Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Волшебное дерево"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бондаренко Ольга Ивановна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

«Волшебное дерево»

для детей 6 – 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx90.84 КБ

Предварительный просмотр:

            Бондаренко Ольга Ивановна – воспитатель I категории.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления № 22 «Колокольчик»

г. Набережные Челны.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

«Волшебное дерево»

для детей 6 – 7 лет

(Подготовительная к школе группа).

Итоговое занятие.

Программное содержание:

Связная речь: закреплять умение детей придумывать сказки на заданную тему, используя полученные ранее знания, раскрывая характер персонажей.

Словарь и грамматика: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным, глаголам, разными способами образовывать степени сравнений прилагательных, находить разницу в словообразовании, способствовать усвоению значений многозначных и сложных слов.  

Воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слов, умение выполнять коллективные задания, работать в парах, оценивать ответы друг друга.

Планируемые результаты:Активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении поставленных задач, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции, умеет рассказать сказку, сосредоточенно действует в течении 20 – 25 минут, с интересом участвует в играх, физкультурных паузах.

Предварительная работа: познакомить детей с пословицами построенных на подборе антонимов, сравнений.

Индивидуальная работа:Умение работать в паре, многозначные слова.

Материал: дерево с буквами вместо листочков; картинки животных: лисы, зайца, коровы, овцы, тигра, собаки, кошки, медведя, волка, свиньи; карточки с многозначными словами: ручка, труба, молния, земля, ножка, иголка, шишка, лапа; карточки со словами: бежал – прибежал – выбежал, пил – выпил, смеяться – засмеяться, лететь – прилететь – вылететь, сел – присел, прыгнуть – спрыгнуть – перепрыгнуть, писать – переписать, играть – проиграть – выиграть, шел – отошел – вошел, петь – запеть – спеть;смайлики; магнитная доска.

Приглашены родители.

Ход образовательной деятельности:

(Дети стоят в кругу).

Воспитатель: Есть у радости подруга в виде полукруга,

 На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет,

 То внезапно возвратиться, грусть-тоска ее боится.

Догадались, что это? (Правильно «улыбка»)

                         Собрались все дети в круг,

                         Я твой друг и ты мой друг,

                         Крепко за руки возьмёмся

                         И друг другу улыбнёмся!

Улыбнемся и нашим гостям и радостно начнем занятие. Дети, мы с вами в течении года добросовестно трудились, пересказывали рассказы, придумывали сказки, составляли рассказы по картинам, правильно строили предложения, научились говорить правильно и еще много чего умеем.  А сейчас мы с вами вспомним все то, что знаем. Сегодня мы будем работать и играть с необычным деревом.

Не листочки на нем, ни цветочки на нем, а что?

(Буквы).

Вы все знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве приготовила вам задание.

Много с буквами хлопот, уж такой они народ!

А чтобы у нас все получилось, работать будем дружно, выслушивая друг друга, а если кому-нибудь понадобиться помощь, вы, как настоящие друзья придете на помощь. Говорите четко, неторопясь, перед ответом подумайте.

Что же нам приготовила буква «Н»? А здесь игра «Скажи наоборот».

(Дети стоя в кругу передавая мяч, дают задания друг другу):

1. Подушка мягкая, а скамейка…(Жесткая)

2. Ручей мелкий, а речка…(Глубокая)

3. Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники…(Крупные)

4. Пластилин мягкий, а камень…(Твердый)

5. Каша густая, а суп…(Жидкий)

6. Лес густой, а перелесок…(Редкий)

7. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…(Сухая)

8. Покупаем картофель сырой, а едим…(Варенный)

9. Март зиму кончает, а весну…(Начинает)

10.Смеллый там найдет, где робкий…(Потеряет)

11.Покупаем хлеб свежий, а через три дня он…(Черствый)

12.Больше знай, да меньше…(Болтай)

13.В умной беседе ума наберешься, а в глупой свой…(Растеряешь)

14.Человек от лени болеет, а от труда…(Здоровеет)

15.Умел ошибиться, умей и …(Исправиться)

16.Дождик вымочит, а дождик…(Высушит)

17.Одтн теряет, другой…(Находит)

18.Если что-нибудь забудешь, то потом обязательно…(Вспомнишь)

19.Сначала свет зажигают, а уходя…(Гасят)

20.Лимон кислый, а сахар…(Сладкий)

Воспитатель:Возьмем букву «Д» и здесь игра, а теперь «Скажи по-другому»

 Пришла весна – наступила. Злая зима – холодная, морозная. Колючий ветер – резкий.Золотые руки – умелые.Золотые волосы – красивые, блестящие.Он плачет – ревет.Машина мчится – несется, гонит.Я нашла – отыскала.Вы радуетесь – веселитесь.Дети шалят – балуются.Бросать мяч – кидать.Юла кружиться – вертится.Татьяна Павловна открывает дверь – отворяет. (и т. д.)

Буква «Ж» приготовила вам два задания. Оба вы будете выполнять парами.

(Каждая пара берет картинку животного)

Игра «Животное и его детеныши».

1 ребенок спрашивает: «Кто у овцы?»

2 отвечает: «Ягненок»

1: «А много?»

2: «Ягнят, а 3?»

1: «Ягненка» (И т. д.)

Воспитатель: Вторая игра от буквы «Ж» - «У кого какой?»продолжаем работать парами. Посмотрите на своих животных и скажите у кого какое животное?

1 ребенок: «У меня лиса рыжая»

2: «А у меня еще рыжее»

1: «У зайца уши длинные»

2: «Он длинноухий»

1: «У волка хвост длинный»

2: «Он длиннохвостый»

1: «У моего медведя шерсть густая»

2: «А у моего еще гуще»

1: «У овцы нет рогов»

2: «Она безрогая»

1: «У лошади ноги длинные»

2: «Она длинноногая»

1: «У кошки лапа белая»

2: «Она белолапая»

1: «У меня корова большая»

2: «А у меня еще больше»

1: «У моего тигра ноги быстрые»

2: «А у моего еще быстрее»

1: «У меня свинья грязная»
2: «А у меня еще грязнее»

Воспитатель: А сейчас присядем на стульчики и посмотрим какое задание нам приготовила буква «С» - «Сказывали и мы сказки». Мы с вами уже придумывали сказки, вспомните структуру сказок, я хочу, чтобы вы сегодня рассказали сказки о зайце, предлагаю придумать сказки об умном зайце, о послушном, о модной зайчихе, о добром зайце и о сильном. Кто готов, пожалуйста. (Дети рассказывают сказки). Воспитатель комментирует.

Воспитатель: Что же нам приготовила буква «Ф» - физкультминутка. Вспомним нашего веселого Гнома.

Жил – был маленький гном, (дети приседают)

У гнома был маленький дом, (показывают крышу дома над головой)

Гномик кашу варил,(«варят» кашу)

И всем – всем – всем говорил, (показывают на себя и других детей)

«Все мы, и ты и я – друзья!

В гости ко мне прибегайте, (бегут на месте)

Ноги вытирайте, (имитируют вытирание ног)

Садитесь на стул, (садятся на стульчики)

Кашей угощайтесь («едят» кашу)

И друг – другу улыбайтесь!» (Улыбаются)

Воспитатель: Мы продолжаем, буква «А» и игра «Разные слова», снова работаем парами, берем карточки со словами, (бежал – прибежал – выбежал, пил – выпил, смеяться – засмеяться, лететь – прилететь – вылететь, сел – присел, прыгнуть – спрыгнуть – перепрыгнуть, писать – переписать, играть – проиграть – выиграть, шел – отошел – вошел, петь – запеть – спеть), обратите внимание чем они отличаются друг от друга? Правильно, они образованы при помощи приставок. Я прошу вас придумать предложения с вашими словами.

Дети говорят предложения. Н-р: Я пел песню, Маша запела тоже и мы ее спели до конца вместе.

Воспитатель: А буква «О» приготовила для вас вот эти слова:ручка, труба, молния, земля, ножка, иголка, шишка лапа; (вывешивает слова на магнитную доску). Скажите, что означают эти слова? (Дети перечисляют значения слов)

Как мы называем эти слова? (Многозначными).

И последняя буква «Ш». Послушайте загадку:

Большой, просторный, светлый дом,

Ребят хороших много в нём,

Красиво пишут и читают,

Рисуют дети и считают.

Что же это за дом? (Школа)

Как одним словом называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)

А что находиться в портфеле школьника? (Школьные принадлежности)

У слов школа, школьник, школьные какая часть общая? (Школ)

А кто дает знания детям в школе? (Учитель).

Назовите однокоренные слова к слову учитель. (Учить, учительница, учительская).

Мы с вами выполнили все задания. Совсем скоро вы станете школьниками и я надеюсь, что вам пригодятся все те знания, которые вы получили в детском саду. Я хочу, чтобы вы вспоминали нас с радостью и дарю вам на память смайликов. Улыбайтесь чаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект образовательной деятельности по речевому развитию для первой младшей группы.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для первой младшей группы на тему: «Подарочек для мамочки»....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Деревья нашего края»

Цель: расширять знания детей о деревьях родного края.Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»: Расширять  представления детей о видах леса, в зависимо...

Конспект образовательной деятельности по бумагопластике "Весеннее дерево"

В данном конспекте представлена работа с детьми по нетрадиционной аппликации: техника – торцевание, бумагокручение....

Конспект образовательной деятельности по бумагопластике "Весеннее дерево"

Конспект образовательной деятельности по бумагопластике "Весеннее дерево"...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию "Лес.Деревья"

1). Обогатить представления детей о лесе, строении деревьев;2). Закрепить знания детей о лесе, деревьях....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей в подготовительной группе (6-7 лет). Образовательная область «Речевое развитие». Тема «Путешествие на остров Знаний»

Тема: «Путешествие на остров Знаний»Цель: выявление уровня усвоения программных задач по речевому развитию: развитию речи, подготовка к обучению грамоте...