В поисках звуков и букв для Тани и Вани
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Занятие по грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 100

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2» г. Сосногорска

КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие»
в подготовительной группе по теме
«В поисках звуков и букв для Тани и Вани
»

Воспитатель
Харчевникова Г.И.

2015 г.

Цель: обобщить ранее полученные знания по грамоте.

Задачи.

  1. Продолжать учить составлять предложение на заданную тему, составлять схему этого предложения.
  2. Закреплять умение детей различать гласные, согласные твёрдые и мягкие звуки; развивать фонематический слух.
  3. Закреплять умение детей определять последний звук в заданном слове и называть слова на этот звук.
  4. Развивать умение детей проводить звуковой анализ слова; определять ударную гласную; делить слово на слоги.
  5. Продолжать учить обозначать звуки буквами, проводить словоизменение.
  6. Развивать умение работать коллективно, группой, у доски и самостоятельно за столом.
  7. Воспитывать отзывчивость, сочувствие и желание помогать ближним, попавшим в беду.

Материалы и пособия: две доски; два кусочка мела; картины: лес, речка, горы; магнитофон; диск со звуками; кассы букв по количеству детей; сундучок; фигурки букв; указка; маркер чёрного цвета; магнитная доска.

Методы: эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический.

Приёмы: введение воображаемую ситуацию, физкультурная минутка, дидактические игры, совместная речевая деятельность, сюрпризный момент.

Ход занятий.

В. Ребята мне позвонил доктор Айболит и рассказал о том, что злой Бармалей отобрал у Ванечки и Танечки звуки и буквы, спрятал в горах Фернадо – По, и теперь бедные дети не могут ни говорить, ни писать. Доктор Айболит помог бы им, но его срочно вызвали лечить маленьких зверят.  Ребята вы хотите помочь Тане и Ване найти звуки и буквы.

Ответы детей.

В. А как мы сможем им помочь?

Ответы детей.

В. Но, до этих гор добраться нелегко. В дороге нас ждут разные препятствия, которые нам нужно будет преодолеть. Вы готовы?

Ответы детей.

В. Для начала, нам надо успокоить доктора Айболита и отправить ему телеграмму о том, что вы готовы помочь ребятам. Нам нужно составить текст телеграммы. Но, сначала вспомним - из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений).

В. А из чего состоят предложение? (Предложение состоит из слов.)

В. Текст должен быть коротким в телеграмме – одно предложение из трёх слов. Давайте, разделимся на команды, и каждая из команд, обсудив задание, даст свой вариант предложения.

(Команды после обсуждения предлагают свои варианты.)

В. Начертите на доске схему своих предложений.

 (Выходят по одному человеку с каждой команды и чертят схему своего предложения).

В. Сколько слов в твоём предложении? (Ответ)

Какое слово первое, второе, третье?

Как мы напишем первое слово? (С большой буквы)

Ещё в каких случаях мы пишем слова с большой буквы (Имена людей)

Как мы закончим предложение? (в конце предложения ставим точку).

В. Теперь мы можем отправляться в путь. (Идут к картине, где изображён лес).

В. Ребята, перед нами встал волшебный непроходимый лес. Чтобы пройти через него, нам нужно его расколдовать. Обратите внимание, в этом лесу абсолютная тишина: здесь птицы на поют, не шелестит листва, не слышно ни одного звука. Необходимо оживить лес, вернуть звуки. Давайте вспомним: что такое звуки? (Звуки-это то, что мы слышим).

В. А какие звуки бывают? (Звуки бывают гласные и согласные).

В. Как классифицируют согласные звуки? (Звуки классифицируют на мягкие и твёрдые)

В. Давайте разбудим звуки с помощью волшебной игры. Я буду произносить звуки, а вы определите их: гласный звук-прыгаете; согласный твёрдый – потопайте; согласный мягкий – похлопайте.

Дидактическая игра «Определи звук».

(После окончания игры слышится звуки природы).

В. Ну вот мы разбудили звуки и выбрались из леса, но впереди глубокая волшебная река, и, чтобы перейти через эту реку, нужно построить мост из слов. Для того, чтобы построить такой мост: предыдущий называет слово, а последующий определяет последний звук в этом слове, и на этот звук называет слово, и т. д. до последнего участника.

 Дидактическая игра «Мост».

В. Вот и позади осталась речка, а впереди горы Фернанда-По. Но чтобы найти сундучок со звуками для Тани и Вани, проведём звуковой анализ слова горы. (Фронтальный опрос)

1.Сколько звуков в этом слове? (4 звука)

2.Назовите и характеризуйте звуки в этом слове. (1-й –[г] сог., тв.,отмечаем синим кружком; 2-й – [о] гл. уд, отмечаем красным кружком.; 3-й –[р],  сог.,тв.- синим  кружком; 4-й –[ ы ]  гл., безуд.- жёлтым кружком)

В. Как определить на какую гласную падает ударение? (Нужно позвать слово, и та гласная, которую выделяем интонацией голоса сильнее, чем другие гласные  -  ударная).

3. А сколько в этом слове слогов? Как вы определили количество слогов? (Сколько гласных столько и слогов).

4.Разделите слово на слоги. (го – ры)

5.Сколько слогов. (два)

В. Молодцы, а теперь мы должны выложить это слово из букв, но сначала вспомним: что такое буквы?

 (Буквы – это то, что мы видим и пишем. Буквами мы на письме обозначаем звуки.)

 В. Правильно. Найдите нужные буквы и выложите слово. А кто желает выполнить это задание у доски

 (Один ребёнок идёт выполнять задание к доске).

В. Выложили? (Проверка задания.)

В. А теперь посмотрите, гор у нас много, а как найти ту, в которой нора? (варианты ответов детей.)

В. Да, очень просто. Надо в этом слове поменять букву, чтобы получилось слово гора. Какую букву на какую надо менять? (Ы на А)

В. А, теперь найдём в этой горе нору. Кто-нибудь догадался как это можно сделать? (Поменяем букву Г на Н).

В. Правильно. (Выполняют задание). Молодцы. Ребята, смотрите, что я нашла (показывает сундучок, открывает, достаёт буквы, из сундучка звучат разные звуки). Как вы думаете это тот самый сундучок? (Ответы детей). Теперь пора нам обратно.

Динамическая пауза. (все движения выполняются в соответствии с текстом)

Ехали, мы ехали -

Вправо заехали,

Влево повернули,

Машину развернуло.

Дружно мы пешком прошлись,

 И на горку взобрались.

Так до дома добрались.

В. Вот мы и дома, а с нами сундучок со звуками и буквами и звуками. Мы их перешлём Тане и Ване, но для этого нужен адрес. Вспомните в какой сказке живут Таня и Ваня.

 (Бармалей.)

В. А, кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский.)

В.Правильно. На посылке мы напишем «В сказку К.И.Чуковского «Бармалей» для Тани и Вани».

Рефлексия

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравились наши приключения? Давайте вспомним что нам встретилось на своём пути? С какими заданиями вы справились, а какие для вас были сложными? Что в нашем путешествии вам понравилось больше всего? Мне очень понравилось, как вы сегодня дружно и слаженно работали. И как говорит русская пословицы: «Делу время, а потехе час» или «Сделал дело – гуляй смело».  

  Используемая литература:

  1. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л. Е. Журова, Н. С. Варенсова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская./Под. Ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школа пресс, 1998.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа. – М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Таня и Ваня на прогулке"

Занятие в средней группе по развитию речи...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект занятия по развитию речи в 1ой младшей группе. Тема: "В гостях у Тани и Вани"

Конспект занятия по развитию речи в 1ой младшей группе.Тема: "В гостях у Тани и Вани"Цель:  Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность.Задачи...

Развивающая книга из фетра по формированию культурно - гигиенических навыков: "В гостях у Тани и Вани"

Развивающая книга из фетра по культурно - гигиеническим навыкам: "В гостях у Тани и Вани".Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.Задачи:- познакомить д...

восприятие картины Таня и Ваня в осеннем парке 1

Конспект занятия с детьми второй младшей группыкомпенсирующей направленности (дети с нарушением зрения)Тема: «Восприятие картины «Таня и Ваня в осеннем парке»(развитие восприяти...

восприятие картины Таня и Ваня в осеннем парке 2

Конспект занятия с детьми второй младшей группыкомпенсирующей направленности (дети с нарушением зрения)Тема: «Восприятие картины «Таня и Ваня в осеннем парке»(развитие вос...