагала подумать, о каком герое дети хотели бы послушать сказку, читала сказку по заявкам детей, иногда напоминала один из эпизодов сказки и просила рассказать о нём подробнее, а затем зачитывала текст. Предлагала рассказать о самом смелом, добром поступке героя.
- Занятия по сказкам я старалась оканчивать нетрадиционно:
Вот и сказка отзвучала, А теперь мы улыбнёмся,
Или мы начнём сначала, Крепко за руки возьмёмся,
Или новую начнём, И какие же слова
Но сначала отдохнём. Говорим мы, уходя?
/ В.Берестов/ (дети сами называют слова прощания)
Порой в заключение занятия, я читала детям стихи, навеянные сказочными образами, например стихотворение И.Сурикова «Детство»:
… И начну у бабки
Сказки я просить.
И начнёт мне бабка
Сказки говорить…
А во сне мне снятся
Чудные края,
И Иван-царевич –
Это будто я…
- Я повторяла для детей ритуал выхода из сказки: «Мы берём с собой важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились» Ребёнок протягивает руки в круг, совершает действие, как, будто что-то берёт из круга и прикладывает руки к груди.
- В конце занятия часто звучала музыка П.И.Чайковского, отрывок из «Метели» Г.В.Свиридова, аудиозаписи В.Шаинского: «Улыбка», «Вместе весело шагать». В конце тематического занятия «Секрет дружбы» дети хором пели песню «Настоящий друг» (музыка В.Савельева, слова М.Пляцковского)
- Часто я проводила с детьми дидактические игры: «Любимый сказочный герой», «Цветик-семицветик», «Шаги правды», «Царевна Несмеяна», «Снежная королева»; подвижные игры: «Три поросёнка», «Сивка – Бурка», «Два волшебника», «Острова», «Маша и медведь».
В играх дети учились анализировать свои поступки, переносить правила поведения из игровой ситуации в жизнь.
- На занятиях предлагала детям решать кроссворды, головоломки, разгадывать ребусы к сказкам «Морозко», «Конёк – Горбунок».
- Своими руками я изготовила пособия: «Я – домик», «Волшебная корзина», «Дерево добрых дел».
- Очень нравилось детям, когда я заканчивала русские народные сказки традиционной для русского фольклора концовкой: «Стали они в добре поживать и горя не знать»; «Так они живут, и пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают».
- Метод сказочной ситуации. В новогоднюю ночь сказочные герои так плясали, что многие попали не в свои, а в чужие сказки. Например, медведь, волк, кот в сапогах, баба Яга, три поросенка оказались вместе. Что им делать? Помоги этим героям, придумай новую сказочную историю, в которой он уживаются вместе.
Много в сказочной стране неведомых дорожек и одна из них привела в сказку «Царевна - лягушка», расскажите, как по-другому, может закончиться сказку.
- Метод опорных слов. К содержанию знакомой сказки добавляются другие слова. Дети вспоминают сказку и находят лишние слова. Например, в сказку «Кот, петух, лиса» по опорным словам: петушок, курочка, цыплята, двор, баба, дед, лиса; дети вспоминают героев сказки, определяют какие лишние слова. На их основе нужно придумать новые интересные действия к сказке.
- Игровые приемы. Они учат детей группировать персонажей по заданным признакам. Предлагается вспомнить персонажей из сказок, которые выполняли такие же действия (или часть из них) как в исходной сказке.
- Волшебные слова. Учить подбирать слова и словосочетания по заданным признакам. Вспомнить заклинания известные детям из сказок; словосочетания, с которых начинается сказка «В некотором царстве, в некотором государстве…».
- Добрым молодцам урок. Учить детей выявлять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Педагог называет пословицу или поговорку дети должны вспомнить сказку, в которой это подтверждается. Например, сказка «Пых» - пуганая ворона и куста боится. У страха глаза велики.
- Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказок, станцевать, создать сказочные звуки.
- Запомнить цепь событий происходящих в сказках, помогают кубики времени. Изготовить кубики, на которых представлены эпизоды из сказок. Каждая сторона кубика представляет собой своеобразный кадр из сказки, эпизод. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий происходящих в сказке.
План работы Уколовой Татьяны Ивановны реализован полностью, принес огромное удовлетворение от проделанной работы и педагогу, и родителям, и детям. (Отзывы родителей). Работа по данной теме продолжается во второй младшей группе с сентября 2011 года. Разработан проект «Ждет нас сказка» и серия занятий с использованием исследовательского опыта и экспериментов по сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка» (опубликована в газете «Портфолио» №7 6 апрель 2012 год стр. 22-23). Проведено открытое занятие для воспитателей детского сада февраль 2012года. Составлен мини – проект и занятие «Да здравствует мыла душистое…».
Приложение:
Приложение №1. Диагностика.
Приложение №2. Перспективный план.
Приложение №3. Конспекты занятий.
Приложение №4. Таблица: «Формы работы с родителями».
Приложение №5. Анкета для родителей. Советы родителям: «Книга в доме». Викторина: «Папа, мама, я – читающая семья»
Приложение №6. Фольклорный, игровой, дидактический материал для работы с детьми.
Приложение №7. Здоровьесберегающие технологии: психоритмические упражнения, пантомимические этюды, пиктограммы, динамические паузы.
Приложение №8. Литературная страничка, загадки
Список литературы .
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарский И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей/ Под ред. Асмолов А. Г. – М.: 2008.
2. Белоусова И. Е. Добрые досуги по произведению детских писателей.
3. Буре Р. С., Година Г.Н., Шаталова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников – М.: Просвещение, 1982г. – С. 5 – 21.
4. Быстрова М. Д. Зимняя сказка// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №6. – С.76 – 79.
5. Гатанов Ю. Б. Развиваю воображение. – СПб: 2000.
6. Гриценко Л. Ты детям сказку расскажи. – М.: Пресс. – 2008.
7. Дьяченко О. М. Возможности умственного развития способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой// Дошкольное воспитание. - 1993– №11. – С.43 – 47.
8. Зинкевич – Евстегнееева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: 2000.
9. Кирьянова И. Н. Досуг путешествие по русским народным сказкам
( для детей 6 – 7 лет)// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №1. – С.71 – 75.
10. Лесных А. А. Модель работы по сказкам// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №5. – С.63 – 75.
11. Сидорчук Т. А., Хоменко И. Н., Лелюх С. В. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду. -2006– №5. – С.10 – 15.
12. Сушкова И. В. Как объяснить дошкольнику, что такое добро и зло// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008 – №11.
13. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерепия. – М.: Класс. – 2008.
14. Погосова М. Н. Погружение в сказку. – СПб Речь: 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Вечный двигатель"
Тема проекта: «Вечный двигатель»Цель: узнать, как можно сберечь сердце.Гипотеза: поможет ли сберечь сердце физкультура и спорт?Задачи: рассмотреть иллюстрации сердца и получить о нем информациюисследо...
Исследовательская работа " Вечный двигатель"
Исследовательская деятельность в детском саду способствует развитию у дошкольников наблюдательности, активизации умственных способностей и исследовательскому типу мышления....
Творческий исследовательский проект в группе детей младшего возраста "Народная кукла"
Цель проекта:Знакомить детей с устным народным творчеством, забавами, играми на примере народных кукол, используя традиции русского народа. Пробудить в детях уважение к устному народ...
Тезисы к творческо – исследовательскому проекту «Русские народные тряпичные куклы»
Тезисы к исследовательскому конкурсу...
Творческий исследовательский проект "Народная тряпичная кукла"
Тряпичная кукла - вид народной игрушки, это история, традиции, культура.Данная наша работа представляет собой творческий исследовательский проект. Работая над проектом мы узнали о видах традицион...
Исследовательская работа "Чистой мудрости родник"
Учитель - одна из самых сложных профессий. Учитель играет важную роль в жизни каждого человека. Учителя не только обучают своему предмету, но и помогают ориентироваться в жизни, вступить во взро...
"Народная кукла" Творческий исследовательский проект в группе детей младшего возраста (1-я младшая группа)
Знакомить детей с устным народным творчеством, забавами, играми на примере народных кукол, используя традиции русского народа. Пробудить в детях уважение к устному народному творчест...
Комментарии
Проект "Свет вечной мудрости народной"
Очень хороший актуальный на сегодняшний день проект.Поскольку проект долгосрочный, можно было бы его расширить за счет Изо-деятельности и ручного труда.Это дало бы больший выход за счет перевода словесной формы в визуальную, очень важную для ребенка старшего дошкольного возраста в плане развития творчества и самовыражения.Не сомневаюсь, что в процессе реализации проекта такая работа проводилась, но освещения в проекте не получила.Исключением является только совместная работа с родителями.Мы опробовали такой подход в менее долгосрочных проектах (3-4 месяца), совмещая еще и с окружающим миром (путешествия по странам ). Дает очень хорошие результаты.