Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
статья по коррекционной педагогике
1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.
3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
4.Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimod_spets.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
1.Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
2.Взаимосвязь работы учителя-логопеда и учителя начальных классов.
3.Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
4.Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога.
Основные функции участников коррекционно-образовательного процесса.
Основы построения единого коррекционно-образовательного пространства
Принципы построения единого коррекционно-образовательного пространства: системный характер, целостность, конкретность
Специальные принципы коррекционной педагогики:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип учета индивидуальных особенностей ребенка;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип комплексного использования методов и приемов педагогической деятельности;
- принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Модель взаимодействия участников коррекционного процесса
- Блоки взаимодействия
I-й – Диагностический
II-й – Коррекционно-педагогический
III-й – Социально–педагогический
- Четыре группы задач, решаемые в ходе взаимодействия
- мониторинговые
- воспитательные
- коррекционно-развивающие
- образовательные
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
- организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения
- уточнение диагноза при динамическом наблюдении коррекционного процесса
- разработка индивидуальной программы развития ребёнка
Основной формой взаимодействия в данном блоке является ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум («О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения) (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Целью коррекционно-педагогического блока является овладение педагогами интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции его нарушений.
Ведущей формой взаимодействия в этом блоке является сотрудничество (совместное планирование)
СОЦИАЛЬНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Целями и задачами социально-педагогического блока являются включение родителей в совместную коррекционную работу для осознания проблем ребенка и усиления коррекционного воздействия на него, формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга педагогических знаний и представлений
Основные области деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в соответствии с избранными программами.
Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформированности целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д).
Инструктор по физической культуре: проведение занятий в физкультурном зале, бассейне и на улице, реализация используемых программ физического воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций учителя-логопеда, учителя-дефектолога; организация двигательной активности детей.
Музыкальный руководитель и руководитель изостудии: реализация используемых программ музыкального и художественного воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.
Представитель администрации – руководитель службы сопровождения: перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.
Задачи специалистов
Учитель-дефектолог | Воспитатель |
|
|
Формы взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
- Лектории
- Практикумы
- Тренинги
- Индивидуальное взаимодействие
Скоординированность комплексно-тематического планирования дефектолога и воспитателя
Взаимопосещение образовательной деятельности
Скоординированность в деятельности дефектолога и воспитателя в осуществлении взаимодействия с родителями
Список литературы:
- Волосовец Т.В., Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Т.В. Волосовец - М., "Владос", 2004
- Кударинова А.С., Взаимодействие участников коррекционно-логопедического процесса в работе с учащимися начальных классов с дизорфографией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9 – С. 148-152
- .Миронцева И.М.,: Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников/ И.М. Миронцева. - Детство –пресс, 2012
- Поваляева М.А., Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева - Ростов-на-Дону, Феникс, 2002
- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Специальная педагогика/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Ткачева В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004., №2.
- Ульенкова У.В., Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ У.В. Ульенкова., О.В. Лебедева - М., Издательский центр «Академия», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей через проектно-игровой метод для познавательно-речевых способностей детей с речевыми нарушениями при тесном взаимодействии всех участников коррекционно- образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на...
Статья "Система взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса " (из опыта работы)
В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса....
Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса
Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Взаимодействие специалистов в коррекционно- образовательном процессе и их основные функции....
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса
Представлен метериал о создании мультидисциплинарной команды специалистов, её функционировании для реализации коррекционоо-развивающих программ...
Адвент-календарь –современная технология организации взаимодействия участников коррекционно – образовательного процесса в детском саду.
У современных детей и игры современные и нам взрослым, как педагогам, так и родителям необходимо учиться играть вместе с ними, чтобы находить общий язык с ребёнком. Настоящее время требует...
Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса
Консультация для воспитателей и специалистов...