педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
педагогическая статья " педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рубанова Д.С.
Некрасовский колледж № 1
Санкт-Петербурга
rubanova-darina@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Рекомендовано к публикации:
Лунёва Т.В., научный руководитель работы
Мещерякова Е.Н., рецензент
Аннотация: в статье раскрыта необходимость развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения. Представлены театрализованные игры предварительного этапа. Описаны условия эффективного использования театрализованных игр в развитии связной речи детей пятого года жизни.
Ключевые слова: развитие связной речи, театрализованные игры, педагогическое сопровождение
Происходящие изменения в обществе, в частности, увеличивающийся поток информации, многообразие форм массовой культуры оказывают влияние и на развитие детей, находящихся в этом стремительном потоке жизни, и выдвигают новые требования к системе образования в целом.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью непрерывного образования, в ходе которого необходимо создать условия для полноценного речевого развития ребенка [1]. Введенный в действие в 2014 г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из целей образования указывает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [3].
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В первую очередь, развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры, то есть, владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширными и постоянно расширяющимся словарным запасом. Умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух; убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения; управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, спрашивать, отвечать на вопросы, возражать, объяснять, спорить.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые воспитательница эмоционально выделяет, – но пересказать услышанное не могут – эмоции затмевают идею сказки, интонационные акценты не так расставлены. Восприятие в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становится настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается.
Следовательно, развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Вместе с тем необходимо отметить, что развитие речи современных дошкольников не всегда соответствует тем требованиям, что предъявляются к этому параметру в нормативно-правовых документах, регламентирующих дошкольное образование [4, с. 26]. Именно поэтому развитие речи и навыков речевого общения выступает одной из ведущих задач воспитания и обучения детей-дошкольников.
Речевое развитие подрастающего поколения зависит не только от индивидуальных особенностей личности, речевой среды, познавательной активности ребенка, социального окружения, но и от конкретной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Практика показывает, что эффективное стимулирование речевого развития ребенка возможно лишь при соблюдении условия «следования рядом», т.е. при обеспечении педагогического сопровождения.
Модернизация образовательной системы России, описанная в «Концепции развития образования РФ до 2020 г.», одной из основных своих целей ставит гуманизацию образования [2]. Поэтому обращение к педагогическому сопровождению в контексте модернизации образования продиктовано его гуманитарной сущностью, гибкостью, ненасильственным и «ненавязчивым» характером педагогического процесса, способного непосредственно соотноситься с потребностями и интересами его участников. Педагогическое сопровождение развития речи ребенка мы рассматриваем как «помогающее воспитание», которое призвано стимулировать становление грамотной связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Грамотная связная речь весьма важна для процесса социализации ребенка, она является важным компонентом развивающейся личности дошкольника.
Большую роль в становлении речи ребенка в этот период должно сыграть искусство, в том числе театральное. Помощь дошкольникам в развитие связной речи может состоять в организации театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе дошкольного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности.
На потенциал театрализованных игр в развитии связной речи у детей дошкольного возраста указывают исследования таких ученых как: М.В. Воробьева , Т.Н. Доронова , Л.И. Иванцова , Т.С. Комарова , С.И. Зимина , И.В. Лесняк , Т.И. Петрова , С.И. Мерзлякова и др.
Несмотря на значительное число научных трудов, освещающих вопросы развития речи дошкольников, проблема развития связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики, поскольку требует постоянного обновления путей решения и учета социальной ситуации развития современных дошкольников.
Выбор темы дипломного исследования определен актуальностью развития связной речи дошкольников, в частности детей пятого года жизни, средствами театрализованных игр.
Таким образом, существует достаточно обширная база научной литературы, посвященной развитию связной речи, а также применению театрализованных игр в детском саду. Тем не менее, в приведенных работах театрализованные игры практически не рассматриваются как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Соответственно, несмотря на актуальность проблемы настоящего исследования, многие ее аспекты до сих пор остаются недостаточно разработанными.
Анализ литературы позволил выявить наличие противоречия между наличием интереса педагогов-практиков к развитию речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в условиях педагогического сопровождения и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для развития связной речи средствами театрализованных игр.
С учётом выявленных противоречий и недостаточной изученностью данного вопроса определена проблема исследования: каковы условия педагогического сопровождения развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр?
Вышесказанное определяет актуальность следующей темы для выпускного квалификационного исследования: «Педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр».
Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы педагогического сопровождения развития связной речи детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованных игр, разработка и апробация условий организации и проведения театрализованных игр, способствующих развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи детей пятого года жизни.
Предмет исследования – театрализованные игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения.
Гипотеза исследования- Мы предполагаем, что педагогическое сопровождение развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр, будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- при разработке и апробации комплекса театрализованных игр, направленного на развитие связной речи;
- при использовании в работе метода наблюдения с целью определения и проведения индивидуальной работы;
- при условии мотивации детей к предстоящей деятельности используя метод игровых и проблемных ситуаций;
- при обыгрывании каждой из выбранных сказок используются различные виды театрализованных игр;
- при организации поэтапной работы театрализованной деятельности;
- при привлечении в работу родителей с целью сотрудничества, используя нетрадиционные формы работы, консультирование.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- изучить и проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий: «педагогическое сопровождение», «связная речь», «театрализованная игра»;
- выявить особенности развития связной речи у детей пятого года жизни и определить специфику использования театрализованных игр для ее развития;
- разработать и апробировать комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни;
- определить эффективность педагогических условий процесса развития связной речи детей пятого года жизни посредством театрализованных игр, выявить результативность проделанной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе разработан комплекс театрализованных игр, основанный на апробации условий педагогического сопровождения.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке и апробации условий педагогического сопровождения развития связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр. Разработанный комплекс театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения может применяться в практической работе педагогов ДОУ.
Проводя практическую часть исследования нами были взяты за основу сюжеты русских народных сказок, таких как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Бычок смоляной бочок». Вся работа, направленная на развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения проходила в три этапа.
На подготовительном этапе нами были проведены игровые этюды с элементами театрализации с целью установления положительного контакта между педагогом и детьми.
Игровые этюды с элементами театрализации для проведения подготовительного этапа
№ п/п | Название театрализованной игры ( этюда ), цель | Действия воспитателя (методы/приемы) | Действия детей. Предполагаемый результат |
1 | Речевое упражнение «Эхо» Цель: Развивать умение менять интонационную окраску речи при чтении текста, развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. | Вступительная беседа с целью мотивации детей к предстоящей игровой деятельности используя сюрпризный момент: «Ребята посмотрите, я нашла на столе волшебный конвертик, а в нем стихотворение,хотите я вам его прочитаю?» Чтение стихотворения «Мы бродили темным бором»; Мотивация детей используя метод проблемной ситуации: «а кто же нам прислал стихотворение.Это мишка.Он не может говорить тихо, давайте мы его научим. Объяснение правил выполнения речевого упражнения Показ педагога. Давайте покажем мишке какие мы дружные и попробуем спросить дружно. Давайте вместе с мишкой зададим вопрос громко Оказание помощи при затруднении-повторное объяснение, словесный показ. После выполнения игрового задания с детьми проводится рефлексия.Похвала детей. В работе педагог использует групповую форму работы Используя метод наблюдения прописать индивидуальную и (или) подгрупповую работу с детьми(у кого возникло затруднение при выполнении игрового задания), направленную на развитие умения менять интонационную окраску речи при чтении текста, развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса развитиенад развитием | Дети с разной интонацией задают вопрос по просьбе педагога, заменяя наречие- дружно,тихо,громко,трусливо,грустно, проговаривая текст с заданной интонацией |
2 | Игровой этюд на выражение эмоций «Вкусные конфеты» Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику, жесты (удовольствие, радость) | Вступительная беседа с целью мотивации детей к предстоящей деятельности используя метод проблемной ситуации: «Белочка написала письмо, в котором пишет: «Вы такие дружные, веселые ребятки я хочу угостить вас вкусными конфетками, которые я отправила вам по почте», но вот беда, посылка с конфетами еще в пути, давайте пока посылка еще не пришла, мы попробуем представить, что у нас есть конфетки и покажем как мы рады вкусному угощению» Воспитатель предлагает детям пофантазировать и представить, что у нее в руках воображаемая коробка конфет,воспитатель протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются, при этом дети показывают мимикой, жестами, что угощение вкусное. Педагог использует метод объяснения показа, метод беседы с целью обсуждения как можно показать радость, удовольствие. Используя метод наблюдения прописать индивидуальную и (или) подгрупповую работу с детьми(у кого возникло затруднение при выполнении игрового задания), направленную на развитие умения : Передавать внутреннее состояние через мимику, жесты (удовольствие, радость) После выполнения задания проводится рефлексия с детьми с целью развития умения вступать в диалог, отвечая на вопросы, связно выражать свои мысли. После рефлексии похвалить детей, угостить конфетами. | Дети имитируют движениями рук (жестами) разворачивание конфеты,выражают мимикой радость от съеденного угощения |
3 | Игровой этюд на воспроизведение черт характера «Старичок» Цель: Развивать умение через мимику, жесты, позу передавать отдельные черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). | Вступительная беседа, используя загадку про старичка, с целью мотивации детей к предстоящей игровой деятельности. Педагог пересказывает стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок», предлагая детям передать эмоции, используя мимику, жесты, позу. В данном игровом этюде педагог использует метод, показа, объяснения, беседы с целью обсуждения, какие жесты и мимику можно использовать, побуждая детей к проявлению инициативы и самостоятельности ; предоставляя возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Выполнение задания проходит под песню «Веселый старичок» Д. Хармса. Рефлексия с целью развития умений вести диалог, развернуто отвечать на вопросы. кого мы сегодня изображали ? какой старичок по характеру? Что сделал старичок, когда увидел стрекозу? Как можно сказать по-другому, какое настроение было у старичка? | Дети передают эмоции, используя мимику, жесты, позу, согласно тексту. Проявляют инициативу, экспериментируют при создании образа. |
4 | Игра-имитация «Бычок» Цель:создать условия для развития умения выполнять имитационные движения согласно тексту используя мимику и жесты сопровождая движения речью(с использованием куклы бибабо) | Вступительная беседа с целью мотивации детей на предстоящую игровую деятельность используя сюрпризный момент: «В гости пришел бычок. Какое стихотворение вы знаете про бычка?» Пересказ стихотворения А.Борто «Бычок» «Давайте с вами покажем как бычок качался, вздыхал на ходу» Показ движений согласно тексту.Беседа с целью обсуждения средств интонационной выразительности( силы голоса,темпа речи, тембра) Используя метод наблюдения прописать индивидуальную и (или) подгрупповую работу с детьми(у кого возникло затруднение при выполнении игрового задания), направленную на развитие умения выполнять имитационные движения согласно тексту используя мимику и жесты сопровождая движения речью. | Ребенок имитирует движения согласно тексту. Использует средства интонациональной выразительности: говорит медленно, грустно, делая акцент на ключевое высказывание -«…ох…», подчеркивая эмоционально настроение главного персонажа |
5 | Инсцинировка потешки «Жили-были зайки» Цель: Вызвать интерес к театрализованной деятельности Развивать умения инсцинировать потешку сопровождая движения речью используя жесты(используя шапочки) | Вступительная беседа с целью мотивации детей к предстоящей игровой деятельности, использование сюрпризного момента «Ребята посмотрите какой у меня красивый костюм,на кого я похожа? Я знаю забавную потешку про зайчат,хотите послушать?» Пересказ потешки «А вы хотите превратиться в зайчат и поиграть со мной?» Повторный пересказ потешки с показом педагога. Перед непосредственной инсцинировкой педагог использует метод объяснения, показа,обсуждения побуждая детей к самостоятельному показу. После выполнения задания педагог хвалит детей. Используя метод наблюдения составляет план по индивидуальной или подгрупповой работе с детьми | Дети выполняют имитационные движения, сопровождая их речью, используя жесты.Проявляют инициативу, с интересом вступают в дисскусию обсуждая с педагогом варианты инсцинировки. |
На основном этапе педагог знакомил детей с литературным произведением, мотивировал детей на предстоящую деятельность используя в работе такие приемы как: проблемные ситуаций,сюрпризный момент. На протяжении всего основного этапа педагог использовал различные виды театрализованных игр, побуждая детей к самостоятельному обыгрыванию сюжета, используя при этом различные методы и приемы направленные на развитие связной речи.
На заключительном этапе детям было предложено самостоятельно показать театрализованное представление для родителей, выбрав произведение из перечня освоенных. В работу, направленную на развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр были привлечены родители, с целью сотрудничества, для достижения поставленной цели.
Проведя повторные исследования уровня развития связной речи детей пятого года жизни, нами была выявлена положительная динамика развития связной речи, что свидетельствует о доказательстве выдвинутой нами гипотезы исследования.
Список литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 2. – Ст. 7598.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Российская газета. – 2013. – № 265.
- Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программ дошкольного образования// Дошкольное образование. – 2012. – № 2. – С. 7–11.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Институт психотерапии, 2011. – 256 с.
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи детей четвертого года жизни
Большое значение речи дошкольника в том , что это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены...
развитие связной речи детей пятого года жизни средствами театрализованных игр в условиях педагогического сопровождения
комплекс театрализованных игр для развития связной речи детей пятого года жизни в условиях педагогического сопровождения...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...
Презентация на тему: Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни
Презентация к проекту "Логоритмические игры как средство развития связной речи детей пятого года жизни"....
Статья "Танцевальные упражнения как средство развития выразительности движений детей пятого года жизни"
В данной статье представлены основные направления по развитию выразительности движений у детей пятого года жизни в условиях дошкольной образовательной организации....